В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.
Ключевые слова: игровые технологии, эмоциональное здоровье, здоровьесберегающие технологии, дыхательная гимнастика, всестороннее развитие детей.
В настоящее время наблюдается высокий уровень заболеваемости у детей. И даже если используются какие-то профилактические меры по их предотвращению, то мало кто обращает внимание на причины заболевания, которые подчас скрываются за психоэмоциональным состоянием ребёнка. В условиях современного мира, где нагрузка на детей увеличивается, здоровьесберегающие технологии внедряются в практику музыкального воспитания, что помогает создавать условия для здорового и гармоничного развития детей.
Целью настоящего обзора является освещение проблем неустойчивости детской психики к повышенной нагрузке в повседневной жизни, которая приводит к переутомлению детского организма, как психического, так и физического его состояния. В связи с этим, на основе имеющегося личного опыта, через изучения педагогической, методической литературы и применение её на практике, а также путём экспериментального внедрения собственных наработок, показана систематическая и комплексная работа, осуществляемая на музыкальных занятиях в детском саду. В обзоре рассматриваются здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как способе организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учёта индивидуального здоровья воспитанников, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранения и укрепления здоровья.
Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников существует уже достаточно давно. Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в детском саду. Учитывая сложившуюся ситуацию, в новых нормативных документах, введённых ФГОС ДО, поставлены задачи, направленные на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей и обеспечение их эмоционального благополучия и полноценного развития. В этой связи можно смело говорить о значимой роли музыкальных занятий, направленных на решение этих задач. Именно музыкальные занятия способны снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус детей.
Каждый выполняемый вид деятельности должен приносить ребёнку положительные эмоции. Но мы, педагоги, понимаем, что нам хотелось бы видеть и качество выполненной работы. А это может привести к переутомлению и, соответственно, к пониженным результатам. Чтобы этого не происходило, я использую первый принцип ФГОС ДО, который предполагает реализацию образовательной Программы — проведение занятий в игровой форме.
Современная научная мысль приходит к выводу, что игровые технологии стимулируют мозговую активность и улучшают концентрацию внимания, помогают лучше справляться с заданиями, требующими сосредоточенности и внимания, развивают память и логическое мышление. В игровой форме легко использовать и здоровьесберегающие технологии, которые открывают способность к всестороннему развитию ребёнка и укреплению его здоровья, помогают сформировать у детей привычки к здоровому образу жизни, улучшить физическую форму и психологическое состояние. Важно отметить, что музыка является универсальным средством воспитания и образования, которое приносит радость и пользу как детям, так и взрослым.
Своей задачей считаю:
— в игровой форме пробуждать познавательный интерес, учиться выражать свои эмоции и чувства, помогать детям раскрепоститься, проявлять свою индивидуальность и стать увереннее в себе, при этом быть ответственными за свои действия и результат;
— применяя здоровьесберегающие технологии, способствовать развитию физического, когнитивного, психического здоровья, дыхательной системы, социальной адаптации;
— учить детей видеть и радоваться результатам своего труда.
В подтверждении вышесказанного предлагаю познакомиться с некоторыми приёмами своей работы.
На моих музыкальных занятиях игра проходит яркой сюжетной линией. В конце занятия обязательно будет виден результат совместной деятельности детей и педагога. Каждое занятие — это создание проблемных, поисковых ситуаций, где дети с помощью своих знаний, умений, навыков, логического мышления, творческого воображения, можно сказать, сами создают необычные картинки и радуются своим успехам. Надо учесть, что встреча с музыкой — это не только наполнение души эмоциями, чувствами, но и встреча с прекрасным. И, следовательно, моя цель заключается в воспитании и создании чего-то нового и красивого. Дети учатся украшать мир радостью познания нового и уже имеющимися знаниями и умениями.
Как известно Солнце — это источник света, тепла и вообще жизни на Земле. Почему бы нам не зажечь лучики нашего солнышка, тем более, если на улице пасмурная погода, и, таким образом, сделать наше занятие радостным, тёплым и светлым? Каждое занятие начинается позитивным музыкальным приветствием или валеологическими распевками — цель которых оздоровление и общее укрепление организма детей через использование музыки и пения. В это время на солнышке появляются лучики, которые улучшают настроение детей. Следующий этап занятия может быть связан с путешествием, прогулкой, экскурсией и т. д. с использованием дыхательных упражнений и выполнением музыкально-ритмических движений. Количество лучиков на солнышке увеличивается. (см. рис. 1) Игра «Угадай мелодию» (узнать песню, музыкальное произведение, фамилию композитора) помогает детям сосредоточиться, активизировать память. Игра «Я — композитор» учит детей эмоционально и непосредственно реагировать на музыку, переживая её, развивает музыкально-художественный вкус. На этом этапе занятия продолжает расти количество лучей на солнышке, стимулируя детей к продуктивной работе. (рис. 2) На этапе распевания и пения дети исполняют ритмические упражнения, которые, чаще всего, я придумываю накануне музыкального занятия, используя природные явления и погодные условия. Во многом мне помогают наглядный и дидактический материал (на магнитной доске прикрепляются, в зависимости от сезона, листики, снежинки, капельки, цветочки и т. д. (рис. 3), а также пальчиковые игры, логоритмические упражнения и распевки для развития ритма и слуха. Выразительность исполнению придаёт игра «Я — актёр», способствующая вокальной и речевой активности. (рис. 4). Кульминационным моментом является исполнение танца или игра на развитие внимания, воображения. (рис. 5) Подводя итог вышеприведённых приёмов и видов деятельности на музыкальных занятиях, хочется подчеркнуть, что на протяжении всего занятия дети зажигают лучики на Солнышке, воплощая в нём символ самых лучших своих качеств, старательной работы, творческой активности, стремления к здоровому образу жизни. (рис. 6).
|
|
|
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
|
|
|
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Творческая атмосфера на занятиях, педагогика сотрудничества несут радость совместной работы музыкального руководителя и детей, оказывают положительное влияние не только на психоэмоциональное здоровье ребёнка, но и на музыкальное развитие, нравственное формирование личности. Выстраивая занятия в игровой форме всегда есть простор для новых идей, воплощения самых смелых фантазий, а значит работать плодотворно.
Литература:
1. Картушина М. Ю. «Оздоровительные занятия с детьми» г.Москва, ТЦ «Сфера», 2008.
2. Матвеевой Ю. В., Бутахиной Е. А. Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста// Вопросы дошкольной педагогики — 2021. — № 21 (10) — С.44–47
3. Огороднов Д. Е. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания и программа как методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры» Москва — 1994.
4. Серазетдинова Л. И., Утегенова Н. Р., Шайдуллина Г. Г. Техники дыхательных упражнений как компонент системы оздоровления. Учебно-методическое пособие. — Казань 2016 — С.12–14//