В статье автор раскрывает возрастные особенности учащихся начальных классов, влияющие на успешность адаптации к началу школьного обучения.
Ключевые слова: первоклассники, адаптация, возрастные особенности.
Значение благоприятных условий для проживания в младшем школьном возрасте подчеркивается экспертами в психологии и педагогике. Так, Эрик Эриксон выделил, что на данной возрастной ступени происходит вовлечение детей в трудовую деятельность общества, формируются трудолюбие и интерес к работе. Успешное преодоление этого этапа развития приводит к ощущению ребенком своей значимости, уверенности в собственных силах и способности взаимодействовать с другими. Негативный исход станет предиктором комплекса неполноценности.
Жан Пиаже выделял изменения в познавательной сфере: интериоризацию действий, создание семиотических функций, таких как ментальные образы и язык, развитие символического мышления.
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своих исследованиях анализируют особенности формирования субъектности у младших школьников в различных контекстах развития, включая её проявление в деятельности, в сообществе и в сознании. Субъектность младших школьников в деятельности можно охарактеризовать через методы принятия учебных задач, степени формирования целеполагания и учебных действий, уровень познавательной активности и произвольности, а также через общее эмоциональное восприятие учебного процесса. Совершенствуются способы взаимодействия ученика со старшими, развиваются навыки восприятия и осознания взрослой позиции, основываясь на характеристиках поведения школьника в общении с ровесниками.
Отправной точкой для младшего школьного возраста является поступление в первый класс. Главным новообразованием становится «позиция ученика», которая включает в себя обязательную и контролируемую общественностью учебную деятельность. Принятие правил школьной жизни, усердие и дисциплина детского обучения оказывают влияние на все его отношения с учителями, родителями и сверстниками [5].
Не все дети, начинающие учебу в первом классе, способны успешно адаптироваться к новым социальным условиям и требованиям, которые они ставят перед собой. Современные эксперты в области психологии, такие как И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, Л. Г. Дикая и М. Р. Битянова, подчеркивают, что значительная доля первоклассников не готова к школьному процессу обучения [4].
Родители детей дошкольного возраста чаще акцентируют внимание на интеллектуальной подготовке к школе, усиленно совершенствуя навыки чтения и письма, в то время как психологическая готовность — эмоциональная, волевая, социальная и мотивационная — остается в тени. Это приводит к тому, что, попадая в режим постоянного обучения, у ребенка не формируются устойчивые познавательные интересы, что, в свою очередь, вызывает снижение увлечения школой и ухудшение успеваемости.
Также появляются трудности в налаживании отношений со сверстниками и педагогами, так как первоклассник оказывается не готов к изменениям в социальном окружении. Учащиеся, которые не смогли адаптироваться к новым условиям, находятся в группе риска возникновения дезадаптивных состояний. По данным Федеральной службы государственной статистики, около 37 % учеников начальных классов сталкиваются с подобными проблемами, и эта цифра продолжает расти. Важно подробно исследовать проблему дезадаптации, причин ее появления, а также методов психологии, применимых в профилактических и коррекционных целях.
Все дети в разной степени испытывают тревогу, когда оказываются в новой и незнакомой для них обстановке. Однако, успешность периода адаптации первоклассника значительно влияет на его последующую социальную деятельность. Современные детские психологи, такие как М. М. Безруких, В. С. Мухина и Е. Е. Кравцова, подчеркивают, что неуспехи в адаптации могут приводить к формированию отклоняющихся форм поведения, снижению мотивации к обучению и возникновению невротических расстройств.
Первоначальное время, проведенное ребенком в образовательном учреждении, является не этапом получения знаний, а важным периодом социально-психологической адаптации. В это время формируются устойчивые отношения между ребенком, взрослыми и сверстниками; закладываются основные учебные установки. Начало школьного обучения знаменуется переходом игровой деятельности на учебную. Особой важностью для ребенка представляется вступить в социальные связи, закрепить свой статус ученика в новой системе. Эмоциональное состояние учащегося связано не только с успеваемостью и отношениями с учителями, но и с принятием его сверстниками [1].
Когда речь заходит об особенностях характера первоклассника, можно выделить такие черты, как стремление к немедленным действиям, импульсивность и склонность к необдуманным решениям. Эти особенности коренятся в недостаточной волевой регуляции поведения. Ребенок в возрасте шести-семи лет, поступивший в первый класс, часто не в состоянии долго удерживать внимание на поставленных перед ним целях и упорно преодолевать трудности.
Л. С. Выготский подчеркивал, что первокласснику нужно учиться использовать социально выработанные методы освоения предметов знаний, поскольку школа предполагает использование научных понятий [3]. В этот период ребенок переходит от пассивного восприятия предметов к более активному участию в учебном процессе, что требует от него способности различать различные аспекты реальности.
Ребенок, гармонично вписывающийся в систему социальных норм и школьных требований, может считаться адаптированным. По мнению М. Р. Битяновой, адаптация — это не только умение эффективно функционировать в любой среде, но и способность к полноценному личностному и социальному росту. Важно отметить, что человек может не только подстраиваться под окружающую среду, но и изменять ее.
Согласно, Л. А. Венгеру [2] можно заключить успешную адаптацию у первоклассников по ряду критериев. Такой учащийся проявляет позитивное отношение к учебному процессу, адекватно реагирует на предъявляемые требования и успешно справляется с ними. Ребенок усваивает учебный материал, проявляет умственную активность и любознательность, выполняет задания без внешнего контроля. Ученик приходит в школу с выполненным домашним заданием и устанавливает дружеские отношения с большинством одноклассников.
Литература:
- Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И. Подготовка ребенка к школе /автор Р. И. Айзман. — Томск: Пеленг, 2010. — 206 с.
- Венгер А. Л., Марцинковская Т. Д. Готов ли ваш ребенок к школе. -Ресурсы коммерческой организации: учебное пособие.— М: Знание, 2017. — 192 с
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М:Юрайт, 2023. — 160 с.
- Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для вузов — М: Юрайт, 2023. — 140 с.
- Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие. — М: Юрайт, 2023. — 275 с.