Настоящая статья посвящена анализу современного российского образования в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации ввиду того, что в последние годы приоритет развития нашего государства направлен на становление патриотизма, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей и гражданственности. Основываясь на проведенном исследовании, автор приходит к выводу, что ввиду нарастающих угроз национальной безопасности как никогда актуальным является вопрос о необходимости реформирования современной системы образования.
Ключевые слова: национальная безопасность, угрозы национальной безопасности, образование, реформа образования, система образования.
В обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 [1], отмечается, что «состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Выход на передовые позиции в этих областях обеспечит дальнейшее укрепление обороноспособности страны, достижение национальных целей развития, создаст условия для повышения международного авторитета Российской Федерации и привлекательности сотрудничества с ней для других государств». Ввиду этого нельзя не подчеркнуть, что образование представляет собой стратегический приоритет развития нашего государства, наравне с военной обороной, государственной и общественной безопасностью, модернизацией культурной и инновационной сферы и т. д. Это не является случайным, поскольку образование на территории нашего государства во все времена являлось фундаментальным ядром развития, сохранения и укрепления российских духовных и нравственных ценностей и традиций. Поэтому разрушение системы образования представляет собой серьезную угрозу безопасности не только личности, но и всего государства.
Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка и информационной деятельности приводят к усилению разобщенности и поляризации национальных обществ, разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности». В особенности об этом необходимо говорить в контексте проведения специальной военной операции, так как опыт последних десятилетий показал нам, что система образования может представлять собой сферу по реализации особых антироссийских технологий и методов в интересах США и их союзников. В качестве показательного примера стоит привести Украину, на территории которой почти три десятилетия целенаправленно формировался и до сих пор формируется образ Российской империи и СССР как империи, которая столетиями уничтожала, сдерживала и эксплуатировала подвластные ей народы, в том числе украинцев. Это привело к тому, что украинская молодежь, которая была воспитана и обучена в духе ненависти к нашему государству, стала наиболее активным проводником антироссийских идей и западных ценностей. В связи с вышеобозначенным, подчеркнем весьма верную на наш взгляд точку зрения А. В. Опалева, согласно которой: «образовательная среда — это та сфера, которая в наибольшей степени приспособлена к формированию мировоззрения, ценностных ориентаций и социальных установок подрастающего поколения» [2, с. 71]. Исходя из этого, национальная безопасность и образование имеют сложный двусторонний и многогранный характер, а в условиях современного времени, связанного с «культурой отмены» Российской Федерации и нарастающих в связи с этим угроз, все чаще перед научным сообществом встает вопрос о необходимости реформирования современной системы образования.
Так, после кардинального изменения социально-экономической основы Российской Федерации в 1990-е годы серьезно изменилось и отношение к науке, особенно фундаментальной [3, с. 94]. В связи с этим финансирование отечественной науки происходило намного медленнее, чем в ведущих мировых государствах. Все это негативно отразилось и на российских вузах: их широкая коммерциализация, отрыв их от научной деятельности привели к снижению качества преподавания, снижению уровня подготовки выпускников, а, следовательно, низкому качеству образования. Поэтому совершенно обоснованно еще в прошлом десятилетии тогдашний президент Российской академии наук А. М. Сергеев крайне отрицательно оценивал научность, фундаментальность знаний выпускников вузов. «В университетском образовании в России наблюдается деградация, выпускники все меньше подходят для того, чтобы становиться учеными» [4].
Кроме того, неравномерное распределение ресурсов в образовании создает неравенство между городами и селами, что может привести к неразвитости и низкой производительности в отдельных регионах. Например, привлечь мотивированных и компетентных учителей в сельскую местность весьма сложно; в малонаселенных и удаленных поселениях в большинстве своем отсутствует культурная среда, которая затрудняет социализацию молодежи; образовательные учреждения недостаточно оснащены современным оборудованием, а отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования.
Одной из современных угроз в сфере образования также выступает противоречие, определяющее потребности современной экономики — она не всегда нуждается в тех специалистах, которых предлагают учебные заведения, и наоборот, часто экономика нуждается в кадрах, которых образовательные учреждения подготавливают в недостаточном количестве. Кроме того, сегодня сложилась ситуация, когда рейтинг профессий, которые пользуются спросом среди абитуриентов, и рейтинг специальностей, которые будут востребованы через 5–10 лет, не совпадают. В результате такого несовпадения важен поиск эффективных мер по сглаживанию дисбаланса между подготовкой кадров в учебных заведениях и их спросом с учетом динамики экономического развития и структурных изменений в экономике.
Колоссальный недостаток инвестиций в научные исследования также представляет собой угрозу образовательной сферы, так как в дальнейшем это ограничивает развитие инноваций, новых технологий и научного потенциала страны. Без научных исследований и разработок трудно достичь высоких технологических и инновационных показателей, что мешает развитию конкурентоспособной и разнообразной экономики [5, с. 79].
Учитывая вышесказанное, предлагаем устранить современные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в образовательной сфере с помощью:
- Изменения содержания подготовки кадров высших учебных заведений нашего государства, приближая ее к современным потребностям социальной сферы и экономики, а также к структуре развитых стран. На наш взгляд, это будет включать адаптацию программ высшего образования к современным реалиям, позволяющим развивать новые профессиональные навыки;
- Обновления технологий и содержания высшего образования с непосредственным использованием онлайн-образования. Это позволит не только расширить доступ к получению высшего образования на территории нашего государства, но и повысить его охват и качество. Это непосредственно будет способствовать устранению неравенства между сельской местностью и городами;
- Создания наиболее эффективной системы по прогнозированию и мониторингу потребностей современного российского рынка труда на основе анализа и сбора статистической информации и составления прогнозов для высших учебных заведений и специальных органов в сфере образования. Кроме того, важным направлением также является создание единого информационного пространства, которое позволит осуществить взаимодействие между рынком труда и рынком образовательных услуг, что в дальнейшем позволит выпускнику осуществить оптимальный поиск работы, а работодатель своевременно найдет трудовой потенциал.
- Развития дуального профессионального образования, в основе которого будет лежать партнерство между государством и предпринимательством. Это в наибольшей степени позволит обеспечить лучшую подготовку выпускников к современным требованиям рынка труда, а также позволит соединить практическую деятельность с теоретическими знаниями.
- Повышения конкурентоспособности системы образования Российской Федерации на международном уровне, а также развитием экспорта образования. На наш взгляд, это полностью будет способствовать увеличению международного признания российских образовательных дипломов и программ, а, следовательно, усилит рейтинг российского образования.
Реализация обозначенных выше предложений позволит обеспечить национальную безопасность в образовательной сфере, а также предопределит создание надежных барьеров на пути угроз, связанных с деформацией отечественного образования, научно-технологического потенциала, а также в дальнейшем приведет к обеспечению устойчивости и развития сферы образования в Российской Федерации.
Литература:
- Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
- Опалев, А. В. Образовательная среда как объект угроз безопасности в духовной сфере / А. В. Опалев // Вестник РАЕН. — 2023. — Т. 23, № 3. — С. 71–75.
- Ляхов, Ю. А. О главном в реформе российского высшего образования / Ю. А. Ляхов // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. — 2023. — Т. 10, № 3. — С. 93–96.
- Глава РАН отметил «значительную деградацию» качества образования в вузах. — Текст: электронный // РИА Новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20190517/1553587090.html (дата обращения: 02.11.2024).
- Джиоев, Д. А. Проблемы российского образования как источники угроз национальной экономической безопасности / Д. А. Джиоев // Вестник науки. — 2024. — Т. 2, № 1(70). — С. 78–86.