Современная реформа образования в России и угрозы национальной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Коробкова, В. Д. Современная реформа образования в России и угрозы национальной безопасности / В. Д. Коробкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119070/ (дата обращения: 16.11.2024).



Настоящая статья посвящена анализу современного российского образования в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации ввиду того, что в последние годы приоритет развития нашего государства направлен на становление патриотизма, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей и гражданственности. Основываясь на проведенном исследовании, автор приходит к выводу, что ввиду нарастающих угроз национальной безопасности как никогда актуальным является вопрос о необходимости реформирования современной системы образования.

Ключевые слова: национальная безопасность, угрозы национальной безопасности, образование, реформа образования, система образования.

В обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 [1], отмечается, что «состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Выход на передовые позиции в этих областях обеспечит дальнейшее укрепление обороноспособности страны, достижение национальных целей развития, создаст условия для повышения международного авторитета Российской Федерации и привлекательности сотрудничества с ней для других государств». Ввиду этого нельзя не подчеркнуть, что образование представляет собой стратегический приоритет развития нашего государства, наравне с военной обороной, государственной и общественной безопасностью, модернизацией культурной и инновационной сферы и т. д. Это не является случайным, поскольку образование на территории нашего государства во все времена являлось фундаментальным ядром развития, сохранения и укрепления российских духовных и нравственных ценностей и традиций. Поэтому разрушение системы образования представляет собой серьезную угрозу безопасности не только личности, но и всего государства.

Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка и информационной деятельности приводят к усилению разобщенности и поляризации национальных обществ, разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности». В особенности об этом необходимо говорить в контексте проведения специальной военной операции, так как опыт последних десятилетий показал нам, что система образования может представлять собой сферу по реализации особых антироссийских технологий и методов в интересах США и их союзников. В качестве показательного примера стоит привести Украину, на территории которой почти три десятилетия целенаправленно формировался и до сих пор формируется образ Российской империи и СССР как империи, которая столетиями уничтожала, сдерживала и эксплуатировала подвластные ей народы, в том числе украинцев. Это привело к тому, что украинская молодежь, которая была воспитана и обучена в духе ненависти к нашему государству, стала наиболее активным проводником антироссийских идей и западных ценностей. В связи с вышеобозначенным, подчеркнем весьма верную на наш взгляд точку зрения А. В. Опалева, согласно которой: «образовательная среда — это та сфера, которая в наибольшей степени приспособлена к формированию мировоззрения, ценностных ориентаций и социальных установок подрастающего поколения» [2, с. 71]. Исходя из этого, национальная безопасность и образование имеют сложный двусторонний и многогранный характер, а в условиях современного времени, связанного с «культурой отмены» Российской Федерации и нарастающих в связи с этим угроз, все чаще перед научным сообществом встает вопрос о необходимости реформирования современной системы образования.

Так, после кардинального изменения социально-экономической основы Российской Федерации в 1990-е годы серьезно изменилось и отношение к науке, особенно фундаментальной [3, с. 94]. В связи с этим финансирование отечественной науки происходило намного медленнее, чем в ведущих мировых государствах. Все это негативно отразилось и на российских вузах: их широкая коммерциализация, отрыв их от научной деятельности привели к снижению качества преподавания, снижению уровня подготовки выпускников, а, следовательно, низкому качеству образования. Поэтому совершенно обоснованно еще в прошлом десятилетии тогдашний президент Российской академии наук А. М. Сергеев крайне отрицательно оценивал научность, фундаментальность знаний выпускников вузов. «В университетском образовании в России наблюдается деградация, выпускники все меньше подходят для того, чтобы становиться учеными» [4].

Кроме того, неравномерное распределение ресурсов в образовании создает неравенство между городами и селами, что может привести к неразвитости и низкой производительности в отдельных регионах. Например, привлечь мотивированных и компетентных учителей в сельскую местность весьма сложно; в малонаселенных и удаленных поселениях в большинстве своем отсутствует культурная среда, которая затрудняет социализацию молодежи; образовательные учреждения недостаточно оснащены современным оборудованием, а отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования.

Одной из современных угроз в сфере образования также выступает противоречие, определяющее потребности современной экономики — она не всегда нуждается в тех специалистах, которых предлагают учебные заведения, и наоборот, часто экономика нуждается в кадрах, которых образовательные учреждения подготавливают в недостаточном количестве. Кроме того, сегодня сложилась ситуация, когда рейтинг профессий, которые пользуются спросом среди абитуриентов, и рейтинг специальностей, которые будут востребованы через 5–10 лет, не совпадают. В результате такого несовпадения важен поиск эффективных мер по сглаживанию дисбаланса между подготовкой кадров в учебных заведениях и их спросом с учетом динамики экономического развития и структурных изменений в экономике.

Колоссальный недостаток инвестиций в научные исследования также представляет собой угрозу образовательной сферы, так как в дальнейшем это ограничивает развитие инноваций, новых технологий и научного потенциала страны. Без научных исследований и разработок трудно достичь высоких технологических и инновационных показателей, что мешает развитию конкурентоспособной и разнообразной экономики [5, с. 79].

Учитывая вышесказанное, предлагаем устранить современные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в образовательной сфере с помощью:

  1. Изменения содержания подготовки кадров высших учебных заведений нашего государства, приближая ее к современным потребностям социальной сферы и экономики, а также к структуре развитых стран. На наш взгляд, это будет включать адаптацию программ высшего образования к современным реалиям, позволяющим развивать новые профессиональные навыки;
  2. Обновления технологий и содержания высшего образования с непосредственным использованием онлайн-образования. Это позволит не только расширить доступ к получению высшего образования на территории нашего государства, но и повысить его охват и качество. Это непосредственно будет способствовать устранению неравенства между сельской местностью и городами;
  3. Создания наиболее эффективной системы по прогнозированию и мониторингу потребностей современного российского рынка труда на основе анализа и сбора статистической информации и составления прогнозов для высших учебных заведений и специальных органов в сфере образования. Кроме того, важным направлением также является создание единого информационного пространства, которое позволит осуществить взаимодействие между рынком труда и рынком образовательных услуг, что в дальнейшем позволит выпускнику осуществить оптимальный поиск работы, а работодатель своевременно найдет трудовой потенциал.
  4. Развития дуального профессионального образования, в основе которого будет лежать партнерство между государством и предпринимательством. Это в наибольшей степени позволит обеспечить лучшую подготовку выпускников к современным требованиям рынка труда, а также позволит соединить практическую деятельность с теоретическими знаниями.
  5. Повышения конкурентоспособности системы образования Российской Федерации на международном уровне, а также развитием экспорта образования. На наш взгляд, это полностью будет способствовать увеличению международного признания российских образовательных дипломов и программ, а, следовательно, усилит рейтинг российского образования.

Реализация обозначенных выше предложений позволит обеспечить национальную безопасность в образовательной сфере, а также предопределит создание надежных барьеров на пути угроз, связанных с деформацией отечественного образования, научно-технологического потенциала, а также в дальнейшем приведет к обеспечению устойчивости и развития сферы образования в Российской Федерации.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
  2. Опалев, А. В. Образовательная среда как объект угроз безопасности в духовной сфере / А. В. Опалев // Вестник РАЕН. — 2023. — Т. 23, № 3. — С. 71–75.
  3. Ляхов, Ю. А. О главном в реформе российского высшего образования / Ю. А. Ляхов // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. — 2023. — Т. 10, № 3. — С. 93–96.
  4. Глава РАН отметил «значительную деградацию» качества образования в вузах. — Текст: электронный // РИА Новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20190517/1553587090.html (дата обращения: 02.11.2024).
  5. Джиоев, Д. А. Проблемы российского образования как источники угроз национальной экономической безопасности / Д. А. Джиоев // Вестник науки. — 2024. — Т. 2, № 1(70). — С. 78–86.
Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, высшее образование, государство, образовательная сфера, система образования, инновационная сфера, необходимость реформирования, сельская местность, современная система образования.


Ключевые слова

образование, национальная безопасность, система образования, реформа образования, угрозы национальной безопасности

Похожие статьи

Задать вопрос