В статье приводится пример программы для обучения младших школьников безопасному поведению на дорогах. Автор показывает актуальность обучения ПДД учеников начальной школы, а также необходимость привлечения сотрудников МВД и ГИБДД в процессе реализации программы.
Ключевые слова: младшие школьники, основы безопасного поведения, ПДД, дорога.
В настоящее время вопрос обеспечения безопасности детей, сохранности их здоровья и жизни является одним из актуальных для российского общества и системы образования в целом. В особенности, одной из проблем начальной школы является обучение младших школьников безопасному поведению на улице, на дороге, в местах скопления людей. Однако, если в торговых центрах, кинотеатрах, игровых комплексах вероятность получения травмы, ведущей к нанесению вреда здоровья и жизни детей, является минимальной, то вероятность получения травмы на дороге является достаточно большой.
Учителя начальной школы должны стремиться к формированию у младших школьников безопасного образа жизни. По мнению М. Г. Ивановой, под безопасным образом жизни следует рассматривать определенные нормы и правила поведения, которые помогают человеку осуществлять качественное пребывание в обществе с минимизацией каких-либо угроз [1, c. 100]. Если человек ведет безопасный образ жизни, то он осознает те угрозы, которые существуют вокруг него, стремится снизить вероятность получения травм и нахождения в таких ситуациях, которые могли бы привести к получению травм или лишению жизни. Л. А. Тухужева подчеркивает, что младшие школьники не имеют достаточно большого жизненного опыта, поэтому не всегда могут предсказать последствия той или иной ситуации, в особенности, неправильного перехода дороги, катания на велосипеде или самокате около дороги [2, c. 55].
Мы предлагаем использовать для обучения ПДД младших школьников собственно разработанную программу «Я дружу с дорогой», основанную на социальном партнерстве школы и органов МВД и ГИБДД.
Целью программы «Я дружу с дорогой» является формирование у младших школьников основ безопасного поведения на дороге.
Участниками программы являются младшие школьники, учителя ОБЖ, классные руководители, родители учеников, приглашенные сотрудники ГИБДД.
Срок реализации программы: 1 мес.
Компоненты программы «Я дружу с дорогой» представлены на рис. 1.
Рис. 1. Компоненты программы «Я дружу с дорогой»
Подробное описание плана мероприятий программы «Я дружу с дорогой» представлено в таблице 1.
Таблица 1
План мероприятий программы «Я дружу с дорогой»
Название |
Кол-во часов |
Беседа «Кто мы?» (говорим о пешеходах) |
1 ч |
Час дороги «Что такое улица. Что на ней есть?» |
1 ч |
Экскурсия «Наши машины» (изучаем виды транспорта, места остановок) |
1 ч |
Беседа «Какие есть машины?» (обсуждаем виды транспорта) |
1 ч |
Практическая работа «Как правильно себя вести на дороге» |
1 ч |
Экскурсия «Идем правильно!» (учимся переходить дорогу, использовать пешеходные переходы, сигнал светофора) |
1 ч |
Беседа «Опасности на улице» |
1 ч |
Час дороги «Где же встать» (в ходе игры с использованием значков, макетов представляем остановки, тротуары, парковочные места) |
1 ч |
Игра-соревнование с родителями «Я езжу правильно» (показываем то, как родители ходят с детьми, переводят через дорогу, перевозят в машине) |
1 ч |
Зарядка «Жезлом влево — жезлом вправо» (делаем зарядку с заучиванием жестов регулировщика) |
1 ч |
Вечер стихов «Я знаю» (разучиваем стишки, загадки, песенки) |
1 ч |
Беседа «Живем безопасно» (говорим о правилах ходьбы о льду, по тротуару, вдоль дороги без опознавательных знаков, на площадке, парковке) |
1 ч |
Рассмотрим подробнее каждый компонент программы «Я дружу с дорогой». Мероприятия, которые проводятся совместно с сотрудниками ГИБДД, позволяют младшим школьникам запомнить то, как выглядят сотрудники полиции, к которым можно обратиться за помощью. Помимо этого, младшие школьники знакомятся с внешним видом патрульных машин сотрудников ГИБДД, а также Росгвардии. Сотрудники ГИБДД могут научить младших школьников правильным позам, которые необходимо принять в случае аварии при нахождении внутри автомобиля, а также при столкновении с автомобилем. Также сотрудники ГИБДД обучают младших школьников правильному набору номера полиции с мобильного телефона, т. к. для вызова сотрудников полиции с мобильного телефона следует набирать «102», а не «02».
Мероприятия ПДД позволяют младшим школьникам изучить особенности безопасного поведения на дороге: на какой сигнал светофора необходимо переходить дорогу, какие существуют пешеходные переходы, как следует выходить из автобуса, трамвая и троллейбуса, как следует переходить дорогу и т. п. Данные мероприятия рекомендуется проводить непосредственно с привлечением сотрудников ГИБДД и в рамках внеурочной деятельности.
По окончанию изучения основ безопасного поведения, ПДД можно создать интеллект-карту «Я супергерой», в которой ученики начальной школы должны отразить полученные ими знания и умения.
Таким образом, социальное партнерство может быть эффективным средством обучения младших школьников основам безопасного поведения на дороге. Организация социального партнерства между школой и органами ГИБДД и МВД, а также практическая направленность программы позволит сформировать у учеников навыки и умения безопасного поведения на дороге. Разработанную программу можно применять в рамках курса ОБЖ в начальной школе, а также в рамках недель безопасности во внеурочной деятельности.
Литература:
- Иванова М. Г. Безопасный образ жизни как предмет 40 исследования в психологии // Психологическая наука и образование. — Москва, 2016. — С.99–101.
- Тухужева Л. А. Психологические особенности младшего школьника // Вопросы науки и образования. — 2021. — С. 53–56