Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Гараева, И. А. Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников / И. А. Гараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119082/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье приводится пример программы для обучения младших школьников безопасному поведению на дорогах. Автор показывает актуальность обучения ПДД учеников начальной школы, а также необходимость привлечения сотрудников МВД и ГИБДД в процессе реализации программы.

Ключевые слова: младшие школьники, основы безопасного поведения, ПДД, дорога.

В настоящее время вопрос обеспечения безопасности детей, сохранности их здоровья и жизни является одним из актуальных для российского общества и системы образования в целом. В особенности, одной из проблем начальной школы является обучение младших школьников безопасному поведению на улице, на дороге, в местах скопления людей. Однако, если в торговых центрах, кинотеатрах, игровых комплексах вероятность получения травмы, ведущей к нанесению вреда здоровья и жизни детей, является минимальной, то вероятность получения травмы на дороге является достаточно большой.

Учителя начальной школы должны стремиться к формированию у младших школьников безопасного образа жизни. По мнению М. Г. Ивановой, под безопасным образом жизни следует рассматривать определенные нормы и правила поведения, которые помогают человеку осуществлять качественное пребывание в обществе с минимизацией каких-либо угроз [1, c. 100]. Если человек ведет безопасный образ жизни, то он осознает те угрозы, которые существуют вокруг него, стремится снизить вероятность получения травм и нахождения в таких ситуациях, которые могли бы привести к получению травм или лишению жизни. Л. А. Тухужева подчеркивает, что младшие школьники не имеют достаточно большого жизненного опыта, поэтому не всегда могут предсказать последствия той или иной ситуации, в особенности, неправильного перехода дороги, катания на велосипеде или самокате около дороги [2, c. 55].

Мы предлагаем использовать для обучения ПДД младших школьников собственно разработанную программу «Я дружу с дорогой», основанную на социальном партнерстве школы и органов МВД и ГИБДД.

Целью программы «Я дружу с дорогой» является формирование у младших школьников основ безопасного поведения на дороге.

Участниками программы являются младшие школьники, учителя ОБЖ, классные руководители, родители учеников, приглашенные сотрудники ГИБДД.

Срок реализации программы: 1 мес.

Компоненты программы «Я дружу с дорогой» представлены на рис. 1.

Компоненты программы «Я дружу с дорогой»

Рис. 1. Компоненты программы «Я дружу с дорогой»

Подробное описание плана мероприятий программы «Я дружу с дорогой» представлено в таблице 1.

Таблица 1

План мероприятий программы «Я дружу с дорогой»

Название

Кол-во часов

Беседа «Кто мы?» (говорим о пешеходах)

1 ч

Час дороги «Что такое улица. Что на ней есть?»

1 ч

Экскурсия «Наши машины» (изучаем виды транспорта, места остановок)

1 ч

Беседа «Какие есть машины?» (обсуждаем виды транспорта)

1 ч

Практическая работа «Как правильно себя вести на дороге»

1 ч

Экскурсия «Идем правильно!» (учимся переходить дорогу, использовать пешеходные переходы, сигнал светофора)

1 ч

Беседа «Опасности на улице»

1 ч

Час дороги «Где же встать» (в ходе игры с использованием значков, макетов представляем остановки, тротуары, парковочные места)

1 ч

Игра-соревнование с родителями «Я езжу правильно» (показываем то, как родители ходят с детьми, переводят через дорогу, перевозят в машине)

1 ч

Зарядка «Жезлом влево — жезлом вправо» (делаем зарядку с заучиванием жестов регулировщика)

1 ч

Вечер стихов «Я знаю» (разучиваем стишки, загадки, песенки)

1 ч

Беседа «Живем безопасно» (говорим о правилах ходьбы о льду, по тротуару, вдоль дороги без опознавательных знаков, на площадке, парковке)

1 ч

Рассмотрим подробнее каждый компонент программы «Я дружу с дорогой». Мероприятия, которые проводятся совместно с сотрудниками ГИБДД, позволяют младшим школьникам запомнить то, как выглядят сотрудники полиции, к которым можно обратиться за помощью. Помимо этого, младшие школьники знакомятся с внешним видом патрульных машин сотрудников ГИБДД, а также Росгвардии. Сотрудники ГИБДД могут научить младших школьников правильным позам, которые необходимо принять в случае аварии при нахождении внутри автомобиля, а также при столкновении с автомобилем. Также сотрудники ГИБДД обучают младших школьников правильному набору номера полиции с мобильного телефона, т. к. для вызова сотрудников полиции с мобильного телефона следует набирать «102», а не «02».

Мероприятия ПДД позволяют младшим школьникам изучить особенности безопасного поведения на дороге: на какой сигнал светофора необходимо переходить дорогу, какие существуют пешеходные переходы, как следует выходить из автобуса, трамвая и троллейбуса, как следует переходить дорогу и т. п. Данные мероприятия рекомендуется проводить непосредственно с привлечением сотрудников ГИБДД и в рамках внеурочной деятельности.

По окончанию изучения основ безопасного поведения, ПДД можно создать интеллект-карту «Я супергерой», в которой ученики начальной школы должны отразить полученные ими знания и умения.

Таким образом, социальное партнерство может быть эффективным средством обучения младших школьников основам безопасного поведения на дороге. Организация социального партнерства между школой и органами ГИБДД и МВД, а также практическая направленность программы позволит сформировать у учеников навыки и умения безопасного поведения на дороге. Разработанную программу можно применять в рамках курса ОБЖ в начальной школе, а также в рамках недель безопасности во внеурочной деятельности.

Литература:

  1. Иванова М. Г. Безопасный образ жизни как предмет 40 исследования в психологии // Психологическая наука и образование. — Москва, 2016. — С.99–101.
  2. Тухужева Л. А. Психологические особенности младшего школьника // Вопросы науки и образования. — 2021. — С. 53–56
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорога, начальная школа, школьник, безопасный образ жизни, сотрудник ГИБДД, вероятность получения травмы, внеурочная деятельность, мобильный телефон, социальное партнерство.


Похожие статьи

Задать вопрос