Процесс усыновления в международном частном праве: вопросы и проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.11.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Зобнина, С. А. Процесс усыновления в международном частном праве: вопросы и проблемы / С. А. Зобнина, М. О. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119089/ (дата обращения: 20.12.2024).



Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека, ведь именно в ней мы формируемся как личность, усваиваем нормы поведения, развиваемся и получаем опыт в общении с другими людьми. Защита прав и свобод, обеспечение интересов детей — это одна из главных задач государства, которая закрепляется как в российском законодательстве, так и в международных нормах.

В настоящее время проблемы усыновления и удочерения имеют всемирное значение, так как большое количество детей остаются без попечения родителей. Это вызвано следующими обстоятельствами: высокий уровень смертности населения, следствие проводимой социальной политики в 80-х — 90-х годах XX в., при проведении которой проблемам материнства, детства, социальных гарантий, поддержки граждан внимание уделялось довольно-таки мало.

Что же собой представляет международное усыновление? Согласно Юридическому словарю, оно является альтернативной мерой обеспечения ребенка семьей, когда не представляется возможным передать ребенка другой семье на воспитание или для усыновления, или обеспечить для него надлежащую заботу в стране происхождения [5].

Рассматривая данный правовой институт, следует обратить внимание на ряд международных актов, в частности на Декларацию прав ребенка, которая была принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 года, Женевская декларация прав ребенка от 26 ноября 1924 года, Конвенция о правах ребенка, которая была принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года и другие. Последняя предусматривает возможность передачи ребенка на воспитание или усыновление в другой стране, но при условии, что «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным» [1].

Основные принципы Конвенции о правах ребёнка были восприняты и развиты Гаагской конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления, которая была подписана РФ, но не ратифицирована. Она закрепляет порядок признания усыновления, использования личных данных при усыновлении и его правовые последствия [2].

Усыновление (удочерение) является юридическим актом. Его результатом выступает передача несовершеннолетних детей на воспитание в семьи, тем самым порождая личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми. Данная процедура протекает сложно в том случае, если в ней принимает участие иностранный гражданин. Тогда усыновление происходит как на основании российского права, так и на основании международного законодательства.

На данный момент ч. 4 ст. 124 СК РФ устанавливает, что если ребёнка не могут усыновить граждане РФ, постоянно проживающие на её территории или родственники (независимо от их места жительства или гражданства), то только в этом случае это смогут сделать иностранные граждане или лица без гражданства. Также последним необходимо будет соблюсти годовой (двенадцатимесячный) срок с того момента как в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей поступит соответствующая информация [3].

Также на иностранных усыновителей распространяются общие требования (состояние здоровья, возраст, дееспособность и т. д.), а также общий порядок усыновления. Все особенности установлены ст. 165 СК РФ и в целом, действующее российское законодательство соответствует установленным международным стандартам. Однако, на практике всё же возникает немало проблем, которые мы рассмотрим далее.

В первую очередь, важным проблемным вопросом является обеспечение надлежащего контроля за соблюдением прав и законных интересов усыновленных детей.

Данный вид контроля в настоящее время обязаны осуществлять консульские учреждения РФ в государствах, где они располагаются. Иностранные лица, желающие усыновить ребёнка, должны предоставить в такие консульские учреждения соответствующие отчеты. Однако в то же время, фактически, отсутствует санкция за непредставление такого отчета (такая «санкция» как отмена усыновления не может быть применима в таком случае, так как представляется чрезмерной), а также отсутствуют механизмы защиты от предоставления недостоверных сведений в таком отчете.

Кроме того, очень часто консульские учреждения просто не учитывают существование культурных различий между менталитетом усыновителей и ребенка. Ведь дети, попавшие в другую страну, по сути испытывают шок. Они не знают языка, традиций и реалий нового дома. Поэтому происходит так, что первоначальное воспитание, ценности, религиозные, этические, психологические убеждения ребенка сталкиваются с ценностями, принципами и убеждениями жителей страны, в которую его привезли усыновители.

На наш взгляд, одним из способов решения такой проблемы могло бы стать учреждение какой-либо организации или единого международного органа на базе ООН, в обязанности которых входило бы регулирование вопросов, связанных с международным усыновлением (например, организация социальной адаптации ребёнка в другом государстве, подтверждение документов), а также осуществление последующего контроля за соблюдением прав и законных интересов усыновленных детей.

Другой проблемой является вопрос участия посредников в процессе усыновления.

Так, СК РФ в статье 126.1 не допускает осуществление посреднической деятельности в процессе усыновления детей. Однако законодательство все же предусматривает некоторые исключения. В частности, не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Также органы и организации, указанные выше, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядок контроля над ее осуществлением устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2020 г. N 1396 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» [4]. Исходя из данного Постановления, деятельность органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей граждан РФ контролирует Министерство просвещения и Министерство Юстиции. Минпросвещения осуществляет контроль в форме мониторинга и проверок, а Минюст выдает соответствующие разрешения.

По нашему мнению, понятие «посреднической деятельности», содержащееся в ст.126.1 СК РФ слишком обширное. Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 года дает более лаконичное определение. Под посредничеством в пункте 1 статьи 32 понимается получение неоправданных финансовых или иных доходов из деятельности, связанной с межгосударственным усыновлением.

По этой причине за границей активно функционируют специальные аккредитованные профессиональные организации [6]. Обычно они оказывают помощь усыновителям, организуют перевод необходимых документов, представляют интересы усыновителей в различных учреждениях и судах, а также занимаются организацией пребывания иностранцев в других странах для процесса усыновления и так далее. На наш взгляд, аналогичная деятельность таких организаций может быть организована и в Российской Федерации при условии внесения соответствующих правок в законодательные акты. Эти структуры могут выступать в роли надежного посредника для упрощения и ускорения процесса усыновления, что особенно важно, учитывая географическую удаленность.

Еще одной проблемой усыновления является фактическая невозможность отмены усыновления.

Если суд удовлетворяет заявление иностранных граждан на усыновление ребенка из России, органы ЗАГС вносят необходимые изменения в запись о рождении, после чего выдается новое свидетельство, где усыновители указаны как родители. Тем не менее, за пределами России проследить судьбу ребенка становится сложно.

В некоторых странах, таких как Испания, законодательство позволяет усыновителям изменять записи о рождении, что может привести к отсутствию упоминания о факте усыновления. Это значит, что если по каким-либо причинам российское судебное решение об усыновлении будет оспорено (например, в рамках надзора), зарубежные законы могут не учитывать эту отмену [7]. Если усыновители не могут справиться с воспитанием ребенка и не обращаются в суд России, малыш останется в стране усыновления и будет передан в другую семью или учреждение.

Следовательно, существует настоятельная необходимость в реформировании законодательства России в области международного усыновления, особенно в свете того, что некоторые государства начинают отказываться от практики международного усыновления.

В заключение можно сказать, что вопросы, связанные с международным усыновлением, являются сложными и многогранными, требующими внимания как со стороны законодательства, так и со стороны общественных организаций.

Семья играет ключевую роль в жизни каждого человека, и международное усыновление должно обеспечивать защиту прав и интересов детей, остающихся без родительского попечения. В современном правовом поле существуют законодательные нормы, регулирующие этот процесс, однако на практике возникают серьезные проблемы, включая недостаточный контроль за соблюдением прав усыновленных детей, участие посредников, сложность в отмене усыновления и культурные различия между усыновителями и детьми.

В свете вышеизложенных проблем, необходимы реформы российского законодательства, которые соответствовали бы современным международным стандартам и гарантировали бы защиту прав детей, а также учитывали бы интересы всех участников процесса усыновления.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
  2. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Заключена в г. Гааге 29.05.1993) // Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 712–720.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1, ст. 16.
  4. Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 N 1396 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» (вместе с «Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением») // Собрание законодательства РФ». — 2020 –N 38.– Ст. 5875.
  5. Понятие Международного усыновления // Закон сегодня. Информационно-образовательный юридический портал. URL: http://lawtoday.ru/razdel/slovar/bukva-14/mezhdunarodnoe-usynovlenie.php (дата обращения: 15.10.2024)
  6. Качалова Е. Ю. Актуальные проблемы международного усыновления // Закон и право. 2019. № 2. С. 76–79.
  7. Шангареев А. Т. О международном усыновлении в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2013. № 2. С. 37–40.
Основные термины (генерируются автоматически): международное усыновление, ребенок, СК РФ, усыновление детей, межгосударственное усыновление, попечение родителей, гаагская конвенция, посредническая деятельность, Российская Федерация, российское законодательство.


Задать вопрос