Профессиональное становление молодого преподавателя является одним из важных этапов в рабочей деятельности любого педагога. На данном этапе многие молодые специалисты уходят с своего карьерного пути преподавателя в связи с трудностями, которые возникают по приходу на место работы. Преподаватели должны знать о тех действиях, которые могут помочь им в преодолении психологических и трудовых практических трудностей в процессе преподавания, для того чтобы продолжать передавать теоретические знания и практические навыки подрастающему поколению.
Ключевые слова: педагогика, профессиональное становление, преподавание, молодой педагог, преодоление первоначальных трудностей педагога.
Professional development of a young teacher is one of the important stages in the working life of any educator. At this stage, many young professionals leave their career path as a teacher due to the difficulties that arise upon entering the workplace. Teachers should be aware of the actions that can help them to overcome psychological and labour practical difficulties in the teaching process, in order to continue to transmit theoretical knowledge and practical skills to the younger generation.
Keywords: pedagogy, professional development, teaching, young educator, overcoming initial difficulties of an educator.
Под профессиональным становлением понимается последовательность временных периодов, на протяжении которых происходит возникновение, формирование профессиональных намерений и полная реализация себя как личности в профессиональной деятельности.
Нам представляется, что сущность профессионального становления может быть выявлена в сопоставлении её с категориями «развитие» и «формирование». Современные учёные исследуют «профессиональное становление» с различных позиций. Так, Т. В. Зеер понимает профессиональное становление как развёрнутый во времени процесс овладения профессией [1]. Т. В. Кудрявцев отождествляет процесс профессионального становления с длительностью процесса развития личности с начала формирования профессиональных намерений (профессионального самоопределения) до полной реализации себя в профессиональной деятельности [2]. Исследователи проблемы процесса профессионального становления Е. М. Борисова, А. К. Маркова, выделяя в нем психологический аспект, трактуют профессиональное развитие как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму [3].
Неотъемлемым этапом профессионального становления педагога является его профессиональное развитие после получения диплома о высшем педагогическом образовании. Данный этап является важным, поскольку постоянные изменения в социальной среде и система преподавания в целом требуют от педагога быть более гибким и обладать большим количеством и высоким качеством знаний. От того, насколько оперативно он будет реагировать на новшества и вникать в их содержание, будет зависеть качество усвоения знаний учащимися. Под профессиональным становлением педагога не стоит понимать только изучение информации, непосредственно, по самой педагогике. Оно, также включает в себя развитие определенных личностных качеств и коммуникативных навыков.
Для более лучшей адаптации молодого педагога на рабочем месте существуют 2 процесса: сопровождение молодого специалиста во время его профессионального становления и организация условия для полноценного профессионального развития [4]. В первом случае работа заключается в наставничестве более опытного коллеги, который погружает и объясняет все тонкости рабочих моментов. Здесь молодой педагог знакомится с учебным заведением, особенностями образовательного процесса, правами и обязанностями его участников. Во втором случае понимается обучение педагога параллельно с выполнением трудовых функций. Заключается данная идея в посещение уроки или внеклассных занятий педагога, а также его направление на различные обучающие или повышающие квалификацию курсы. Такой подход — это своего рода обеспечение индивидуального личностного и профессионального роста молодого учителя.
Первый год работы молодого педагога является самым важным. В этот период необходимо, чтобы специалист поверил в свои силы и понимал всю важность и суть адаптационного процесса, в процессе которого может сложится неверное утверждение, вызванное исключительно появлением непонятного и нового в жизни, о том, что данная профессия ему не подходит. Педагогический коллектив должен оказывать поддержку и помощь в организации уроков, построении общения с учениками и их родителями, распределении нагрузки, работе с отчетной документацией на первых порах, для более комфортной и быстро адаптации молодого педагога на рабочем месте. Анализ работы с молодыми педагогами показывает, что наибольшие сложности у начинающих специалистов вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства [5]. Именно поэтому, самому специалисту важно проявлять инициативу и заинтересованность в приобретение новых знаний, путём практических навыков, а именно очень полезно посещать занятия более опытных педагогов, чтобы понять, как наиболее правильно строить урок, оценивать уровень усвоения знаний и использовать наглядные пособия.
Таким образом, профессиональное становление молодого педагога является сложным и многогранным явлением, которое реализуется через совместную работу с опытными коллегами, организацию самообразования и проявления инициативы, работу с методическими материалами и т. д.
Молодому педагогу необходимо понимать, что психологические негативные моменты и трудности в выполнении своих рабочих обязанностей неизбежны. Они связаны, как уже говорилось ранее, с адаптационным периодом. В это время педагог, как и любой другой молодой специалист начинает приобретает практически важные навыки преподавания, учится понимать индивидуальность учеников, правильно и продуктивно проводить учебные занятия, работать с методическими рекомендациями и заполнять необходимую документацию. Для наиболее продуктивного профессионального становления, молодому специалисту необходимо придерживаться данным действиям: как можно больше общаться на профессиональные темы с более опытными коллегами; не боятся проявлять инициативу в действиях, направленных на получение нового практического опыта; самообразовываться путем изучения новой информации, либо путем посещения специализированных учебных заведений или профессиональных курсов, направленных на повышении квалификации. При соблюдении данных действий профессиональное становления педагога произойдет наименее сложно с психологической точки зрения, и наиболее продуктивно со стороны освоения рабочих тонкостей преподавания.
Литература:
- Зеер Т. В. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования. Профессиональное образование. Столица. 2012. 122 с.
- Дудчик С. В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт. Школьные технологии. 2007. С. 82–88.
- Чурекова Т. М. Профессиональная адаптация выпускников университета к деятельности учителя. Кемерово, 2008, С. 23–24.
- Алексеева П. М. Правовые основы преподавания педагогики магистрантам направления подготовки «юриспруденция»// ЗАКОН. ПРАВО. ГОСУДАРСТВО. 2022. № 3. С. 23–26.
- Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения: учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–06487–2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. С. 13 — URL: https://urait.ru/bcode/515005/p.13 (дата обращения: 02.11.2024).