Анализ проблем юридической ответственности в области социального обеспечения в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Большакова, Т. А. Анализ проблем юридической ответственности в области социального обеспечения в РФ / Т. А. Большакова, О. В. Судник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 240-245. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119093/ (дата обращения: 21.11.2024).



Социальное обеспечение является одним из главнейших направлений государственной политики Российской Федерации и всегда занимало ключевое место в жизни общества и государства. Оно направлено на защиту населения от социальных рисков и обеспечение достойного уровня жизни.

Самого понятия «социальное обеспечение» в настоящем российском законодательстве нет. Данный термин очень многогранен, поэтому в научной литературе трактуется авторами по-разному.

Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека [27] каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Если рассматривать Российскую Федерацию, то согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. [1, ст. 39]

Проанализировав научную литературу, можно выделить несколько точек зрения понятия «социальное обеспечение».

Во-первых, это особая форма распределения, которая гарантирует гражданам достойный уровень жизненного и культурного стандарта вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца. М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова [28] понимают под социальным обеспечением один из способов распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления гражданам материальных благ с целью выравнивания их личных доходов в случаях общественных рисков за счет целевых финансовых потенциалов в объеме и на условиях, строго контролируемых обществом, государством, для помощи и поддержки их полноценного общественного статуса.

Во-вторых, это система материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. М. О. Буянова [29] считает, что социальное обеспечение — это вид выражения общественной политики государства, устремленной на материальное обеспечение определённых категорий граждан из государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления обстоятельств, которые признаются государством на данном этапе общественно важными, с целью выравнивания положения этих граждан по сравнению с другими людьми.

В-третьих, это сочетание общественных отношений, складывающихся с одной стороны между гражданами, а с другой, органами государства, местного самоуправления и организациями. Так, В. Ш. Шайхатдинов [30] считает социальное обеспечение системой общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, органами местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении социальных рисков, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков.

Таким образом, исходя из всех вышеупомянутых определений, под социальным обеспечением можно понимать комплекс организационных, правовых, экономических и других мер, обеспечиваемых социальной политикой государства, которые направлены на соблюдение и реализацию социально-экономических прав граждан в случае наступления или предотвращения наступления определенных законом событий, с целью достижения каждым гражданином того социального положения, которое будет гарантировать удовлетворение всех его основных потребностей, а также социальной стабильности общества.

Система социального обеспечения в Российской Федерации подразумевает помощь определённой категории граждан средствами из государственного бюджета или специальных внебюджетных фондов в случае возникновения социального риска.

Социальный риск — это вероятность возникновения внешнего обстоятельства в отношении человека, порождающее событие или состояние, которое приводит к неблагоприятным последствиям, что впоследствии даёт лицу реализовать право на защиту, в первую очередь на социальное обеспечение.

Сущность социального обеспечения отчётливо раскрывается в её функциях [31].

Экономическая функция социального обеспечения основывается на оказании материальной поддержки населения и выражается в замещении заработка, который утрачен из-за нетрудоспособности, возраста или потери кормильца, частичном возмещении расходов при возникновении определенных жизненных обстоятельств, а также оказание денежной помощи малоимущим лицам.

Политическая функция социального обеспечения направлена на поддержку социальной стабильности в обществе, сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку.

Демографическая функция социального обеспечения способствует стимулированию воспроизводства народонаселения страны, которое необходимо для успешного развития государства.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения направлена на создание условий, благоприятствующих сохранению правового статуса и охране здоровья всех граждан, на восстановление статуса в обществе нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения.

Профилактическая (защитная) функция социального обеспечения заключается в предотвращении возникновения определенных социальных рисков и несчастных случаев.

В свою очередь, предмет социального обеспечения составляет пять видов общественных отношений [32]:

  1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий. Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов, таких как возраст, стаж работы или выслуга лет, инвалидность, потеря кормильца и др.
  2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
  3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
  4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
  5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения.

Система социального обеспечения включает в себя две части: общую и особенную [33].

Общая часть включает в себя:

  1. Нормы, закрепляющие права человека в области социального обеспечения.
  2. Нормы, которые разграничивают компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области социального обеспечения.
  3. Нормы — принципы.
  4. Нормы, которые устанавливают виды социальных рисков.

Особенная часть включает в себя:

  1. Нормы, регулирующие предоставление пенсий.
  2. Нормы, регулирующие предоставление пособий и иных социальных выплат.
  3. Нормы, регулирующие предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг.
  4. Нормы, регулирующие предоставление бесплатной медицинской помощи.

К видам социального обеспечения в Российской Федерации относятся: все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования, а также социальное обслуживание и материальные блага, выраженные в натуральном виде.

Виды социального обеспечения подразделяются также на основании того, каким категориям граждан (субъектам) предоставляются вышеупомянутые социальные услуги. Это:

  1. Граждане нетрудоспособного возраста. К ним относятся: дети, подростки, пенсионеры и инвалиды.
  2. Граждане трудоспособного возраста, которые по определенным причинам не имеют возможность осуществлять полноценную трудовую деятельность. К ним относятся: безработные, временно нетрудоспособные граждане, инвалиды, многодетные семьи, а также малообеспеченные граждане.

Рассмотрим каждый вид социального обеспечения отдельно и более детально.

Пенсии являются наиболее значимым видом обеспечения, как по числу тех, кому выплачиваются, так и по объему расходуемых средств. Это государственная выплата, получаемая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в виде денежных выплат в определенных размерах ежемесячно.

Юридическими фактами получения пенсии являются:

— достижение пенсионного возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин);

— инвалидность, вызванная тем или иным заболеванием;

— потеря кормильца.

В рамках пенсионной модели России выделяется четыре вида пенсий:

  1. Страховая пенсия (включает пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца).
  2. Накопительная пенсия (выплачивается тем, кто в 2015 году сделал выбор в пользу неё. До 2015 года трудовая пенсия по старости состояла из двух частей: страховой части и накопительной части. С 1 января 2015 года обе части трудовой пенсии преобразованы в отдельные виды пенсий: страховую и накопительную).
  3. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (включает пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии).
  4. Пенсия по (добровольному) негосударственному пенсионному обеспечению (по договорам негосударственного пенсионного обеспечения). [19, с. 104]

Как уже было отмечено, социальное обеспечение за счет специально предназначенных на это денежных средств можно разделить на два вида:

  1. Государственное социальное обеспечение (средства выделяются из государственного и местного бюджета).
  2. Негосударственное социальное обеспечение (осуществляется за счёт средств физических и юридических лиц (вкладчиков пенсионного фонда)).

Так же социальное обеспечение можно разделить на несколько видов, независимо от источника денежных средств:

  1. Натуральная помощь (в неё входят: медикаменты, приспособление для инвалидов, продукты питания и т. д.).
  2. Денежные выплаты (в них входят: компенсации, пособия, пенсии и т. д.).
  3. Компенсации расходов, связанных с лечением, оздоровлением или реабилитацией инвалидов (амбулаторно, стационарно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), переподготовкой безработных, проезд к месту лечения и обратно.
  4. Единовременные поддержки отдельных категорий граждан.

Действующим законодательством Российской Федерации предусматривается обеспечение граждан, а также их семей многими разновидностями пособий, связанных с социальным обеспечением.

Пособие — денежная выплата, предоставляемая гражданам по системе социального обеспечения ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка (в полном объеме или частично), либо оказания материальной поддержки.

В Российской Федерации назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:

  1. По временной нетрудоспособности (периодическое пособие, размер которого зависит от продолжительности страхового стажа и заработка).
  2. По беременности и родам (периодическое пособие, размер зависит исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам, право на его получение имеют только занятые граждане).
  3. Пособие гражданам, пострадавших от несчастных случаев на рабочем месте или профессиональных заболеваний (выплачивается единовременно, размер зависит от степени утраты трудоспособности).
  4. Пособие по безработице (выплачивается ежемесячно и в твердом размере).
  5. Единовременное пособие в связи с рождением ребенка (выплачивается в твердом размере, право на него имеют все женщины, чьи роды официально зарегистрированы).
  6. Пособие супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту в период проживания вместе с супругом в местностях, где они не могут устроиться по специальности (выплачивается ежемесячно, в твердом размере).
  7. Пособие гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы (единовременное пособие, в твердом размере).

Компенсационные выплаты являются новым видом социального обеспечения, который был введен в Российской Федерации в 90-х гг. 20 века. Это выплаты отдельным категориям граждан в целях возмещения утраченного заработка или для компенсации дополнительных расходов, вызванных различными жизненными обстоятельствами [34].

Компенсационные выплаты обычно рассматриваются в совокупности к пособиям, но отличаются от них, как размером выплат, так и обстоятельствами назначения.

Перечень компенсаций не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости оказания социальной помощи какой-либо категории граждан. Компенсационные выплаты положены:

  1. Трудоспособным гражданам, которые не работают и ухаживают за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы, либо лицом старше 80 лет.
  2. Студентам и аспирантам на период академического отпуска по медицинским показаниям, обучающимся по очной форме.
  3. Матерям или другим родственникам, которые фактически осуществляют уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет (состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком).
  4. На питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
  5. За время вынужденного отпуска без сохранения зарплаты.

Следующий вид социального обеспечения — льготы. Это определенные законом привилегии, которые предоставляются особым категориям граждан, для облегчения материального положения людей, которые по тем или иным причинам не в состоянии нести удовлетворяющие их требования расходы, путем полного или частичного освобождения от исполнения определенных обязанностей.

Основаниями предоставления льгот отдельным категориям граждан может служить:

  1. Наличие особых заслуг перед государством и обществом, в этом случае льготы выступают как средство поощрения данных лиц (ветеран войны и т. п.).
  2. Наступление определенных жизненных обстоятельств (инвалидность, старость и т. п.).

Таким образом льготы могут быть предоставлены на:

  1. Частичную оплату лекарственных средств.
  2. Оплату жилья и коммунальных услуг.
  3. Оплату расходов на содержания детей в детских учреждениях.
  4. Оплату частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях.
  5. Бесплатное или льготное использование общественного транспорта и т. п.

Социальное обслуживание выделяется в самостоятельный институт устройства социального обеспечения. Это своего рода деятельность социальных служб, предоставляемых различного рода услуги, для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, малообеспеченность, безработица и т. п.). [20, с. 132]

Законодательство Российской Федерации устанавливает такие виды социального обслуживания, как:

  1. Финансовая помощь.
  2. Оказание услуг на дому.
  3. Обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания.
  4. Обеспечение временным приютом в специализированных учреждениях детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, людям всех возрастов, которые оказались в трудной жизненной ситуации, гражданам, пострадавшим от различного рода насилия, а также стихийных бедствий и другим нуждающимся.
  5. Организация дневного местонахождения в центрах социального обслуживания.
  6. Экспертная (консультативная) помощь.
  7. Восстановительная (реабилитационная) помощь. [21, с. 45]

И наконец, рассмотрим заключительный вид социального обеспечения, действующий на территории Российской Федерации. Под материальными благами, выраженными в натуральном виде обычно понимается предоставление со стороны государства или предприятий некоторым категориям граждан конкретных вещей в полное владение или обращение.

Речь идет о таких вещах как:

  1. Слуховые аппараты.
  2. Ортопедическая обувь.
  3. Протезно-ортопедические и иные восстановительные изделия.
  4. Средства передвижения, а именно инвалидные коляски, автомобили с возможностью ручного управления.
  5. Лекарственные препараты некоторых групп инвалидов.
  6. Выдача жилья за счет государственного жилого фонда и так далее.

Все эти правоотношения в совокупности и составляют социальное обеспечение.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2022.
  2. Федеральный Конституционный Закон № 1 — ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 с изм. и допол. в ред. от 01.07.2021// Российская газета.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 с изм. и допол. в ред. от 16.04.2022// Собрание законодательства Российской Федерации. — Ст. № 32, ст. 3301.
  4. Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 с изм. и допол. в ред. от 28.12.2022// Собрание законодательства Российской Федерации. — С. 29, ст. 3699.
  5. Федеральный закон № 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 03.06.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 23, ст. 2384
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 с изм. и доп. от 28.12.2022// Российская газета. — Ст. N 296, 31.12.2013
  7. Закон РФ № 4995–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 20.05.1993 с изм. и допол. в ред. от 30.07.1996// «Ведомости СНД и ВС РФ», № 25, ст. 901.
  8. Закон РФ № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 с изм. и допол. в ред. от 28.12.2022// Ведомости СНД и ВС РСФСР, № 21, ст. 699.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10.10.2003 с изм. и допол. в ред. от 05.03.2013// Российская газета. — Ст. № 244
  10. Распоряжение Правительства РФ № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» от 05.02.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. — Ст. N 7, ст. 1017
  11. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 с изм. и допол. в ред. от 28.09.2018// Собрание законодательства Российской Федерации. — Ст. № 267, ст.3896
  12. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» от 24.01.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации. — Ст. № 21, ст. 2395
  13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента Российской Федерации» от 03.12.2015 // Парламентская газета, № 44, 04–10.12.2015.
  14. Азарова Е. Г. Конституционные требования к российскому законодательству о социальном обеспечении // Журнал российского права. 2018. № 7 (259). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-trebovaniya-k-rossiyskomu-zakonodatelstvu-o-sotsialnom-obespechenii
  15. Аристов Е. В. Социальность государства в Российской Федерации: судебные интерпретации // Право и государство: теория и практика. 2018. № 8
  16. Дуденцова, Ю. С. Анализ эффективности государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в Российской Федерации / Ю. С. Дуденцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 498–500.
  17. Зуева Н. Л. Пробелы и коллизии пенсионного законодательства // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2021. № 1 (44).
  18. Куксин И. Н., Уфимцева В. А. К вопросу о соотношении коллизии и конкуренции в праве // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2018. № 2.
  19. Куренной А. М. Право и справедливость в российской системе регулирования трудовых отношений // Трудовое право в России и за рубежом. — 2018. — № 4. — С. 3–7.
  20. Петушкова, Т. О. Проблемы реализации прав граждан на социальное обслуживание в Российской Федерации // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам 76-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3-х частях, Краснодар, 10–30 марта 2021 года / Отв. за выпуск А. Г. Кощаев. Том Часть 3. — Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2021. — С. 381–384.
  21. Пимченко, А. А. Проблемы реализации социальных льгот и гарантий в современном российском обществе // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы V Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Иркутск, 23 апреля 2021 года. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. — С. 459–465.
  22. Сабанина, Н. О. Понятие, формы и способы защиты прав граждан в современной России / Н. О. Сабанина, А. Н. Баврин, О. А. Зиновьева // Юриспруденция в современном обществе: проблемы регулирования правовых отношений: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 января 2023 года. — Пенза: Наука и Просвещение, 2023. — С. 28–30.
  23. Урусова А. Б. Основные принципы социальной защиты населения // Московский экономический журнал. 2020. № 1.
  24. Шерстнева, А. В. О некоторых особенностях защиты социальных прав человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации // Юридическая наука и практика. — 2021. — Т. 17, № 1. — С. 32–38.
  25. Апелляционное определение № 33–651/2015 от 16 февраля 2015 г. по делу № 33–651/2015 // Судебные и нормативные акты РФ /
  26. О значении границ бедности и численности населения с денежными доходами ниже границы бедности в I квартале 2022 года в целом по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/
  27. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита», 1995 г., № 11.
  28. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России // Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2019. С. 17.
  29. Буянова М.О. Право социального обеспечения // Издание Проспект, Учебное пособие, 2020. С. 5-8.
  30. Шайхатдинов В. Ш. Актуальные проблемы права социального обеспечения. - М: Юрайт, 2023.
  31. Старцева С.В., Михайлова М.С., Рязанцева М.П. Система и понятие социального обеспечения // Самарский государственный экономический университет, 2021
  32. Раджабова Ж.К. Право социального обеспечения. Махачкала: ДГУНХ, 2019 – 133с.
  33. Никифорова, Н. Н. Право социального обеспечения: учебное пособие в схемах, таблицах и определениях. Часть 1 — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020 – 87 с.
  34. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник // М.: ИЦ Академия, 2019. С. 23-25.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, Российская Федерация, гражданин, потеря кормильца, социальное обслуживание, вид, категория граждан, твердый размер, материальное обеспечение, отдельная категория граждан.


Похожие статьи

Задать вопрос