Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 08.11.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Мрыков, У. К. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ / У. К. Мрыков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119097/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящей статье речь идет о конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации. В частности, проводится анализ признаков и основных элементов такого статуса, указывается на роль органов государственной власти федерального уровня в его нормативно-правовом регулировании. Также автором указываются отдельные проблемы, связанные с возможностью субъектов РФ полноценно реализовывать свои конституционно закрепленные права и возможности. Среди недостатков законодательной регламентации конституционно-правового статуса субъектов Федерации отдельно указывается на чисто формальный подход законодателя к вопросам их равноправия. В заключение статьи делается вывод о необходимости совершенствования и модернизации действующего законодательства в анализируемой сфере.

Ключевые слова: субъектный состав, субъект РФ, конституционно-правовой статус, суверенитет, представительство интересов субъектов.

This article deals with the constitutional and legal status of the subjects of the Russian Federation. In particular, the analysis of the signs and main elements of such a status is carried out, the role of state authorities at the federal level in its regulatory regulation is indicated. The author also points out some problems related to the ability of the subjects of the Russian Federation to fully realize their constitutionally enshrined rights and opportunities. Among the shortcomings of the legislative regulation of the constitutional and legal status of the subjects of the Federation, a purely formal approach of the legislator to issues of their equality is separately indicated. In conclusion, the article concludes that it is necessary to improve and modernize the current legislation in the analyzed area.

Keywords: subject composition, subject of the Russian Federation, constitutional and legal status, sovereignty, representation of the interests of subjects.

Субъект Российской Федерации — это государствоподобное образование в составе РФ. Речь идет именно о государствоподобном образовании, потому что ни один субъект РФ и ни один субъект федерации вообще не может обладать полным государственным суверенитетом, а следовательно, не может считаться государством в составе другого государства. Из этого первого признака, можно сказать, из определения субъектов Российской Федерации следует два элемента статуса.

Во-первых, это частичный суверенитет. У субъектов есть отдельные элементы государственного суверенитета, которые находят отражение во всех иных элементах статуса. Во-вторых, это государствоподобное образование входит в состав РФ, а значит, территория субъекта входит в состав территории РФ, и субъект несамостоятелен до конца, то есть он не является территориально отдельным государственным образованием, а значит, не может вступать в международные правоотношения [3, c. 14].

Необходимо отметить, что статус субъекта может быть изменён только по взаимному согласию с РФ. Это важно, поскольку это является безусловным элементом федерализма, который означает, что Федерация не может в одностороннем порядке регулировать правоотношения, связанные со статусом субъекта. Точно так же и сам субъект не может в одностороннем порядке выйти из состава РФ, поскольку в нашей стране не предусмотрено право сецессии. Кроме того, ни один субъект не имеет права на самостоятельное изменение имеющегося у него статуса. К примеру, субъект не имеет права по своему желанию и по своей инициативе из края превратиться в область, из области — в автономный округ и т. д. Это делается по взаимному согласию между субъектом РФ и самой Российской Федерацией. Эта возможность предусмотрена ч. 5 статьи 66 Конституции РФ.

Еще один важный признак заключается в том, что субъекты обладают своим законодательством. Это значит, что у них есть свои учредительные акты. Так, в роли таких учредительных актов выступают конституции в республиках и уставы в остальных субъектах РФ. Также у субъектов предусмотрена собственная система законодательства. Свой учредительный акт — это, безусловно, важно, как и система законов, но важно понимать, что система законодательства субъектов по предметам ведения Российской Федерации и по совместному ведению РФ и субъектов должна, безусловно, соответствовать федеральным законам. В исключительном ведении субъекты обладают всей полнотой власти и могут полностью регулировать вопросы, которые входят в исключительное ведение субъектов. Правда, таких вопросов довольно немного. По ним приоритет будет иметь закон субъекта в случае, если выявлены противоречия между законом субъекта и федеральным законодательством.

Четвёртый признак субъекта — это возможность устанавливать своё наименование. Говоря об этой возможности, следует отметить следующее. Исходя из постановления Конституционного суда РФ по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ, можно сделать вывод, что субъекты могут самостоятельно изменять своё наименование в порядке, который предусматривает сам субъект. Что касается изменения наименования субъекта — это исключительное ведение самого субъекта. После того как решение принято, он направляет это решение Президенту РФ. Президент не решает, нравится ему это наименование или не нравится: он должен лишь проанализировать, не нарушает ли это наименование основ конституционного строя. В случае, если не нарушает, он своим указом вносит изменения в статью 65 Конституции, где перечислены все субъекты РФ. а именно их наименования [6, c. 90].

Пятый признак субъекта — это представительство интересов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне. На федеральном уровне функционируют основные органы государственной власти — это Федеральное собрание, которое состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, правительство, Президент и судебная система.

Интересы субъектов могут быть представлены в двух органах. Первый — это, безусловно, законодательный орган — Федеральное собрание РФ. Вторая палата Федерального собрания — Совет Федерации — состоит из представителей от субъектов РФ. В его состав входит один представитель от законодательной власти субъекта и один представитель от исполнительной власти субъекта. Ранее Совет Федерации состоял только из этих представителей, однако сейчас, в соответствии с изменениями, внесёнными в Конституцию, Президент также имеет право участвовать в формировании этого органа с назначением в него своих представителей. Тем не менее основная задача данного органа заключается именно в том, чтобы представлять интересы субъекта. Если Государственная Дума, которая состоит из депутатов — народных избранников, представляет интересы всего населения России в целом, всего ее многонационального народа, то Совет Федерации — это палата, которая создана специально для того, чтобы представители субъектов анализировали федеральные законы и делали вывод о том, учтены или не учтены интересы субъектов в конкретном федеральном законе [5, c. 160].

Совет Федерации отклоняет не более 1 % от всех законопроектов, которые рассматриваются Федеральным Собранием. Таким образом, 99 % федеральных законов никак не затрагивают и не нарушают интересы субъектов в федеративном государстве.

Говоря о системе органов государственной власти в субъектах, следует отметить, что на региональном уровне формируется собственная система органов государственной власти. Это важнейший признак суверенитета, но он на сегодняшний день реализуется не в полной мере. В Федерации, в соответствии со статьей 72 Конституции РФ, должны быть установлены общие принципы организации государственной власти в субъектах. Если посмотреть ныне утративший силу Федеральный закон № 184 от 1999 года, можно увидеть, что там установлены не общие принципы, а детальное регулирование вплоть до того, каким должен быть количественный состав законодательного органа и как законодательный орган принимает законы и иные нормативные правовые акты. Это, безусловно, не общие принципы, и субъекты сильно ограничены в своём праве формировать свои системы органов власти. Несмотря на то, что данный закон был отменен, все же подробная регламентация принципов организации государственной власти в субъектах РФ сохраняется и не дает им возможности проявить самостоятельность в данном вопросе. Однако следует отметить, что Федерация не участвует в формировании системы органов государственной власти субъектов.

До недавнего времени Президент назначал высших должностных лиц субъектов РФ, то есть губернаторов, а также мог освободить их от должности в связи с утратой доверия. Таким образом, непосредственно Федерация Президента воздействовала на формирование системы органов государственной власти в субъекте [4, c. 190].

Седьмой признак субъектов РФ — это частичная международная правосубъектность. Так как субъекты не обладают полным суверенитетом, они не могут обладать и полной международной правосубъектностью, поэтому они лишены права заключать международные договоры. Следовательно, ни один субъект РФ не может заключить договор с другим государством. Однако субъектам предоставлена возможность заключать соглашения о международных и внешнеэкономических связях. Существует отдельный Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», который устанавливает, что субъекты могут заключать подобного рода соглашения с административно-территориальными единицами унитарных государств либо с субъектами иных федераций. Такие соглашения должны быть одноуровневые. Таким образом, субъект не может заключать соглашение с другим государством.

Что касается возможности вступать в международные организации, то субъекты могут вступать в них, если они созданы специально для отражения интересов субъектов или административно-территориальных единиц. К примеру, в Организацию Объединённых Наций, члены которой являются государствами, субъект вступить не может.

Последний момент, на который необходимо обратить внимание, говоря о статусе субъектов, — это равноправие. Все субъекты равны в правах во взаимоотношениях с РФ. Субъекты обладают разным правовым статусом, то есть разным набором правомочий, что вызывало критику со стороны многих исследователей, поскольку тем самым нарушается принцип равноправия субъектов. Однако данный вопрос на сегодняшний день так и остается нерешенным [3, c. 15].

На этом основании можно говорить о том, что РФ — это асимметричная федерация. Однако при реализации своих прав, предоставленных субъектам Конституцией и федеральным законодательством, все субъекты равны. Это положение было подтверждено Конституционным судом в Постановлении по делу о дорожных фондах. В этом документе рассматривалась конституционность ныне утратившего силу Закона РФ «О дорожных фондах», который не предоставлял Санкт-Петербургу и Москве возможность создавать специальные внебюджетные фонды. Конституционный суд вывел как раз из принципа равноправия субъектов частичную неконституционность этой нормы и установил, что И Москва, и Санкт-Петербург должны иметь право наравне с другими субъектами создавать такие фонды.

Подводя итоги, следует отметить, что законодательное регулирование конституционно-правового статуса субъектов РФ на сегодняшний день не является идеальным, в нем наблюдаются многочисленные пробелы и недоработки. Следовательно, необходимо работать над совершенствованием этого законодательства с тем, чтобы на законодательном уровне решить проблемы в данной сфере.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999 N 4-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21476/
  3. Дамдинов Б. Д. Теоретические проблемы правового статуса субъекта Российской Федерации // «Сибирский Юридический Вестник». 2022. № 3. С. 12–16.
  4. Демидов М. В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 4. C. 188–199.
  5. Степанов А. Г. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации / А. Г. Степанов. // Молодой ученый. 2019. № 1–2 (13). Т. 2. С. 159–164.
  6. Хвалёв С. А. Правовой статус субъектов РФ как предмет (уставного) регулирования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2019. — № 5. С. 89–94.
Основные термины (генерируются автоматически): субъект, государственная власть, субъект РФ, Российская Федерация, совет Федерации, законодательный орган, интерес субъектов, РФ, Федеральное Собрание, федеральный уровень.


Ключевые слова

субъект РФ, конституционно-правовой статус, суверенитет, субъектный состав, представительство интересов субъектов

Похожие статьи

Задать вопрос