Политический маркетинг-менеджмент высшего должностного лица субъекта федерации как инструмент легитимации управленческой деятельности (на материалах Омской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Вунш, А. Н. Политический маркетинг-менеджмент высшего должностного лица субъекта федерации как инструмент легитимации управленческой деятельности (на материалах Омской области) / А. Н. Вунш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119159/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье рассматриваются методы и приемы из различных отраслей наук, позволяющие политическим акторам оказывать влияние на различные политические процессы на примере губернатора Омской области В. П. Хоценко.

Ключевые слова: маркетинг-менеджмент, имидж, публичное должностное лицо, СМИ, общественность.

Современной политической наукой в качестве основных характеристик, характерных для политического пространства постсоветской России, принято выделять сепарацию политических элит от электората и последовавший за этим кризис легитимности государственной власти. В этом контексте особенную актуальность приобретает легитимация управленческой деятельности представителей государственной власти на различных уровнях [15]. Для достижения поставленных задач привлекается обширный научный инструментарий, включающий в себя актуальные достижения различных отраслей наук, наиболее значимыми среди которых выступают социология, политология, политическая экономия, маркетинг. Политическая практика, предусматривающая жёсткую конкурентную борьбу за максимизацию конкурентного преимущества, проявляющегося в приращении социального и финансового капитала политических акторов, стимулирует развитие гуманитарного знания, формируя потребность в междисциплинарных гуманитарных исследованиях и разработке научных направлений, находящихся на стыке двух и более дисциплин. Одним из таких направлений в настоящий момент является политический маркетинг-менеджмент [1].

Данное направление рассматривается как совокупность приёмов и методов, которыми могут пользоваться политические акторы для конкурентного позиционирования своих целей и программ в политическом дискурсе с целью оказания влияния на политический процесс. При этом политическое пространство интерпретируется в терминах рынка, что подразумевает использование экономических методов для описания политического пространства, а также выявления приёмов обеспечения наиболее эффективных методов влияния на политический процесс по нескольким направлениям:

  1. Изучение и формирование политического рынка;
  2. Разработка конкурентного политического продукта;
  3. Продвижение политического продукта;
  4. Укрепление конкурентных позиций;
  5. Оказание воздействие на принятие политических решений.

Следует уточнить, что вопросы лоббистских возможностей, разрабатываемые в рамках теории политического маркетинг-менеджмента заслуживают особенного рассмотрения в рамках отдельной статьи. В данной же работе автор принял решение обратить особенное внимание на гносеологический потенциал данной теории при репрезентации инструментов легитимации управленческих решений должностных лиц различного уровня в дискурсивном политическом пространстве современной России [2].

В качестве положительного кейса по позиционированию должностного лица субъекта Российской Федерации, автор рассматривает маркетинг-менеджмент команды губернатора Омской области В. П. Хоценко.

С точки зрения методологического подхода маркетинг-менеджмента, позиционирование губернатора Омской области в политическом пространстве имеет ряд весомых преимуществ в вопросе легитимации управленческой деятельности высшего должностного лица:

  1. Формируемый в политическом дискурсе образ губернатора труженика: публикации, представленные в информационном пространстве подконтрольных губернатору средств массовой информации посвящены погружению чиновника в актуальную проблематику региона: освещаются рабочие поездки по муниципальным районам и крупнейшим предприятиям области, оценке губернатором потенциала региона и наиболее приоритетных направлений развития [12].
  2. Позиционирование губернатора как лица, погруженного в проблемы избирателей и идущего с ними на контакт: предоставляемые публике на информационных ресурсах губернатора, написаны от первого лица и выдержаны в доступной для широкой аудитории форме. В содержании публикаций, освещающих деятельность губернатора значительную роль занимает общение должностного лица с гражданами, особенный акцент при этом делается на личный контакт губернатора с населением [13].
  3. В медийной повестке, формируемой вновь избранным губернатором Омской области значительную роль играет приоретизация на реализацию президентских установок. Таким образом, одним из источников легитимности при позиционировании высшего должностного лица регионального уровня может выступать федеральный чиновник с выраженными рейтингами поддержки, что играет на руку с точки зрения легитимации политического менеджмента высшего должностного лица субъекта [5].

Об эффективности позиционирования политического продукта, предлагаемого населению командой губернатора, говорит статистика независимых источников: так, согласно данным ресурса «Tgstat» вовлечённость аудитории в информационную повестку, формируемую В. П. Хоценко, составляет 256 %, что говорит о высокой цитируемости информационных ресурсов губернатора, а также повышенном внимании аудитории к формируемой им повестке, что особенно примечательно на фоне высокого антирейтинга партии, к которой принадлежит должностное лицо субъекта. Высокую результативность избранной стратегии позиционирования отмечают и представители профессионального сообщества. Так, холдинг «Минченко консалтинг» в рейтинге политической устойчивости высших должностных лиц субъектов Российской Федерации от 12 августа 2024 года присвоил губернатору Омской области второе место, при этом особенно высоко оценив эффективность его команды в вопросе политического позиционирования в информационном пространстве [3].

Таким образом, на основании анализа обширного эмпирического материала с применением методологического подхода политического маркетинг-менеджмента следует сделать вывод о выраженном гносеологическом потенциале представленного методологического подхода, а также его практической результативности в позиционировании должностного лица в политическом дискурсе с целью легитимации управленческой деятельности и приращении его политического капитала.

Литература:

  1. Аакер Д. и др. Научно-теоретический аспект формирования территориального бренда // Общество, наука и инновации (29–30 ноября 2013 года): в 4 т. 2013. Т. 4. С. 22–25.
  2. Акулич Н. М., Масеев С. В. Формирование политического имиджа современного лидера: теоретико-методологический аспект // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы (посвящается 70-летию колледжа Западного филиала РАНХиГС). 2016. С. 9–12.
  3. Алимова Г. С., Чернышев Б. Н. Имидж региона в системе оценки его конкурентоспособности // Научные записки ОрелГИЭТ. 2010. № 2. С. 341–348.
  4. Ахтариева Л. Г., Валеева Е. В. Механизм управления имиджем региона и его оценка // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 2. С. 45–50.
  5. Баранова Н. А. Формирование имиджа политической власти в социальных сетях // Инновационная экономика: регулирование и конкуренция. 2017. С. 718–722.
  6. Шинкевич В. Е. Политический маркетинг как разновидность политических технологий. // Социальногуманитарные знания. 2004. № 3. С. 147–154.
  7. Петрунин Ю. Ю. Политические коммуникации: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2004. 332 с.
  8. Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект пресс, 2006. С. 175–190.
  9. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М.: СмартБук, 2009. 575с.
  10. Траут Дж. Позиционирование: битва за умы. Юбилейное издание. СПб: Питер, 2008. 336 с.
  11. 11.. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью. — М.: Изд-во «Дело», 2006. — 552 с.
  12. Бодуан, Ж. П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. — М.: Изд-во «ИНФРА», 2009. — 260 с.
  13. Загайнов А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2007. — № 3.
  14. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. 182 с.
  15. Недяк И. Л. Политический маркетинг. Основы теории. М.: Весь Мир, 2008. 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Омская область, политическое пространство, высшее должностное лицо, политический дискурс, политический маркетинг-менеджмент, государственная власть, должностное лицо, значительная роль, информационное пространство, Российская Федерация.


Ключевые слова

имидж, СМИ, общественность, маркетинг-менеджмент, публичное должностное лицо

Похожие статьи

Задать вопрос