В статье рассматривается актуальность деятельности органов опеки и попечительство в современной Российской Федерации. Приводится статистика по нуждающимся в поддержке слоям населения, а также рассмотрена основные проблемы правового регулирования опеки и попечительства в Российской Федерации.
Ключевые слова: опека, попечительство, проблемы, правовое регулирование, недостатки.
The article examines the relevance of the activities of guardianship and guardianship authorities in the modern Russian Federation. Statistics on the strata of the population in need of support are provided, and the main problems of legal regulation of guardianship and guardianship in the Russian Federation are considered.
Keywords: guardianship, guardianship, problems, legal regulation, disadvantages.
Российская Федерация, являясь социальным государством, согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, берет на себя обязанность обеспечить достойную жизнь гражданам нашей страны и заботиться о благосостоянии каждого члена общества. Причем особое внимание государству необходимо уделить наименее защищенным слоям общества, для которых обеспечить достойный образ жизни самостоятельно не представляется возможным. Тема опеки и попечительства актуальна во всем мире, так как многие люди нуждаются в защите своих прав и интересов. В России и за рубежом опека и попечительство предназначены для помощи тем, кто не может самостоятельно решать свои дела. Эти институты помогают защитить права и интересы людей, не способных осуществлять их самостоятельно [1].
Данная система не является уникальной, опека и попечительство являются неотъемлемой частью системы социальной защиты во многих странах мира. При этом, не смотря на большой опыт, в современных условиях, институт опеки и попечительства сталкивается с рядом проблем, требующих решения. Вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству не остается без внимания властей и общества.
С каждым годом наблюдается рост числа нуждающихся людей в опеке и попечительстве. Так как современные демографические изменения, рост числа детей-сирот, увеличение доли пожилых и инвалидов с ограниченными возможностями здоровья приводят к быстрому увеличению числа людей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
По данным вице-премьера Российской Федерации численность детей-сирот в России сократилась за 2022 год на 3,2 %. На начало 2023 года в России насчитывалось 375,7 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Численность воспитанников в организациях для детей-сирот за год сократилась на 7 % — до 31,6 тысяч. В апреле 2024 года число детей-сирот, сведения о которых содержатся в государственном банке данных, за два года сократилось на 12 % — до 35 тысяч. В 2023 году по данным Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в Ульяновской области в детских домах находится 304 ребенка, при этом в 2022 году в детских домах находилось 337 детей. Несмотря на тенденцию к сокращению численности детей сирот, это не уменьшает важность данной проблемы.
Доля населения в России в категории "65 лет и старше» увеличилась вдвое за последние 50 лет. По данным Росстата, на начало 2023 года численность населения в этом возрасте насчитывает 24,1 млн. жителей. На начало 2024 года доля пенсионеров среди россиян достигала 25,5 %. Многие из них, в свою очередь, тоже нуждаются в помощи и опеке.
По данным Росстата, 42 % россиян старше 15 лет не пьют. Остальные 58 % хотя бы раз в год употребляют алкогольные напитки. Это 68,7 млн человек, или почти половина населения страны. По оценке Всемирной организации здравоохранения, 20 % россиян старше 15 лет, или примерно каждый третий из тех, кто употребляет алкоголь, подвержен «эпизодическому тяжелому пьянству» [5].
С каждым годом все больше людей становятся недееспособными или умирают от наркотической зависимости, причем большинство из приверженных к этому являются молодыми людьми. Эта проблема настолько масштабна, что представляет реальную угрозу для общества. По данным Росстата, с 2019 до 2021 года в нашей стране число смертей, связанных с употреблением наркотиков выросло вдвое. Согласно официальной статистике, в 2020 году количество употребляющих наркотики снизилось на 7,5 %. Несмотря на положительную тенденцию, проблема употребления ПАВ остается актуальной [5].
Рост числа разводов, неполных семей, сложностей в установлении отцовства, а также повышение значимости прав детей — все это создает новые вызовы для системы опеки и попечительства.
Также существуют проблемы с обеспечением прав подопечных. Не всегда удается найти подходящих опекунов или попечителей, а также обеспечить должный контроль над их отношением к тем, кто находится под опекой.
От этого возникает и противоположная проблема, связанная с правовой защитой опекунов и попечителей, которые могут столкнуться с необоснованными обвинениями или правовыми ограничениями. Из-за быстрого развития современного общества законодательство по опеки и попечительства не всегда отвечает современным реалиям, содержит противоречия и не всегда понятно в толковании.
Несмотря на значительные изменения в законодательстве об опеке и попечительстве в современной Российской Федерации, в системе остаются некоторые пробелы, которые требуют внимания и решения:
Одной из проблем является, недостаточная регламентация отдельных аспектов опеки. Отсутствие единых стандартов воспитания и развития подопечных. То есть, в законодательстве недостаточно конкретизированы требования к воспитанию детей и заботе о взрослых подопечных, что может привести к разнобою в подходах опекунов.
В законодательстве недостаточно уделяется внимания психологической поддержке подопечных, особенно детей, и профилактике социальной дезадаптации.
Также, можно выделить, недостаточную регламентацию взаимодействия между органами опеки и попечительства и другими государственными и некоммерческими организациями. Это может приводить к разрыву в социальной поддержке подопечных, к дублированию услуг и неэффективному расходованию ресурсов [6]
Следовательно, существуют проблемы с механизмами контроля над деятельностью опекунов.
Недостаток ресурсов и кадров в органах опеки и попечительства ограничивает возможности эффективного контроля над действиями опекунов и своевременного выявления нарушений.
Отсутствие единой системы мониторинга благополучия подопечных приводит к тому, что проблемы в отношениях опекуна и подопечного выявляются слишком поздно.
Из этого возникает следующая проблема, а именно, недостаточность механизмов реагирования на нарушения со стороны опекунов. Процедура лишения опекуна полномочий затянута и неэффективна.
Недостаток программ подготовки и обучения опекунов, приводит к тому, что опекунам часто не хватает знаний и навыков для эффективного воспитания и заботы о подопечных.
Дети, оставшиеся без родителей, часто испытывают трудности с адаптацией к новой семье и новой среде. Но при этом, законодательно не урегулировано решение данной проблемы. В некоторых регионах отсутствует достаточное количество социальных учреждений, которые могут оказать помощь детям-сиротам и их опекунам.
Реформирование системы опеки и попечительства должно быть направлено на устранение этих пробелов. Нужно усилить контроль за деятельностью опекунов, улучшить систему подготовки и мотивации опекунов, а также расширить доступ к социальным услугам для детей-сирот.
Задачи правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства состоят в том, чтобы:
1) закрепить правовое положение нуждающихся в попечении лиц;
2) установить обязанности соответствующих органов государственной власти и управления по обеспечению их интересов;
3) предусмотреть Систему льгот и гарантий для тех лиц, которые добровольно взяли на себя заботу о других гражданах;
4) обеспечить контроль над соблюдением прав и интересов подопечных граждан [4].
Таким образом, в связи с вышеперечисленными проблемами, возникает необходимость совершенствования системы правового регулирования опеки и попечительства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.09.2024.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1994 г. № 32, Ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru — 27.09.2024.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, № 1, Ст. 16.; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru — 16.08.2024.
- Мозговая, Е. И. Деятельность органов опеки и попечительства: учебное пособие / Е. И. Мозговая. — Белгород: НИУ БелГУ, 2023. — 94 с. // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/399398 (дата обращения: 01.09.2024).
- Федеральная служба государственной статистики // Росстат URL: rosstat.gov.ru. (дата обращения: 08.11.2024).
- Чурсина А. С. Некоторые проблемы правового регулирования опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Российской Федерации. / А. С. Чурсина // Балтийский гуманитарный журнал. — 2017.- № 3. — 379–381.