Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях отдельной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.11.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Белогорцева, Р. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях отдельной образовательной организации / Р. И. Белогорцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119156/ (дата обращения: 23.12.2024).



За последнее десятилетие увеличилось число детей с установленным диагнозом из спектра аутистических расстройств и как следствие увеличилось число детей с расстройством аутистического спектра включаемых в образовательную систему Российской Федерации. Под воздействием гуманистических принципов произошло переосмысление отношения к таким детям в психолого-педагогическом сообществе и пересмотр перспектив их потенциального развития. В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений, что любые психофизические нарушения не являются препятствием ребенку для приобретения им социального опыта и развития имеющихся у него способностей. Провозглашение принципа равного доступа к образованию и другим социальным услугам всех детей, независимо от особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, способствовало вхождению детей с РАС в очную форму обучения, с регулярным посещением образовательной организации, вместе с другими детьми, а не надомную форму обучения.

С закреплением в нормативно-правовом поле инклюзивной системы образования, научные исследования образования детей с ОВЗ проводятся в основном в области развития инклюзивных процессов и введения детей с особенностями в массовые школы. Современных исследований про обучение детей с РАС в отдельных образовательных организациях практически нет. В описанных научных исследованиях и обобщенном педагогическом опыте прошлых лет, материалы по обучению детей с РАС в специализированных учреждениях также практически отсутствуют, ведь в то время диагноз аутизм являлся единичным. Однако, обучение детей с РАС и интеллектуальным дефектом в общеобразовательной школе далеко не всегда является наиболее благоприятном вариантом получения образования. Для многих детей с подобными особенностями именно отдельная образовательная организация является предпочтительным вариантом получения общего образования, в следствие чего, необходимо стимулировать научные исследования в этой области.

В настоящее время расстройство аутистического спектра характеризуют как комплексный синдром искаженного развития детей с различными поведенческими, эмоциональными и когнитивными особенностями, которые могут быть очень разнообразны, но объединяются рядом общих признаков, включающих самостоятельно непреодолимые затруднения социального взаимодействия и коммуникации. К числу других особенностей относятся широкий круг аномального поведения, проявляющегося в стереотипных двигательных актах, узко ограниченных интересах ребенка, нетипичных моделях действий и поведения, например, использование предметов не по их прямому назначению, сосредоточенность на отдельных свойствах предметов или явлений, нестандартные реакции на внешние стимулы.

Перед родителями детей с расстройством аутистического спектра стоит выбор, в каком виде будет получать образование их ребенок с ОВЗ:

– Дифференцированное образование в отдельной образовательной организации, где все воспитанники имеют схожие нарушения развития;

– Интегрированное образование — обучения и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах, состоящих из детей с особенностями в общеобразовательных организациях;

– Инклюзивное образование с включением ребенка с ОВЗ в общий класс со сверстниками, не имеющими отклонений в развитии в общеобразовательной школе.

У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки. К преимуществам обучения ребенка с РАС и интеллектуальным дефектом в отдельной образовательной организации можно отнести следующие:

– в отдельной образовательной организации меньшая наполняемость классов, больше возможностей учесть особые образовательные потребности ребенка и уделять ему больше внимания;

– все специалисты получают образование по направлению работы с детьми с ОВЗ или проходят соответствующую профессиональную переподготовку в области коррекционной и специальной педагогики;

– в отдельной образовательной организации, процесс пребывания ребенка с РАС построен таким образом, что он находится под постоянным присмотром взрослого, что обеспечивает его физическую и психологическую безопасность;

– в массовых школах в свободное от уроков время детям предоставлено время на самовыражение и личное общение, что сопровождается громкими звуками, шумом, хаотичным передвижением большого количества людей по территории школы. Чувствительная сенсорная система детей с РАС может испытывать значительную перегрузку, находясь в таких условиях, что будет ухудшать эмоциональное состояния ребенка с РАС. В специализированных школах организовано специальное зонирование территории школы, позволяющее ограждать детей от сенсорного перенасыщения.

– в отдельных образовательных организациях все дети имеют нарушения развития и особенности поведения. Семье ребенка с РАС легче адаптироваться к образовательному процессу среди семей со схожими трудностями. Здесь их ребенок не станет объектом обсуждений и изоляции, не будет привлекать к себе повышенное внимание. Родители могут найти психологическую поддержку, среди других родителей.

Для того что бы ребенок с РАС мог развивать имеющиеся у него способности и реализовывать свой потенциал, ему необходимо своевременное, непрерывное, комплексное и индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение. Эффективное сопровождение может осуществлять команда профессионально подготовленных специалистов, работающих в постоянном взаимодействии друг с другом и учитывающих все особые потребности ребенка с РАС. Тесное сотрудничество специалистов друг с другом позволяет сформировать адекватную текущему уровню развития ребенка цель сопровождения и сформулировать поэтапные задачи для ее достижения, соблюдая базовые принципы сопровождения, на которые опирается современная система образования. Для достижения поставленной цели сопровождения необходимо формировать достаточную и отвечающую возможностям ребенка нагрузку и осуществлять промежуточную оценку динамики его развития.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС — создание индивидуальных, максимально учитывающих особые образовательные потребности ребенка условий, способствующих успешному усвоению учебной программы, развитию личности ребенка и адаптации его в социуме.

Достижение поставленной цели при работе с детьми с РАС возможно при решении следующих задач:

– Провести комплексную диагностику уровня актуального развития и зону ближайшего развития;

– Выявить индивидуальные особенности и особые образовательных потребностей каждого ребенка с РАС и с учетом этого создать специальные социальные, психологические и педагогические условий;

– Индивидуализировать содержание программы обучения и коррекционно-развивающей работы, выбрать подходящие и адаптировать под ребенка с РАС методы взаимодействия, воспитания и коррекционной помощи;

– Создать правильно структурированную образовательную среду для ребенка с РАС: выделение места для учебных занятий, хранения школьных принадлежностей и личных вещей, наличие специально оборудованной зоны разгрузки и отдыха;

– Осуществлять психологическую работу по созданию положительного эмоционального микроклимата среди всех участников процесса сопровождения;

– Повышать психологическую и педагогическую компетентность родителей и учителей по вопросам обучения и воспитания ребенка;

– Систематически отслеживать динамику развития обучающегося специалистами и внесение корректив в процесс сопровождения при необходимости.

Конкретные задачи коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка с РАС определяются по результатам комплексной диагностики, исходя из умений и навыков, которые у ребенка сформированы частично, либо не сформированы совсем. При составлении программы обучения и коррекционно-развивающих занятий соблюдается последовательность формирования дефицитарных навыков и умений, согласно онтогенетическому развитию детей. При достижении определенных умений постепенно усложняя поставленные задачи.

Обязательным условием эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС является вовлечение родителя ребенка в процесс сопровождения. Работа с родителями детей обучающихся должна включать обязательное ознакомление их с содержанием адаптированной общеобразовательной программы обучения ребенка с РАС и тематическими планами занятий с их ребенком психолога, логопеда и социального педагога. Важно, чтобы родители не просто формально подписывали документы, а имели представление о том, чему и зачем их ребенка будут обучать в школе. Это позволяет помочь родителю преодолеть иллюзорные представления, об уровне академических знаний, которые ребенок усвоит в течение ученого года. Ведь темпы развития ребенка с РАС и интеллектуальным дефектом школьного возраста принципиально отличаются от темпов развития нормотипичных детей и детей с ОВЗ других нозологий. Важно сместить фокус внимания родителей только с приобретения ребенком учебных навыков (которые в силу тяжести нарушения могут быть незначительными) на развития коммуникативных и социальных навыков, улучшение эмоциональной регуляции ребенка с РАС, развитии навыков самообслуживания, речевое развитие. Демонстрируя родителям реальную перспективу предполагаемого развития ребенка в текущем учебном году, сотрудники образовательной организации предотвращают родительское выгорание. Родители, даже повзрослевших детей с РАС и интеллектуальным дефектом, годами ждут, что их ребенок начнет бегло читать и у них проявится любопытство к изучению окружающего мира. Они представляют, что именно этому детей должны научить в школе, и не понимают, что траектория обучения и развития их ребенка лежит в других областях. Поэтому могут обесценивать достижения своего ребенка, не замечаю, что он стал спокойнее вести себя в общественных местах, научился ждать своей очереди в магазине, соблюдать социальные нормы поведения.

При ознакомлении родителей с планом обучения и коррекционно-развивающей работы необходимы детальные комментарии специалистов на простом житейском языке, а не профессиональных терминах, которые позволят родителям осознать, какие навыки в предстоящем году будут развивать их ребенку. Тут важно объяснить родителям их роль в процессе психолого-педагогического сопровождения. За формирование и развитие навыка ребенка отвечает образовательная организация, в лице специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Но перенос этих формируемых навыков и умений в реальную жизнь и отработка их в повседневной жизнедеятельности это зона ответственности родителя. Ребенок не научится вступать в контакт с людьми, если круг его общения ограничен только взрослыми, воспитывающими его и сотрудниками школы. Необходимо объяснять родителям, что если в школе с ребенком работают на развитие в речи простых фраз для выражения просьбы, в домашних условиях нельзя предъявлять ему желаемый объект, пока он не сформулирует просьбу о нем в вербальной форме.

Расширять круг социального общение семьи и ребенка с РАС так же в зоне ответственности воспитывающих ребенка лиц. Социальная изоляция, жизнь по определенному расписанию и распорядку только усугубляют социальные и коммуникативные проблемы ребенка. Важно помочь родителям преодолеть страх перед расширением жизненного пространства семьи, посещать новые места культурного отдыха, ходить в гости, получать новые впечатления.

Системная и индивидуализированная коррекционно-развивающая помощь детям с РАС повышает перспективы их развития, позволяет расширить контакты ребенка с окружающим миром и вовлечь его в социальное взаимодействие с другими людьми. Все это отражается на качестве жизни ребенка с расстройством аутистического спектра и его семьи, позволяя им жить полноценной жизнью и быть равноправными членами общества.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, РАСА, отдельная образовательная организация, интеллектуальный дефект, коррекционно-развивающая работа, образовательная организация, обучение детей, развитие, родитель, общеобразовательная школа.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Технологии тьюторского сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ

Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС№ 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска)

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста

Создание развивающей среды в группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ как педагогическая проблема

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Технологии тьюторского сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ

Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС№ 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска)

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста

Создание развивающей среды в группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ как педагогическая проблема

Задать вопрос