Формирование имиджа публичного должностного лица | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Вунш, А. Н. Формирование имиджа публичного должностного лица / А. Н. Вунш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119158/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье рассматривается понятие «имидж», его функции и задачи. Поднимается тема важности положительного имиджа для публичного должностного лица в системе государственного и муниципального управления, а также выделяются ключевые субъекты его формирования.

Ключевые слова: имидж, публичное должностное лицо, СМИ, технологии по формированию благоприятного имиджа, общественность.

В условиях современной нестабильной ситуации на международной арене для того, чтобы сохранить устойчивость социально-экономической системы роль государства должна стать определяющей, а, следовательно, и имидж каждого его представителя, независимо от уровня и ветви власти, которую он представляет должен вызывать положительную и доверительную реакцию у населения.

В современном обществе все более значимую роль играет информация, становится больше средств ее передачи и трансляции, что оказывает существенное влияние на формирование у населения мнения о том или ином представители власти, а также сфере его деятельности. Ряд научных исследований уже посвящено проблеме имиджа государственного служащего [1], что подтверждает актуальность темы статьи. Принимая во внимание также достаточно негативный образ носителя публичной власти в глазах общественности.

На сегодняшний день в научной литературе присутствует большое количество определений понятия «имидж», что говорит о высоком уровне развития наук занимающимися социологических и социальных исследований. Например, А. А. Коско в своей научной статье посвященной имиджу руководителя дает такое понятие термину имидж: «Имидж — это манеры поведения, внешняя привлекательность, которые являются видимыми элементами», тем самым он пытается разграничить понятие имидж и образ [3]. А. Н. Чумиков трактует имидж как заявленную идеальную позицию, намеренно созданную и продвигаемую в целевые группы. Также А. Н. Чумиков выдвигают идею о том, что имидж имеет прямую зависимость от репутации. Но, несмотря на большое количество определений к понятию имидж, единого его определения по отношению к представителям публичной власти, пока еще не сформировано. Но можно утверждать, что имидж представителя власти создается в первую очередь с целью положительного воздействия на населения. Стоит выделить и основные социальные функции имиджа:

  1. Идентификация, которая позволяет служащему быть узнанным;
  2. Идеализация, целью которой является создание благоприятного образа представителя власти для населения, которое зачастую близко не знакома с ним и не имеет представления об его реальных чертах характера;
  3. Противопоставление, помогающие дистанцироваться служащему от других образов [4].

Стоит также отметить, что имидж имеет первостепенное значение не для всех служащих, а лишь для тех, кто представляет государство в публичном поле по отношению к населению, партнерам и т. д., то есть высшее должностное лицо. Помимо функций можно выделить еще две задачи, которые присущи имиджу государственного служащего:

  1. Формирование личностных характеристик;
  2. Акцентирование внимание коллег и граждан на компетентности представителя власти.

К личностным характеристикам мы относим физические и психологические особенности высшего должностного лица, а также управленческий стиль индивидуума и его характер [2].

Для того чтобы успешно внедрить имидж представителя власти в сознание людей необходимо в средствах массовых коммуникаций подчеркивать:

— его положительные качества;

— результаты его профессиональной деятельности в тот или иной период жизни;

— положительный опыт его управленческой деятельности в экстремальных ситуациях.[5]

К таким условиям можно отнести участие должностного лица в общественно-значимых мероприятиях, помощь населению в стихийных бедствиях, встречи с представителями рабочего класса на предприятиях и т. д. Выступления, диалоги, дискуссии — все эти формы общения сами по себе являются технологией по созданию благоприятного имиджа госслужащего. Если в управленческую ситуацию входит элемент конкурирование с другими лицами, то здесь можно активно включать наступление и контрнаступление на мнение оппонентов, их взгляды и предложения, но не стоит забывать и о подготовке к защите своей позиции [6].

В демократически государствах, где население проявляет достаточно высокую политическую активность и высокий уровень доверие к власти наибольшую роль по формированию благоприятного имиджа высшего должностного лица играют средства массовой информации.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе формирования позитивного имиджа должностного лица ключевыми субъектами являются:

  1. Само публичное должностное лицо и служащие, составляющие его команду;
  2. Общественность, которая готова «объективно» оценить имидж высшего должностного лица;
  3. Средства массовой коммуникации способные помочь наладить диалог между представителем власти и населением.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что имидж публичного должностного лица сам по себе является системой, которая постоянно находится в динамике. Публичному должностному лицу, чтобы сформировать свой положительный имидж необходимо реально продемонстрировать эффективность своей управленческой деятельности, наладить постоянную и эффективную связь с обществом и развивать уровень актуальных PR мероприятий, в которых он принимает участие.

Литература:

  1. Амурская О. И. Имидж государственного служащего: исторические реалии и современное состояние // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2018. № 3 (60). С. 79–90.
  2. Буряк Н. Ю. Особенности формирования имиджа должностного лица в системе государственного муниципального управления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 3–1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-imidzha-dolzhnostnogo-litsa-v-sisteme-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-upravleniya (дата обращения: 22.11.2023).
  3. Коско, А. А. О понятии имиджа. Имидж руководителя (начальника) органа внутренних дел / А. А. Коско // Международный научный журнал «Символ науки» — 2016. — № 4 — С. 205–209.
  4. Кузнецов И. О. Особенности формирования имиджа государственного служащего в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Том 179. С. 64–68.
  5. Огнева В. В., Дорохова Ю. В. Имидж государственного гражданского служащего региона как предмет социально-политического анализа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные 2014. № 1. С. 152–163.
  6. Орлова, В. Н. Позитивный имидж государственных гражданских служащих как основа развития управленческой культуры / В. Н. Орлова // Управленческое консультирование — 2016. — № 7 — С. 14–18.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее должностное лицо, имидж, публичное должностное лицо, благоприятный имидж, должностное лицо, имидж представителя власти, положительный имидж, представитель власти, публичная власть, управленческая деятельность.


Ключевые слова

имидж, СМИ, общественность, публичное должностное лицо, технологии по формированию благоприятного имиджа

Похожие статьи

Задать вопрос