Актуальность настоящей статьи обусловлена современными реалиями в сфере интеллектуальной собственности. Так, 28.06.2022 Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», которым в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) внесены соответствующие изменения в части регулирования товарных знаков, в частности право на товарный знак закреплено не только за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и за физическими лицами, в том числе за самозанятыми гражданами.
Такое изменение в законодательстве обусловлено введением статуса самозанятого, который имеет право вести предпринимательскую деятельность, и у него может возникнуть потребность в регистрации собственного товарного знака. Таким образом, внесенные в ГК РФ изменения предоставляют физическим лицам такую возможность. Между тем, данные изменения имеют определённые недостатки, в числе которых имеется неоднозначно толкуемая формулировка «всеми гражданами, в том числе самозанятыми». В силу данной нормы право на регистрацию товарного знака имеют все граждане, в том числе и не имеющие статуса самозанятого лица. При этом в действующем российском законодательстве установлен однозначный запрет на ведение предпринимательской деятельности без оформления юридического лица, получения статуса индивидуального предпринимателя или самозанятого. В этой связи возникает закономерный вопрос о причинах необходимости регистрации товарного знака гражданином, не осуществляющим предпринимательскую деятельность. Настоящая статья посвящена актуальности указанной проблемы.
Ключевые слова: товарный знак, исключительное право, наследование товарных знаков, защита товарного знака, регистрация товарного знака, самозанятый, контрафактная продукция.
Развитие товарных знаков как явления берёт своё начало ещё с древних времён. Так, ещё в первом тысячелетии до нашей эры у ремесленников древней индской цивилизации сформировалась традиция нанесения своих подписей на художественных объектах, отправляемых в древнюю Персию. По мере развития торговых отношений в античности появилось до тысячи различных древнеримских гончарных клейм, самым известным из которых является фабричное клеймо «Fortis», которое неоднократно подвергалось подделыванию.
Согласно нормам ГК РФ, подтоварным знаком следует понимать некоторое обозначение, несущее в себе отличие товаров и услуг одной компании от продукции фирм конкурентов [1].
Регистрация товарного знака не является обязательной процедурой, однако это способствует появлению юридических гарантий для обладателя товарного знака и роста его узнаваемости. Владелец товарного знака имеет право размещать его на вывесках, упаковках или визитках. Конкурентам, которые используют аналогичный товарный знак, могут быть предъявлены судебные иски [2, c. 56].
Кроме этого, товарные знаки помогают их правообладателям накладывать финансовые санкции на лиц, которые нарушают права использования товарных знаков, что в конечном итоге приводит к наращиванию уровня доходов правообладателя товарных знаков, например, путём выдачи лицензий [3, c. 230].
Товарные знаки и знаки обслуживания защищены законодательством Российской Федерации. Правообладатель товарного знака, зарегистрированный в Открытом реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, обладает исключительными правами на них. При регистрации в вышеуказанном реестре обладателю товарного знака Федеральной службой по интеллектуальной собственности Российской Федерации (далее по тексту — Роспатент) выдается соответствующее свидетельство, закрепляющее за собственником товарного знака исключительное право по отношению к товарам, указанным в этом свидетельстве. Обозначенное исключительное право имеют юридическую силу на всей территории Российской Федерации. При этом в тех случаях, когда это предусматривается международными правовыми актами, данное исключительное право на товарный знак действует и на территории других стран.
Исключительное право правообладателя товарного знака является абсолютным имущественным правом и предоставляет последнему возможность использовать зарегистрированный на его имя товарный знак любыми, не противоречащими закону способами, при этом влечёт невозможность использования такого товарного знака без официального разрешения обладателя исключительного права. При этом на законодательном уровне за правообладателем защищённого товарного знака закреплено исключительное право не разрешать третьим лицам использование сходных с таким зарегистрированным товарным знаком обозначений в отношении однородных товаров, имеющих с ним сходства, позволяющие перепутать знаки, поскольку в результате указанного сходства может возникнуть вероятность смешения, то есть заведомо ошибочного приобретения продукта производителя, не являющегося правообладателем зарегистрированного товарного знака, за счет схожего товарного знака. В случае возникновения такого сходства суд обязан признать схожего такого знака не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права правообладателя исходного товарного знака.
В действующем законодательстве Российской Федерации имеет место быть термин «обозначение, сходное до степени смешения», который означает обязанность производителя товаров не вводить в заблуждение потребителя путём выпуска продуктов, схожих с теми, которые выпускаются производителем, которому потребитель уже доверяет. Таким образом, данная норма защищает не только правообладателя товарного знака, но и права потребителя с целью недопущения возникновения ситуации, при которой последний ввиду схожести товарных знаков, может приобрести товары иного недобросовестного производителя, не отвечающие его ожиданиям по качеству или составу продукта.
Незаконное использование товарного знака лицом, не являющимся его правообладателем, влечёт за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством, в частности продукция, на которой размещены зарегистрированные за другим лицом товарные знаки, признаётся контрафактной. Контрафактной продукцией являются товары, на которых незаконно размещен товарный знак или сходное до степени смешения обозначение. При этом к контрафактной продукции законодателем отнесены и сопутствующие к ней документы, в частности упаковки, этикетки, рекламная продукция, выпущенная с незаконным размещением товарного знака или знака обслуживания, сходного с ним до степени смешения. В случае установления факта выпуска контрафактной продукции на такого производителя-нарушителя законом возлагается обязанность удаления товарного знака, сходного до смешения, и выплаты компенсации в денежном выражении законному правообладателю товарного знака.
Как было отмечено выше, до внесения изменений в гражданское законодательство, право на регистрацию товарных знаков на территории Российской Федерации имели лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели. Следовательно, возможности зарегистрировать собственный товарный знак у физических лиц не было. Обусловлено это тем, что товарный знак был необходим для того, чтобы индивидуализировать товары и услуги, предлагаемые потребителям. То есть эта процедура могла понадобиться только в том случае, если данное лицо ведет предпринимательскую деятельность. В свою очередь у физических лиц не было законного права на ведение предпринимательской деятельности. Для этого было необходимо оформление статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя [4, c. 87].
Однако с принятием и вступлением в законную силу Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в гражданском и налоговом законодательстве возникло такое понятие как режим «налог на профессиональный доход», который предоставил физическим лицам возможность законно осуществлять предпринимательскую деятельность, без получения статуса индивидуального предпринимателя или оформления юридического лица.
Так, большое количество физических лиц, получающих постоянный доход от предпринимательской деятельности без оформления статуса индивидуального предпринимателя, в том числе фотографы, репетиторы, кондитеры получили возможность официально осуществлять свою деятельность в качестве самозанятых лиц, что в том числе даёт преимущество в виде низкой налоговой нагрузки, поскольку количество уплачиваемых налогов для указанной категории лиц намного ниже.
При этом до вступления внесения изменений в ГК РФ путём принятия вышеназванного Федерального закона от 28.06.2022 № 193-ФЗ самозанятые лица были лишены возможности зарегистрировать товарный знак, имеющий полноценную правовую защиту, что лишало их исключительного права на сохранение за собой всего комплекса привилегий, доступного в настоящее время самозанятым.
Однако остаётся не совсем понятной формулировка, представленная в вышеназванном Федеральном законе, согласно которой законодатель предоставляет возможность регистрации товарных знаков всем гражданам, в том числе самозанятым. Возникает резонный вопрос о том, для каких целей физическому лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность, требуется товарный знак и исключительное право на него. Представляется, что данная формулировка все же внесена составителями закона не с целью предоставления таким физическим лицам неограниченной возможности регистрации товарных знаков, а для гарантии исключительных прав лиц, не получивших статус самозанятого или индивидуального предпринимателя, но намеревающихся заняться предпринимательской деятельностью, которые уже разработали свой товарный знак и бренд.
При этом, при возникновении спора между обладателями схожих товарных знаков, очевидно, преимущество будет иметь лицо, в законном порядке осуществляющее предпринимательскую деятельность, а не обычный гражданин, использование товарного знака которым не связано с извлечением прибыли. Между тем, исключительное право на товарный знак может входить в состав наследства и переходить наследникам обладателя товарного знака, которые являются обычными физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность. При этом сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод о том, что наследник товарного знака для получения исключительного права на него обязан зарегистрировать соответствующий статус самозанятого или индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента возникновения права на наследство.
В заключении необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики товарный знак является инструментом здоровой конкуренции, и его значение как такого инструмента с развитием рынка товаров и услуг неуклонно растет.
Таким образом, вопросы защиты исключительных прав правообладателей товарных знаков не теряют своей актуальности, а законодательство неизменно подстраивается под текущие рыночные условия, что положительно сказывается на решении таких вопросов.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч. 4) от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.
- Егоров Я. К. Правовая природа товарного знака / Наука и образование сегодня. — 2018. –№ 4 (27).С. 56–57.
- Колмыкова А. Д. Защита прав на товарный знак / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 11. — С. 230–232.
- Бубнова О. Ю. Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки /Вестник современных исследований. — 2017. — № 8–1 (11). — С. 87–91.