Нейроигры и упражнения при работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.11.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Головач, М. М. Нейроигры и упражнения при работе с детьми дошкольного возраста / М. М. Головач, О. В. Кожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119196/ (дата обращения: 14.11.2024).

Препринт статьи



С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Эти дети испытывают большие трудности при освоении программного материала вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга.

При несформированности межполушарного взаимодействия у ребенка наблюдается следующее:

— зеркальное написание букв и цифр;

— псевдолеворукость;

— логопедические отклонения;

— неловкость движения;

— агрессия, несформированность произвольного поведения;

— плохая память;

— отсутствие познавательной мотивации;

— инфантильность;

— нарушение границ предложения;

— трудности запоминания букв и их искажение и др.

Для того чтобы оказать своевременную помочь детям и устранить имеющиеся нарушения целесообразно в своей работе использовать нейропсихологические методики.

Применение нейроигр и упражнений при работе с детьми позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую моторику, зрительно-моторной пространственной координации, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Примеры нейропсихологических игр и упражнений

Самомассаж

Самомассаж различных частей тела способствует повышению статокинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения необходимы для развития речи, самоконтроля поведения, а также стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы. Можно проводить такие игры:

— подуй через соломинку в мыльную воду, создавай пену;

— задувай свечки, в том числе и плавающие;

— подуй на пёрышко;

— сдувай с ладошки муку и др.

Игры с мячом, массажными ковриками

1 . Одной рукой ребёнок бросает мяч, другой-ловит.

Использую для развития грамматического строя речи: «Один-много», «Назови ласково».

2. Отбиваем, подбрасываем мяч правой или левой рукой «Живое-неживое», «Летает — не летает», усложняя, добавляю массажные коврики. Отбиваем мяч правой на звук Ш, а левой на Ж.

3. Упражнение «Двойной бросок с хлопком в ладоши»

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке — по мячику. Одновременно бросаете оба мяча, хлопок и ловим. Высота броска — не выше уровня глаз.

Артикуляционные упражнения

«Часики» и «Качели» с пальчиком.

Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.

Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.

Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.

Кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов или слов.

Такие дорожки способствуют развитию координации, а также формированию содружественных движений обоими руками.

Составляем ритмичный ряд , для этого используем ритмичный круг, картинки, камешки, фишки и др.

«Симметричное рисование или двуручное рисование»(зеркальное)

Ребёнок берёт в каждую руку по карандашу и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называет вслух эти рисунки.

Упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры».

Придумать вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Проиграть все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.

Нейроклассики

Построить классики из ковриков. Ребёнок прикладывает свою ладошку и стопу к изображению ладошки и стопы на коврике. Это упражнение развивает моторное внимание и переключение. Можно использовать не только на физкультминутках, но и при автоматизации и дифференциации звуков (например: прыгать и проговаривать слоги, слова).

Литература:

  1. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. -М.: Академия, 2009.
  2. Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных.-М: Смысл, 2012.
  3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия, 2006.
  4. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.-М.: АРКТИ, 2000.
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
  6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: Сфера, 2003
  7. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/nejropsihologicheskie_metodi_v_rabote_logopeda_232305.html
  8. https://infourok.ru/korrekciya-rechevyh-narushenij-doshkolnikov-s-ispolzovaniem-nejropsihologicheskih-priemov-5300824.html
  9. https://don-int.ru/neyropsihologicheskie-metody-v-logopedicheskoy-rabote
  10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/01/17/ispolzovanie-neyropsihologicheskih-metodov-i-priyomov-v


Задать вопрос