Обеспечение личной безопасности судей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.11.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Елик, К. Р. Обеспечение личной безопасности судей / К. Р. Елик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119198/ (дата обращения: 14.11.2024).

Препринт статьи



В статье рассматривается вопрос обеспечения личной безопасности судей в современном обществе, где риск террористических актов и угроз насилия становится все более высоким. Обсуждаются вызовы, с которыми сталкиваются судьи при осуществлении своей профессиональной деятельности, и предлагаются меры по обеспечению их безопасности.

Целью данной научной статьи является проведение анализа организации обеспечения личной безопасности судей, выявление основных проблем и вызовов в этой области, предложение рекомендаций по улучшению системы обеспечения безопасности судей.

Ключевые слова: судья, личная безопасность, судебная система, меры безопасности.

The article examines the issue of ensuring the personal safety of judges in modern society, where the risk of terrorist acts and threats of violence is becoming increasingly high. The challenges faced by judges in the exercise of their professional activities are discussed and measures are proposed to ensure their safety.

The purpose of this scientific article is to analyze the organization of ensuring the personal safety of judges within the judicial system, identify key problems and challenges in this area, and propose recommendations aimed at improving the system for the protection of judges. The study places particular emphasis on examining existing mechanisms for ensuring safety, analyzing their effectiveness and shortcomings, which will help justify pathways for enhancing the legal and organizational regulation of safety measures in judicial activities.

Keywords: judge, personal security, judicial system, security measures.

Одной из ключевых основ поддержания правопорядка, общественной стабильности и государственной безопасности выступает судебная власть в развитом государстве. В её структуре центральное место занимают судьи, обладающие полномочиями отправления правосудия в рамках различных категорий дел (гражданских, административных, уголовных). Исполнение этой задачи требует обеспечения их независимости, объективности, беспристрастности. Судейская независимость представляет собой важнейшее условие реализации принципа верховенства права, выступая гарантом защиты конституционных прав и свобод граждан России. Обеспечение же безопасности судебной деятельности непосредственно связано с правом граждан на судебную защиту, полноценным осуществлением судебных функций.

На сегодняшний день регламентировано соответствующим Федеральным законом от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при ВС РФ» [10] обеспечение независимости, а также безопасности судей, и кроме того, членов их семей. Данный нормативный акт охватывает широкий спектр мер, направленных на создание условий для непрерывного и надёжного функционирования судебной системы, включая организацию охраны и правовую защиту судей. Судебный департамент, в координации с органами судейского сообщества и правоохранительными структурами, осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение физической безопасности судей, такие как организация личной охраны, контроль доступа в здания судов (установка систем пропуска, досмотр посетителей), а также меры по защите членов их семей.

Практическая реализация безопасности судей и судебных учреждений основывается на положениях Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» [9]. В соответствии с данным законом, обеспечение охраны зданий судов в рабочие дни возлагается на ФССП. Отметим, что она осуществляет пропускной контроль и мониторинг безопасности внутри помещений. В нерабочие дни (выходные, праздничные и иные дни, когда суды закрыты для посетителей) охрана осуществляется подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии, наделёнными правом применения специальных мер и средств, а также силами иных структур, имеющих соответствующую лицензию и полномочия на выполнение функций по обеспечению безопасности.

Для усиления защиты судебных объектов применяются соответствующие современные технические средства: автоматизированные системы мониторинга, интегрированные в центральные пункты контроля, системы видеонаблюдения с круглосуточной записью и хранения данных, металлоискатели, рентгеновские установки для проверки ручной клади. Эти меры позволяют оперативно обнаруживать потенциальные угрозы, и кроме того, — предотвращать их реализацию, обеспечивая контроль на всех этапах доступа к судебным зданиям.

Федеральные и арбитражные суды оснащают средствами защиты в рамках Концепции безопасности судебной системы России (упомянутый документ устанавливает требования защиты судей, их семей, имущества, документов непосредственно в судах). Меры направлены непосредственно на снижение рисков для судебной деятельности и предотвращение незаконных вмешательств). [4]

Восьмой пункт Концепции определяет исчерпывающий набор технических средств, и кроме того, — систем, предназначенных непосредственно для обеспечения полноценной (совокупной) безопасности федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, включающий следующие позиции:

– турникеты, установленные непосредственно на входах в судебные здания (используются для контроля доступа в помещения и предотвращения несанкционированного проникновения);

– стационарные и портативные устройства обнаружения металлических предметов (металлообнаружители), применяемые для выявления потенциально опасных предметов при входе в здание суда;

– система охранно-пожарной сигнализации, связанная с центральным пультом наблюдения Росгвардии (обеспечивает оперативное реагирование на возникновение пожара или несанкционированное проникновение);

– газовая система автоматического тушения пожара (предусматривается для защиты помещений, где хранятся важные документы, вещественные доказательства и иные ценные материалы, а также серверного оборудования, находящегося в зоне, предназначенной для хранения данных судебной системы);

– стационарные тревожные кнопки, которые установлены непосредственно в залах заседаний и кабинетах судей, а также мобильные тревожные устройства (выдаются каждому судье для обеспечения их личной безопасности);

– система осуществления функции видеонаблюдения, охватывающая непосредственно внутреннее пространство судебного здания, и кроме того, — прилегающую территорию (предназначена для фиксирования происходящих событий и обеспечения доказательной базы в случае инцидентов) [4];

– устройства контроля ручной клади (интроскопы), используемые для проверки личных вещей посетителей;

– СКУД, обеспечивающая разделение служебных и общественных зон в здании суда (позволяет ограничить доступ к служебным помещениям).

Данные меры направлены на обеспечение должного уровня безопасности, защиты информации и контроля доступа, что соответствует современным требованиям и нормативам, предъявляемым к судебным учреждениям.

Безопасность, будучи ключевым элементом сохранения независимости судейского сообщества, установлена в юридическом пространстве посредством Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» (статья девятая) [2], Конституции Российской Федерации (статья сто двадцатая) [3], а также Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (статья пятая) [8]; концептуальное содержание данной категории права представляет собой нормативное закрепление состояния, при котором правовое регулирование обеспечивает всестороннюю защищённость индивидов, находящихся под юрисдикцией государственной охраны, исключая возможность воздействия, представляющего угрозу законным интересам и правам лиц, защищаемых, соответственно, подобным образом [11. С.36–38].

Задача обеспечения стабильного уровня безопасности в сфере отправления правосудия в пределах Российской Федерации несёт в себе принципиальную значимость, выступая основополагающим условием реализации функционального назначения судебной власти в демократическом государственном устройстве; отсутствие действенных механизмов, способных надёжно защитить судейский корпус от криминальных вызовов и разного рода попыток оказания влияния, исходящих из окружения исполнительной либо законодательной ветвей власти, порождает предпосылки для подрыва фундаментальных основ независимого и беспристрастного правосудия. Необходимость бесперебойного функционирования судебной системы обусловлена требованием обеспечения свободы от какого бы то ни было внешнего давления, а также гарантий отсутствия попыток воздействия со стороны структур внутреннего устройства, включающих, помимо прочего, элементы самой судебной системы, оказывающие потенциальное воздействие.

Усиление и совершенствование нормативных и организационных механизмов защиты судей от противоправных посягательств, вызовов непосредственно со стороны криминогенной среды, а равно и вмешательства (несанкционированного характера) в функционирование органов судебной власти, требует неослабного внимания к соответствующим вопросам разработки, а также реализации наиболее действенных (эффективных) мер обеспечения безопасности, направленных на поддержание высокого уровня правовой защищённости, способного обеспечить стабильную независимость судейского сообщества, его неприкосновенность; рассматриваемая проблематика издавна включалась в круг основных вопросов, затрагиваемых при обсуждении путей развития судебной системы Российской Федерации, что нашло своё подтверждение на VI Съезде судей в 2004 году, где среди прочих аспектов были сформулированы направления, предполагающие принятие мер по усилению охраны судебных учреждений, укреплению защиты служителей Фемиды, а также обеспечению надёжных правовых, материальных и социальных гарантий, способствующих поддержанию независимости судейского корпуса [6].

Необходимость разработки и совершенствования различных направлений обеспечения безопасности в судебной системе была подчеркнута В. В. Момотовым в ходе его выступления на пленарной сессии VI Московского юридического форума; в своей речи он отметил, что в настоящее время судейское сообщество придаёт особое значение цифровой трансформации, рассматривая её в качестве одного из ключевых векторов реформирования судебной системы, направленного на создание «правосудия XXI века». По его словам, интеграция современных технологий в судебную практику не только актуализирует традиционные принципы судопроизводства, заложенные десятилетия назад, но и придаст им новое содержание, обеспечивая дополнительные гарантии (включая независимость судей, соблюдение законности, доступность правосудия, прозрачность и гласность в осуществлении правосудия) [1].

На сегодняшний день мероприятия, направленные на обеспечение личной безопасности судей в Российской Федерации, реализуются по нескольким ключевым направлениям; одним из таких направлений выступает сотрудничество с компетентными государственными органами, осуществляющими реализацию мер охраны и безопасности, включая защиту жизни, здоровья, а также обеспечение сохранности имущества судей (что носит всеобъемлющий характер). Помимо непосредственной физической охраны судей, законодательная база предусматривает применение норм правовой защиты, включающих усиленную уголовную ответственность за противоправные действия, угрожающие жизни и здоровью судей (или их близких), а также за нанесение ущерба их имущественным интересам; это осуществляется в рамках Федерального закона от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов», который закрепляет основные направления и принципы правовой и фактической защиты указанных категорий лиц [7].

Обеспечение защищённости судейского корпуса и обеспечение безопасности их близких охватывают значительное количество направлений деятельности, включающих использование технических решений, распространяющихся на судебные учреждения и пространства вне их пределов; в рамках же зданий судов предусмотрена, соответственно, установка спецсредств защиты (под данными средствами подразумеваются, прежде всего, тревожные кнопки в помещениях судейского назначения, а также оборудование залов заседаний устройствами, предназначенное для осуществления немедленного вызова судебных приставов, ответственных за поддержание порядка); данные мероприятия регулируются положениями федеральной программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 1406, обеспечивающей правовые и организационные основы реализации мер безопасности.

Меры, направленные на защиту за пределами зданий судебных органов, включают использование персональных устройств тревожной сигнализации, позволяющих осуществлять экстренную связь при возникновении угроз безопасности; в целях проверки результативности подобных мер в отдельных регионах проводились экспериментальные проекты, охватывающие, среди прочего, Ростовскую и Липецкую области, при содействии подразделений МВД России и соответствующих специализированных организаций; особый акцент сделан на внедрение подобных устройств в регионах Северокавказского и Южного федеральных округов, характеризующихся повышенной криминогенной активностью, что требует комплексного подхода к мерам, направленным на обеспечение безопасности.

Реализуемые мероприятия охватывают различные аспекты организации защиты судейского состава, предусматривающие обеспечение безопасности при их перемещении и нахождении в общественных местах; данные усилия направлены на усиление оперативного реагирования в ситуациях, связанных с угрозами; программы, реализуемые в соответствующих регионах, обладают первостепенным значением, учитывая необходимость ответного усиления мер в условиях повышенных рисков [5].

Следует отметить, что определённые меры, направленные непосредственно на организацию охраны, и кроме того, на обеспечение безопасности тех, кто, собственно находится под госзащитой, предусматривает Федеральный закон от 20.04.1995г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов» (статья пятая). Меры же включают охрану людей, сопровождение, защиту жилья и имущества. Следует отметить, что упомянутое помогает предотвратить незаконные действия. И также возможно предоставление оружия или спецсредств для обеспечения защиты и также предупреждения об угрозах, требующих быстрого реагирования.

Положениями закона предусматриваются соответствующие меры, предполагающие временное помещение защищаемых лиц в безопасные места, что осуществляется в случаях, когда иные способы обеспечения их безопасности оказываются недостаточными; данные меры могут включать в себя меры по обеспечению конфиденциальности данных, относящихся к защищаемым лицам и их имуществу (к примеру, информация о месте жительства, роде деятельности и иных данных, позволяющих идентифицировать указанных лиц). Среди прочих мер следует выделить перевод на другую работу (службу), изменение места выполнения служебных обязанностей либо учебы (что допускается для минимизации рисков, связанных с постоянным местом нахождения), переселение на новое место жительства, а также изменение идентификационных данных, включая замену документов и изменение внешности, что обеспечивает более высокий уровень анонимности.

Реализация предусмотренных мер безопасности требует проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с установленным Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» порядком; такие мероприятия включают сбор и проверку сведений, необходимых для предотвращения угроз, а также принятие соответствующих мер, направленных на обеспечение безопасности защищаемых лиц.

Таким образом, поддержание личной безопасности судей в рамках судебного процесса и вне его пределов рассматривается в качестве важнейшего элемента обеспечения законности и поддержания независимого статуса судебной власти; эффективная реализация данных задач невозможна без комплексного подхода, включающего участие руководящих структур судебных органов, государственных органов, а также общественности, способных содействовать созданию условий для бесперебойного функционирования судебной системы и защиты прав и законных интересов её представителей.

Литература:

  1. Выступление Момотова В. В. Выступление на VI Московском юридическом форуме // МГЮА, 4 апр. 2019. URL: http://www.ssrf.ru/news/vystuplieniia-intierv-iu-publikatsii/32548 (дата обращения: 21 мая 2024).
  2. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей» // Российская газета, 29 июля 1992.
  3. Конституция РФ. Принята 12 дек. 1993, с изменениями 01 июля 2020 // Российская газета, 4 июля 2020. № 144.
  4. Концепция безопасности судов (одобрена 19 окт. 2006 и 23 мая 2011).
  5. Обеспечение безопасности судей: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=274 (дата обращения: 21 мая 2024).
  6. Отчёты Судебного департамента: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=195&item=148 (дата обращения: 21 мая 2024).
  7. Федеральный закон от 20 апр. 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей» // Собрание законодательства РФ, 24 апр. 1995. № 17. Ст. 1455.
  8. Федеральный конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе» // Собрание законодательства РФ, 6 янв. 1997. № 1. Ст. 1.
  9. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» // Собрание законодательства РФ, 28 июля 1997. № 30. Ст. 3590.
  10. Федеральный закон от 8 янв. 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте» // Собрание законодательства РФ, 12 янв. 1998. № 2. Ст. 223.
  11. Чмырев С. Н. Безопасность лиц под госзащитой // Административное право и процесс, 2010. № 3. С. 36–38.


Задать вопрос