Развитие законодательства об авторских правах на музыкальные произведения в России и США: сравнительный историко-правовой анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Львова, В. К. Развитие законодательства об авторских правах на музыкальные произведения в России и США: сравнительный историко-правовой анализ / В. К. Львова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119223/ (дата обращения: 15.11.2024).

Препринт статьи



В статье автор проводит анализ особенностей становления законодательства об авторских правах на музыкальные произведения в России и США, определяет общие закономерности, а также отличительные черты их исторического развития.

Ключевые слова: США, Россия автор, произведение, публичное исполнение.

История авторского права в России, в отличие от ряда зарубежных стран, началась гораздо позднее и в связи с чем является наиболее короткой. Её появление было связано с развитием в стране типографий и книготорговли, поэтому в первую очередь законодатель урегулировал лишь авторские права на литературные произведения.

Первое нормативное закрепление положений авторского права было связано с утверждением Императором Николаем I в 1828 году Устава о цензуре и печати, включающего в себя отдельную главу, посвященную правам авторов литературных произведений [10, с. 119].

Защита авторских прав находилась в прямой зависимости от соблюдения им законодательства о цензуре, поскольку «печатавший книгу без соблюдения правил лишался всех прав на оную» [5, с. 334]. Связь авторского права с законодательством о цензуре сохранялась еще долгое время до принятия в 1911 году первого самостоятельного закона об авторском праве.

Вплоть до середины XIX века в Российской империи не существовало четкой правовой базы для защиты прав композиторов. Цензурный Устав в полной мере обеспечивал защиту лишь авторам литературных произведений, однако он также косвенно охватывал и музыкальные произведения в рамках печати и публикации нот.

Одним из первых нормативных актов, регулирующих права авторов музыкальных произведений, является утвержденное Государственным Советом в 1845 году Постановление «О ограждении прав русских и пребывающих в России сочинителей музыкальных произведений», которое послужило отправной точкой для начала централизованного правового регулирования авторских прав на музыку. Срок охраны авторского права действовал на протяжении всей жизни автора, а также 25 лет после его смерти [1]. Постановлением был установлен запрет публичного исполнения неизданных музыкальных пьес без согласия автора. Применительно к уже изданным произведениям публичное исполнение было возможно и без согласия автора, но при условии, что на печатных экземплярах пьесы автор не объявил о запрете публичного исполнения [7, с. 29].

В 1911 году в России был принят закон «Об авторском праве», ставший первым в истории государства прогрессивным нормативным актом того времени, централизованно регулирующим права авторов. Авторское право принадлежало автору в течение всей его жизни, а также в течение 50 лет со времени его смерти.

Характерной особенностью развития авторского права России дореволюционного периода является то, что изначально авторские правоотношения рассматривались как специфичные отношения собственности. С принятием Закона в 1911 году подход к данному вопросу изменился, поскольку, ориентируясь на западноевропейские примеры, Закон об авторском праве 1911 года впервые наряду с имущественными правами выделил неимущественное право автора на неприкосновенность произведения.

С появлением советской власти институт авторского права был фактически упразднен, вместе с тем приостановилось и развитие законодательства в данной сфере. Результаты творческой деятельности были национализированы, авторы фактически лишались возможности распоряжения своими правами, а роль государства в этой сфере стала монопольной.

26 ноября 1918 г. был принят Декрет СНК РСФСР, касающийся вопроса национализации объектов авторского права. Так, было закреплено право признавать достоянием РСФСР любых произведений, однако авторам национализированных произведений должен был выплачиваться гонорар [3, с. 23].

Государство признало достоянием РСФСР произведения девятнадцати русских композиторов, таких как Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и других, приняв 16 августа 1919 г. соответствующее Постановление [2].

После отмены всех ранее действующих законов была предпринята попытка создать единый нормативный акт, регулирующий все сферы авторских правоотношений, 30 января 1925 года было принято Постановление ЦИК СНК РСФСР «Об основах авторского права». Большинство его положений вошли в последующем в советское законодательство, а сами Основы действовали достаточно недолго, уже спустя три года 16 мая 1928 года был принят Декрет, известный под названием «Основы авторского права».

По сравнению с законодательством дореволюционной России, автор утратил ранее действующее право запрещения публичного исполнения своего произведения, однако теперь он мог рассчитывать на выплату ему авторского гонорара. Кроме того, была введена возможность принудительного выкупа произведения Правительством Союза или республики.

В США вплоть до 1790 года отсутствовало законодательство федерального уровня, централизованно регулирующее вопросы авторского права. Гораздо раньше нормы авторского права получили свое отражение в законодательстве уровня штатов, принимающих свои нормативные акты в этой сфере, каждый из которых имел определенные характерные черты. С течением времени у страны появилась необходимость объединения разрозненных положений в целях создания единого закона для правового регулирования авторских правоотношений. Поэтому уже в 1790 году был принят Федеральный закон, текст положений которых практически полностью повторял положения британского Статута Королевы Анны. Согласно данному Закону, защита авторских прав предоставлялась как опубликованным, так и неопубликованным произведениям, но только лишь при соблюдении «установленных законом формальностей», таких как надлежащее уведомление об авторских правах, без выполнения которых произведение сразу становилось общественным достоянием [9, с. 197–198].

Закон 1790 года наделял авторов исключительным правом на публикацию и продажу сроком на 14 лет, который впоследствии был увеличен до 28 лет [11, с. 46]. Данные сроки закреплялись законодательством вплоть до принятия в 1976 году действующего в настоящее время Закона США об авторском праве, который в целях приведения в соответствие с нормами авторского права других стран увеличил данный срок, введя срок действия авторских прав в течение всей жизни автора, а также 50 лет после смерти автора [8, с. 120].

Сперва законодательство США в полной мере не предоставляло правовую охрану произведений композиторов. Музыкальные произведения вошли в круг объектов авторского права исключительно в виде печатных версий музыкальных произведений немного позднее лишь в 1831 году в связи с внесением изменений и дополнений в данный Закон [6, с. 15–16], а вопросы публичного исполнения музыкальных пьес по-прежнему оставались не регламентированными.

Однако со временем подход государства к охране прав авторов музыкальных произведений был пересмотрен, и в 1909 году в США вступил в силу новый Федеральный закон, который увеличил круг охраняемых объектов авторского права, в перечень которых вошли музыкальные, музыкально-драматические и иные произведения. Данный закон впервые закрепил за обладателями авторских прав на музыкальное произведение право первого публичного исполнения своего произведения, после чего любое лицо могло исполнять данное произведение при условии получения соответствующей лицензии на пользование произведением, а также выплаты автору вознаграждения в размере двух центов за каждое исполнение [6, с. 15].

В отличие от России, где изначально просматривалась направленность законодательства на защиту прав издателей, законы США наоборот были направлены на защиту прав авторов.

В 1971 году в США был принят Закон, внесший изменения в Закон об авторском праве 1909 года, который дополнил перечень объектов авторского права звукозаписью, а именно записью голоса, звуков природы и любых других звуков. В России в связи с развитием звукозаписи и радиовещания государству на порядок раньше понадобилось принять ряд дополнительных нормативных актов в целях регулирования новых возникающих вопросов в отдельных сферах авторских правоотношений. Например, 10 апреля 1929 года было принято Постановление, установившее порядок использования произведений в области радиовещания [4, с. 26].

До 1976 года защита авторских прав в США обеспечивалась двойной системой как на уровне федерального законодательства, так и на уровне законов штатов. В России же долгое время авторские правоотношения регламентировались лишь законодательством федерального уровня. Принятый в 1928 году Декрет СНК РСФСР позволил союзным республикам издавать свои законы об авторском праве, развивающие главные положения Основ. Республиканские законодательства развивали и конкретизировали, в первую очередь, нормы о договорах по реализации авторских прав, определяли их обязательное содержание, предельные сроки, минимальные размеры гонораров и другие вопросы.

Проведя сравнительный анализ истории становления законодательства данных стран, можно выделить несколько общих закономерностей.

Во-первых, законодательство обеих стран в области авторских прав берет свое начало с регулирования авторских правоотношений в области литературных произведений, изначально игнорируя закрепление авторских прав в сфере музыки. Однако несмотря на тот факт, что в США уже в XVIII веке стали активно подниматься вопросы защиты авторских прав и принимались первые нормативные акты, музыкальные произведения получили защиту в области их публичного исполнения лишь в XX веке. В России же развитие авторского права в этой области хоть и не было таким ранним и стремительным, тем не менее музыкальные произведения стали обособленным институтом авторского права, а композиторы обрели защиту прав на публичное исполнение своих музыкальных пьес еще в середине XIX века.

Во-вторых, следует отметить, что оба государства длительное время не принимали на себя международные обязательства по охране авторских прав, в связи с чем весьма поздно ратифицировали Бернскую конвенцию: США подписал её и начал приводить свои законы в соответствие с ней в 1989 году, а Россия в 1995 году.

В-третьих, исходя из содержания положений законодательства России и США, можно заметить тенденцию отнесения авторского права только к праву собственности. Данная направленность сохранялась продолжительное время, законы обеих стран предоставляли авторам только исключительное право. Личные неимущественные права автора в России были выделены только в 1911 году, а законами США за авторами закрепились «моральные» права только с принятием в 1990 году Закона о правах художников Visual Artists Rights Act (VARA). Однако по данному Закону личные неимущественные права распространяли своё действие на достаточно узкий круг объектов, к которым отнесены лишь произведения изобразительного искусства.

В заключение хочется отметить, что за всю историю своего развития законодательство России и США об авторских правах преодолело огромный путь от зарождения до современного состояния, на них отражались общественно-культурные и политические трансформации.

Литература:

  1. Мнение Государственного Совета «О ограждении прав Русских и пребывающих в России сочинителей музыкальных произведений» от 9 января 1845 г. / / ПСЗ РИ. Собр. II. Отд. первое. Т. ЧЧ. Ст. 18607.
  2. Постановление Наркомпроса РСФСР от 16 августа 1919 г. «О национализации музыкальных произведений некоторых авторов» // Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 42. Ст. 414.
  3. Антимонов, Б. С. Авторское право / Б. С. Антимонов, Е. А. Флейшиц. — Москва: Госюриздат, 1957. — 278 c. — Текст: непосредственный.
  4. Гордон, М. В. Советское авторское право / М. В. Гордон. — Москва: Госюриздат, 1955. — 232 c. — Текст: непосредственный.
  5. Давыдова, Н. Ю. К вопросу об эволюции авторских правоотношений в истории российского права XVIII — начала ХХ В. / Н. Ю. Давыдова. — Текст: непосредственный // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 6. — С. 330–335.
  6. Дадян, П. Г. Музыкальное произведение как самостоятельный объект авторского права: теоретико-правовое исследование: специальность 12.00.03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Дадян П. Г.; Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Институт гуманитарного образования и информационных технологий». — Москва, 2015. — 143 c. — Текст: непосредственный.
  7. Ильницкий, К. О. Ограничения прав сочинителей по законодательству Российской империи (XIX — XX вв.) / К. О. Ильницкий. — Текст: непосредственный // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 2. — С. 27–31.
  8. Кайманов, С. Б. Основные этапы развития авторского права в зарубежных странах / С. Б. Кайманов. — Текст: непосредственный // вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. — 2013. — № 6. — С. 119–121.
  9. Киреенко, В. А. Авторское право в Западном и международном законодательстве: историческая ретроспектива / В. А. Киреенко. — Текст: непосредственный // Гуманитарный научный вестник. — 2021. — № 6. — С. 196–201.
  10. Полянская, Е. М. История возникновения и развития авторского права в Российской Федерации и в зарубежных странах / Е. М. Полянская, В. Д. Кавдобенко. — Текст: непосредственный // Юридический вестник Самарского университета. — 2018. — № 4. — С. 115–122.
  11. Понкин, И. В. Краткий обзор истории развития права интеллектуальной собственности в Соединенных Штатах Америки / И. В. Понкин. — Текст: непосредственный // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2014. — № 7. — С. 46–49.


Задать вопрос