В статье рассматриваются фонетические и фонематические нарушения и их коррекция у детей со стертой дизартрией. Это особенность дизартрии, в логопедии под стертой дизартрией подразумевается патология, при которой искажаются фонетические и просодические элементы речи из-за органического поражения головного мозга. В статье особое внимание уделяется детям дошкольного возраста с дизартрией.
Ключевые слова : дизартрия, фонетика, коррекция, звук, дефект, фонация.
The article discusses phonetic and phonemic disorders and their correction in children with erased dysarthria. This is a feature of dysarthria, in speech therapy, erased dysarthria refers to a pathology in which phonetic and prosodic elements of speech are distorted due to organic brain damage.. The article pays special attention to preschool children with dysarthria.
Keywords: dysarthria, phonetics, correction, sound, defect, phonation.
Современная концепция дошкольного образования меняет требования к содержанию и характеру дошкольного образования, предопределяет необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста как многопланового целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие. В связи с этим большое значение приобретают вопросы готовности дошкольников учиться, осваивать программу на родном языке [1, 2].
Особое значение имеет решение этих вопросов для дошкольников с нарушениями речи, поскольку одной из актуальных задач коррекционно-логопедического воздействия является формирование предпосылок успешного обучения в школе, профилактика нарушений письма. Фонематическое недоразвитие дошкольников со стертой дизартрией приводит к нарушению формирования основных компонентов высших психических функций, служащих для овладения письмом и чтением. В школьном возрасте у таких детей часто возникают специфические ошибки чтения и письма, связанные преимущественно с нарушением фонематического восприятия.
Дифференциация направлений логопедической работы с учетом симптомов нарушений при стертой дизартрии представлена в работах многих авторов. Авторы дифференцируют содержание корригирующих мероприятий, исходя из симптомов стертой дизартрии при диспропорции нарушений (с преобладанием нарушений звукопроизношения и нарушений фонации и просодии). При этом предлагаемые направления работы носят преимущественно описательный характер.
Учитывая качественное своеобразие и выраженность остаточных явлений органического поражения ЦНС, разработанные методики позволяет дифференцированно воздействовать на нарушения звукопроизношения, исходя не только из симптоматики, но и из этиопатогенеза. На первый план выходит работа по развитию моторики артикуляционного аппарата и воспитанию правильной артикуляции звуков речи [2].
Важная роль в устранении недостатков произношения отводится умению ребенка соотносить свое произношение с языковой нормой родного языка. От того, насколько ребенок способен отличить правильное произношение звуков от неправильного, от его способности опираться на слуховой контроль при преодолении дефектов звукопроизношения, от многого зависит эффективность логопедической работы. Совершенствование слухопроизнесенных дифференциаций осуществляется успешнее, если оно осуществляется в связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее ребенок представляет звуковой строй слова, место в нем каждого звука, тем отчетливее определяет его характер, правильнее дифференцирует звуки речи. В настоящее время в литературе недостаточно учитываются особенности фонематического восприятия при коррекции стертой дизартрии. Вопросы преодоления просодических расстройств отражены в исследованиях некоторых авторов. В этих исследованиях разработаны методы логопедической работы по преодолению нарушений интонационной выразительности речи и не рассматриваются вопросы коррекции нарушений других просодических компонентов. Имеющиеся методики основаны на информации, полученной лишь на основе субъективных методов исследования, и не учитывают качественную особенность интонационных нарушений в зависимости от этнопатогенеза формы стертой дизартрии. Вопросы преодоления нарушений звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией также остались вне поля научных интересов, хотя ее усвоение играет большую роль в общей картине формирования звуковой стороны речи.
Проблема преодоления двигательной недостаточности у детей со стертой дизартрией рассматривается в аспекте развития речевой и моторики рук. Учитывая тот факт, что на развитие функциональной активности речево-двигательных зон влияют импульсы, возникающие при движении пальцев, возникла необходимость развития и совершенствования общей и речевой моторики. В преодолении нарушений двигательной сферы ребенка (общей, ручной и речевой моторики) определяется системная организация двигательной функции и взаимодействие различных ее звеньев, что позволяет решать задачи управления движениями в процессе обучения, корректирующие действия не учитываются.
В практике логопедической работы недостаточно учитываются:
контекстуальные фонетические воздействия на слоговом уровне с учетом акустических характеристик звуков и их дефектных вариантов; степень сложности произношения различных типов слогов в процессе автоматизации звуков;
степень акустической близости различных вариантов дефектного произношения и регулятивного звука.
Представляется необходимым провести исследования в этом направлении, определить механизмы и своеобразие фонетико-фонематических нарушений в структуре порока при различных клинических формах стертой дизартрии.
На сегодняшний день не разработана система дифференцированной логопедической работы по преодолению фонетических и фонематических нарушений при стертой дизартрии, учитывая сложность их проявлений, патогенеза и особенности взаимодействия речевого и слухового анализаторов при этой форме речи.
Обобщая литературу по проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, можно сделать следующий вывод. Проявления, механизмы фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией представлены в литературе неодинаково. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что в теории и практике логопеда относительно изучены лишь нарушения звукопроизношения и методы их коррекции у детей со стертой дизартрией, зачастую без учета разнообразия ее форм. Можно сказать, что фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у детей со стертой дизартрией позволяют выделить следующие нерешенные вопросы данной проблемы.
- До сих пор продолжают оставаться менее изученными состояние комплекса просодических средств, звукослогового строя слова, фонематического восприятия, двигательной сферы, которые тесно связаны со звукопроизношением.
- Лингвистический аспект изучения симптоматики фонетико-фонематических нарушений при стертой дизартрии разработан недостаточно. Спектральные характеристики дефектных звуков отсутствуют; акустические характеристики просодических компонентов речи; сравнительные данные об акустической близости различных дефектов звукопроизношения к звуковому эталону, закономерностям мелодического, динамического, временного оформления выразительности к интонационным моделям нормативной речи. Контекстуальные влияния на уровне слогов и слов при различных вариантах дефектного произношения не выявлены, учет которых позволил бы определить критерии отбора и последовательность изложения лингвистического материала, который может быть использован в коррекционной работе. Использование данных, полученных экспериментальными фонетическими методами (спектрография, интонография, осциллография), поможет понять патогенез порока, его дифференциальную диагностику, даст возможность определить направление и содержание логопедической работы с учетом выявленных нарушений. особенности нарушений.
- Для различных клинических форм стертой дизартрии не установлены механизмы нарушений внешней реализации речи в процессе формирования речевого высказывания.
- Симптомокомплекс и психофизиологические механизмы, вызывающие фонетические и фонематические нарушения у детей со стертой дизартрией, не выявлены. Характер их взаимоотношений в структуре порока для различных форм стертой дизартрии не определен.
- Для дальнейшего исследования необходимы вопросы о взаимосвязи речевого и слухомоторного анализаторов, о характере двигательных нарушений при стертой дизартрии [3].
На сегодняшний день не до конца определены задачи и содержание логопедической работы по преодолению стертой дизартрии. Не существует системы дифференциальной коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с учетом этиологии, патогенеза и клиники различных форм стертой дизартрии, индивидуально-типологических особенностей детей с различными формами стертой дизартрии.
В связи с перечисленными нерешенными проблемами отсутствуют рекомендации по преодолению фонетических и фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией.
Из вышеизложенного следует необходимость разработки оптимальных способов системы дифференцированной логопедической коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией с учетом механизмов нарушений на основе современных системных физиологических и лингвистических представлений.
Литература:
- Алексеева М. М. Речевое развитие детей дошкольного возраста / Алексеева М. М., В. И. Яшина: Учебник. — 2-е изд., Стереотип. — М.: Академия, 1999. С. 28–35.
- Бельтюков В. И. Взаимодействие языковой и речевой структуры в рамках единой системы // Дефектология. 1993.-№ 1. — С. 5–11.
- Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартриальных расстройств // Дефектология.-2000.-№ 1.-С.24–26.