Технологии сохранения и стимулирования здоровья при работе с заикающимися детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, С. П. Технологии сохранения и стимулирования здоровья при работе с заикающимися детьми / С. П. Кузнецова, Е. Б. Заречная, Ж. В. Зайцева, Е. В. Татаренцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119233/ (дата обращения: 14.11.2024).

Препринт статьи



На современном этапе развития системы дошкольного образования оздоровительное направление становится все более значимым, что обусловлено статистическими данными системы здравоохранения, фиксирующими ухудшение состояние здоровья, в том числе и речевого, детей дошкольного возраста. Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

М. Е. Хватцеву « Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой». [8].

Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, её сознание и самосознание. Исследования степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии заикающегося ребёнка.

В связи с этим необходима своевременная коррекционная помощь, которая совместно с логопедической работой поможет устранить дефект. Именно совместная работа логопедов, психологов и педагогов может привести к положительным результатам.

В работе с детьми мы применяем различные здоровьесберегающие технологии. Сегодня мы предоставим вашему вниманию некоторые из них.

Классифицируем технологии на несколько видов:

– технологии сохранения и стимулирования здоровья;

– технологии обучения здоровому образу жизни;

– коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

К ним относятся:

По мнению Касаткиной Елены Владимировны: «Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе» [3].

По словам А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко: «Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе мы применяем метод биоэнергопластики — содружественное взаимодействие руки и языка». [4].

Дыхательная гимнастика. Кружалина Евгения Васильевна считает: «Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. По этой причине дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания. На занятиях мы широко используем игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха . Развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции». [10].

Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения.

Важной сферой применения здоровьесберегающих технологий является сохранение истимулирование психического здоровья детей. У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведения детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяем следующие здоровьесберегающие технологии:

Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводим под спокойную расслабляющую музыку.

Е. А. Алябьева считает «Психогимнастика– это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения». [1].

Технологии обучения здоровому образу жизни .

Кулагина Людмила Васильевна описывает технологию так: «Прежде всего, это обучение детей различным видам массажей и самомассажей».. [10].

Логопедический массаж — это часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, которая направлена на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется логопедом в работе с детьми с заиканием. Самомассаж — это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрируем самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.

Массаж биологически активных зон . Методика проведения подобного массажа и самомассажа должна соответствовать существующим научно обоснованным оздоровительным системам.

Применяем на занятиях различные массажные мячики, шарики суджок, мелкие игрушки и карандаши, которые мы катаем ладошками, пальчиками.

Применение динамических пауз, физминуток, коммуникативных игр.На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе коррекционной работы мы широко применяем динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Коррекционные технологии. В своих публикациях В. Г. Волкова [8] описывает логоримику, так:

Логоритмика — также одна из широко известных и эффективных технологий коррекционного обучения. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

В этой связи эффективным является использование кинезиологических упражнений. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Кинезиология — это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т. е. путем физической активности. Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева [1]говорит, что Сказкотерапия это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Шевцова Е. Е. [8] в своией книге описывает анализ практики коррекционной работы с заикающимися дошкольниками показывает, что использование метода биологической обратной связи (БОС) для формирования темпо-ритмической стороны речи, существенно повышает мотивацию детей по контролю за речевыми высказываниями эффективность результатов работы педагогов, направленную на коррекцию заикания.

Лютин Д. В. считает: «БОС — это комплекс методов и технологий, базирующихся на принципах обратной связи и направленных на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и формирование устойчивого навыка саморегуляции» [4]

Уже много лет используется метод БОС для коррекции заикания. В ходе занятий, специалист БОС поможет ребёнку научиться правильно дышать, по методу БОС дыхание должно быть диафрагмальным, научит ребёнка дышать животом. Используя дыхание по А. А. Сметанкину [6] (который является основателем этой системы), мы постоянно тренируем важнейшие функции организма (сердце, дыхательную, нервную, иммунную системы).

Ещё одним вариантом применения обратной связи при коррекции речи является технология «задержанной речи» (собственная речь пациента подаётся ему в наушники с различной задержкой и громкостью).БОС поможет ребёнку стать более общительным и жизнерадостным, подарит спокойный сон, уменьшит тревогу.

Опыт наблюдений в течение многих лет за дошкольниками, страдающими тяжёлым нарушением речи — заиканием, показал, что у этих детей страдает темпо-ритмическая организация речи.

Поэтому важным компонентом коррекционной работы с заикающимися детьми является объединение артикуляционной и тонкой моторики пальцев рук, что достигается специальными упражнениями.

« Биоэнергопластика — технология сохранения и стимулирования здоровья при выполнении артикуляционной гимнастики с заикающимися детьми».

По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. [2] движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Удобен этот вид работы так же тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность. Работа по технологии биоэнергопластике ведется поэтапно:

На первом этапе используются артикуляционные упражнения по заданию логопеда.Дети повторяют движения за педагогом, рука в упражнения невключается.

Период занятий: сентябрь, первые 2 недели

На второмэтапевыполняются артикуляционные упражнения по традиционной методике. Дети повторяют за педагогом. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку.

Период занятий: сентябрь, третья, четвёртая недели.

Третий этап предусматривает выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике. Предварительно дети вместе с воспитателем изготавливают перчаточных кукол. Дают им имена, играют с ними. Дети повторяют за педагогом, педагог включает в упражнения свою ведущую руку с перчаткой.

Период занятий: октябрь, первая неделя.

На четвёртомэтапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (с использованием ведущей руки ребёнка).

Дети повторяют за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения ведущую руку ребёнка с перчаткой.

Период занятий: октябрь, 2–3–4 недели, ноябрь.

Пятый этап предусматривает выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием другой руки ребёнка).

Дети повторяют за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения другую руку ребёнка с перчаткой.

Период занятий: декабрь, 1–2 недели.

На шестом этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (с использованием обеих рук в перчатках).

Обе руки ребёнка с перчатками. Дети повторяют за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения обе руки ребёнка с перчатками.

Период занятий: декабрь, 3–4 недели, январь.

На седьмом этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребёнка и сказок о перчаточных куклах.

Педагог рассказывает сказку, ребёнок самостоятельновыполняет упражнения обеими руками с перчатками.

Период занятий: февраль, март, апрель, май.

Дети с удовольствием играют с такими необычными куклами. Представляют целые спектакли.

Таким образом, биоэнергопластика обеспечивает эмоциональное благополучие, укрепление физического здоровья дошкольников, коррекцию звукопроизношения, максимальное развитие физических и интеллектуальных возможностей детей. Особенно эффективна данная технология в работе с детьми ОНР, заиканием.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В. А. Сухомлинский).

Литература:

  1. Е. А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М., 2003 г.
  2. Е. А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. М., 2005 г.
  3. Т. В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.
  4. Лютин Д. В. Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи (БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. — СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008.
  5. Методические рекомендации по работе в программе Нейрокор 3.1.С (кабинет коррекции психоэмоционального состояния)/составитель Карандосова О. Е..- СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008.
  6. Сметанкин А. А. и др. Методические рекомендации по применению компьютерного комплекса логотерапевтического для коррекции речи взрослых при заикании. СПб.: Биосвязь, 1997. 30 с.
  7. Степанова Ю. Е. Современная диагностика нарушений голоса у детей // Вестник отоларингологии. 2000. № 3. С. 47–49. Correctional pedagogics…
  8. Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. М.: В. Секачев, 2002. 127с.
  9. Шкловский В. М. Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологические аспекты). М.: ICE, 1994. 248 с. 13. Флоренская Ю. А. Избранные работы по логопедии. М.: Астрель, 2007. 224
  10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhi...
  11. https://infourok.ru/soobschenie-na-temu-ispolzovan...
  12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/03...
  13. https://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayusch...
  14. https://infourok.ru/tehnologii-sohraneniya-i-stimu...


Задать вопрос