Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.11.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Чижикова, Н. В. Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах / Н. В. Чижикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119234/ (дата обращения: 23.12.2024).



К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

К. Ушинский

В сентябре 2023 года в год педагога и наставника в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга было открыто четыре психолого-педагогических класса, в том числе в ГБОУ средняя школа № 187 Красногвардейского района.

Открытие психолого-педагогического 10 класса преследовало несколько целей. Во-первых, усиление работы по профориентации, что соответствовало программе развития школы. Во-вторых, повышение престижа профессии учителя. В-третьих, возможность вырастить будущих педагогов для школы. Ведь ни для кого не секрет, что в школах России на данный момент ощущается нехватка педагогических кадров, да и средний возраст учителей приближается к пред пенсионному. Так что появление психолого-педагогических классов как раз и ставит перед собой задачу — повысить престиж профессии учителя и сориентировать выпускников школ на выбор и получение педагогической профессии.

Психолого-педагогические классы можно открывать как предпрофильные классы (с 7 класса), можно выбирать данный профиль для 10–11-х классов, можно открывать психолого-педагогические группы для смешанной группы разных классов (но тогда всю деятельность группы необходимо реализовывать через внеурочную деятельность, что не всегда удобно).

Мы выбрали именно профиль для 10–11-х класса, это позволяет общеобразовательной школе получить некоторую «изюминку». Открытие профильного 10 класса помогает привлечь заинтересованных сильных десятиклассников из других школ и «отсеять» слабых, так как по положению в профильный класс можно брать учеников со средним баллом аттестата за 9 класс не менее 4.

Для школы этот опыт не новый, в 90-х в ней уже функционировали подобные классы. И часть родителей нынешних десятиклассников учились именно в таких классах, кроме того, сейчас в школе работает 5 выпускников, двое из которых когда-то закончили именно педагогический класс.

Если школа, как наша, набирает только один 10 класс, то можно столкнуться с рядом трудностей, с которыми пришлось справляться и педагогическому коллективу нашей школы: нужно было учесть интересы тех учеников школы, которые пришли в 10 класс, но при этом на данный момент не планируют связывать жизнь с педагогикой. Поэтому мы приняли решение в 2023–2024 году выбрать для психолого-педагогического класса социально-экономический профиль (то есть углубленное изучение математики и обществознания).

Открытие психолого-педагогического класса позволило ввести в учебный план предметы «Основы педагогики и психологии» и два часа внеурочной деятельности на отработку практических навыков. Но занятия нужно проводить так, чтобы они были интересны и полезны и тем, кто уверен, что хочет стать педагогом или психологом, и тем, кто планирует получить другую профессию. Именно поэтому необходимо выстроить систему работу с данными учащимися, включающую в себе не только теорию курса «Основы педагогики» и «Основы психологии» — предметы интересные, но все-таки больше направленные на изучении теории. Главной задачей организации работы для психолого-педагогического класса я вижу организацию цикла практикоориентированных мероприятий, позволяющих учащимся «окунуться» в профессию педагога. И это не случайно. Продумывая работу в классе, мы задали учителям школы один вопрос: «Вспомните свой первый год работы в школе, с какими трудностями вы столкнулись за это время?». И большинство ответило, что их ожидания, планы, написанные заранее конспекты не соответствовали действительности, что им не хватало практических навыков. Именно поэтому упор при работе в психолого-педагогических классах, как мне кажется, нужно делать именно на практику. Ведь в любом деле, в котором ты хочешь добиться успеха, ты должен прежде всего практиковаться.

Как же построить эту работу?

Во-первых, при планировании работы по профориентационному курсу внеурочной деятельности «Россия-мои горизонты» для 10 класса необходимо запланировать выездные мероприятия с учетом профиля, для Санкт-Петербурга — педагогические среды в РГПУ имени Герцена, экскурсии и мастер-классы в Педагогическом колледже № 1 им. Н. А. Некрасова. Встречи с педагогами и молодыми специалистами школы и района.

Большую помощь для реализации профориентации может оказать сотрудничество с педагогическими классами района и города. В Красногвардейском районе Санкт-Петербурга было создано сообщество педагогических классов Красногвардейского района, в котором наша школа принимает активное участие. Для психолого-педагогического класса в августе разрабатывается школьная дорожная карта, потом на ее основе и дорожных карт других школ сообществом педагогических классов Красногвардейского района была создана и утверждена районная карта. Её задачей стало включение учащихся психолого-педагогических классов как активных участников в педагогическое сообщество района. В ней предусмотрены общие для всех педагогических классов мероприятия, указаны те школьные мероприятия, в которых могут принять участие учащиеся любых психолого-педагогических классов района.

Так, два раза в месяц для учащихся психолого-педагогических классов силами ИМЦ, школ, социальных партнеров проводятся практикориентированные мероприятия: дискуссионные клубы, киноклубы, мастер-классы, тренинги, лекции, встречи с молодыми специалистами, участниками педагогических конкурсов. Учащиеся школы, планирующие пройти летнюю педагогическую практику в летних городских лагерях, смогут сделать это в любой школе района, в которой будет открыт летний городской лагерь. Договор об оформлении такой работы и её оплате на данный момент согласован с МО «Ржевка». Такой опыт мы уже имеем, летом 2022 и 2023 года в школе функционировал летний городской лагерь, и ученики нашей школы работали в них в должности помощника вожатого.

Совершено по-другому нужно подходить и к проведению уроков в классе с данным профилем, как учитель русского языка и литературы, я теперь должна не только давать материал, но и комментировать свои уроки, выбор тех или иных форм и приёмов. Например, при повторении в 10-м классе одного из орфографических правил я предложила ребятам определить, какой из способов работы над темой и почему они предпочтут и в какой ситуации. Часть правила было предложено послушать в аудиозаписи, часть посмотреть в формате видеолекции с использованием электронной доски, часть повторить при помощи учебника, часть я объяснила им сама. Ребята с удовольствием включаются в подобную работу. Но и учителей теперь ответственности больше, уроки они ведут у детей, знакомых с основами педагогики.

Вообще организация и проведение педагогической практики стало одним из основных направлений в деятельности психолого-педагогического класса. В школе разработано и действует «Положение о педагогической практике», в соответствии с которым она будет учитываться при оформлении для учащихся психолого-педагогических классов направления на целевое обучение, а также позволит учащимся данного класса претендовать на получении дополнительных баллов к ЕГЭ и льгот при поступлении в педагогические вузы и ссузы, если подобное решение будет принято на уровне города.

Для учета педагогической практики учащихся психолого-педагогических классов была разработана зачетная книжка. Для получения зачета учащимся достаточно провести одно мероприятие в четверть, но записываться в нее будут все практико-ориентированные мероприятия, в которых учащиеся школы будут принимать участие.

Хочется отметить, что проведение мероприятий учащимися школы уже стало хорошей традицией. Ежегодно в день учителя в школе проходит День самоуправления, старшие классы придумывают, организовывают и проводят внеклассные мероприятия для учащихся школы. Но если для остальных ребят участие в подобных мероприятиях возможно только по желанию, то для учащихся психолого-педагогических классов это обязательно. Конечно, мы не можем обязать ребят подготовить и провести урок самостоятельно, им для этого не хватит ни знаний, ни навыков. Но сделать это под руководством педагога-наставника им вполне по силам. Иногда ребята проводят только фрагмент урока или делают это вдвоем. В любом случае именно реальная педагогическая практика позволяет понять: хочешь ли ты связать свою профессию со школой или нет.

Как же организуется система внеклассной работы в данном классе? Начинаем мы всегда с «Дня самоуправления», 11-классники у же выходят на него почти, с их слов, «опытными педагогами». Именно обсуждение уроков во время Дня Самоуправления позволяет подвести ребят к мысли, что им не хватает практических навыков. Дальнейшую деятельность необходимо строить по принципу от простого к сложному.

В 1 четверти в рамках предметных недель (в нашей школе «Недели безопасности» и «Недели окружающей среды») ребята профильных классы проводят активные перемены в начальной школе, где, используя подготовленные для них учителям, материалы, организуют индивидуальные тематические станции. Следующий этап- подготовка и проведение самостоятельно выбранной игры народов мира во время Недели, посвященной Дню народного единства. Здесь уже им необходимо самостоятельно организовать во время перемены группу учащихся. В 3 четверти ученики подготавливают и проводят элемент «Разговора о важном» или профориентационного занятия, проверяя свои умения подбирать материал в соответствии с возрастными особенностями и интересами. В четвертой четверти ребята в группах полностью разрабатывают и проводят массовые мероприятия: игры по станциям, «День туриста», «День словаря», «День героя». Данные мероприятия позволяют им проверить свои умения в организации и проведении игровых массовых мероприятий. А каждый учащийся 11–го психолого-педагогического класса должен провести классный час, занятие в рамках внеурочной деятельности или их фрагмент, мероприятие в рамках предметной недели. Подобная практика позволяет ребятам не только определиться с выбором профессии, но и понять, какая сфера педагогической деятельности им наиболее интересна. Те, кому ближе психология, с удовольствием разрабатывали и проводили неделю психологии, ребята, занимающиеся спортом, во время Дня открытых дверей провели турнир по баскетболу и волейболу. Творческие учащиеся под руководством куратора провели праздник для учащихся 1–7-х классов, приняли участие в подготовке и проведении школьного новогоднего спектакля. Именно участие в предметной неделе информатики так заинтересовало одного из учеников педагогического класса, что он по собственной инициативе разработал курс из 5 занятий по 3D-моделированию и провел его на курсе внеурочной деятельности для восьмиклассников и девятиклассников. Задача куратора психолого-педагогического класса организовать и проконтролировать педагогическую практику, найти для каждого педагога-наставника, который поможет ребятам реализовать задуманное., и главное, не забыть про три этапа: подготовительный, само проведение мероприятия и обязательный этап обсуждения-рефлексии. Без него работа по профилю будет нивелирована. Один из приемов: взять у учеников психолого-педагогического класса интервью перед проведением мероприятия и после него, а потом обсудить их на уроке или на курсе внеурочной деятельности.

Индивидуальный проект, в 10 классах, входящий в учебный план, в нашей школе тоже стал исключительно психолого-педагогической направленности, что прописано в Положении. Работу над проектом можно разделить на несколько этапов.

1 этап: выбор и защита темы проекта, которая состоялась в октябре. Проанализировав темы, мы видим, что их условно можно разделить на три группы:

– педагогической направленности:

Практикоориентированные (предполагают проведение мероприятия с учащимися):

«ъ в русском языке», «Магия физики», «Теорема Пифагора в жизни. Доказательство и применение», «Основы моделирования».

Исследовательские:

«Формы организации обучения. От античности до наших дней»

– психологической направленности:

По этому направлению вот уже второй год ребята выбирают темы, связанные с конфликтологией, влиянием психотипов на обучение, психологическую подготовку к экзаменам.

«Роль эмоций в жизни человека», «Изучение психотипов подростков», «Формирование самооценки учащихся», «Влияние ведущего типа восприятия на успеваемость»

Связанные с учебными предметами и предполагающие создание дидактического материала:

«Искусственный интеллект». «Дворцовые перевороты». «Создание покадровой анимации». «Создание интерактивной презентации по теме «Устройство компьютера».

При этом предполагается, что каждый ученик проведет практическое мероприятие, создаст дидактический материал или подготовит тематическое выступление для учащихся школы. Задача педагога-наставника из учителей предметников на данном этапе- помочь учащимся с выбором темы и продумыванием практической части.

2 этап: создание проекта и реализация практической части: ноябрь-февраль.

К этому моменту у большинства учащихся завершена работа над первой (теоретической) главой работы, проведены практические мероприятия: фрагменты уроков и внеурочных занятий в начальной и основной школе, внеклассные мероприятия в рамках предметных недель.

3 этап: защита проекта и представление собственного опыта учащихся: март.

Лучшие работы могут быть представлены на районной научно-практической конференции для классов психолого-педагогической направленности, которую организовывает и проводит наша школа в марте 2025 года.

Работа как учителя-предметника, классного руководителя и наставника в психолого-педагогическим классом деятельность для меня новая, но уже сейчас я понимаю, что данная работа должна заключаться прежде всего в том, чтобы организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы он был интересен и важен всем: тем, кто уже сейчас хочет стать учителем, и тем, кому знания и навыки, полученные в психолого-педагогическом классе, станут полезны в их будущей личной жизни и профессиональной деятельности. Ведь умение правильно объяснить информацию, организовать группу людей, учитывать психологические особенности личности важно представителю любой профессии.

Основные термины (генерируются автоматически): класс, психолого-педагогический класс, школа, внеурочная деятельность, учащийся, мероприятие, работа, ребята, Красногвардейский район, педагогическая практика.


Похожие статьи

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Система методической работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных УУД

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Похожие статьи

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Система методической работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных УУД

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Задать вопрос