Статья посвящена исследованию этических представлений начинающих педагогов-психологов. В анонимном онлайн-опросе педагоги-психологи, являющиеся магистрантами Московских ВУЗов, показали неоднозначность оценки одних и тех же ситуаций, низкую согласованность этических убеждений относительно ситуаций, связанных с двойными отношениями и высокую согласованность в оценке ситуаций финансовых отношений с субъектами образования. В результате исследования выделены основные группы нарушений этики по представлениям респондентов: проявление оценочных суждений в адрес участников образовательных отношений, низкая профессиональная квалификация психологов, нарушение конфиденциальности, работа с детьми без получения разрешения родителей. Получены сведения о том, что самыми сложными для психологов с точки зрения возникновения этических дилемм, являются ситуации получения информации о насилии или неблагополучии и одновременно невозможностью ее обнародовать или просьбами от учащихся, родителей, педагогов не разглашать сведения или тайну, а также ситуации проявления агрессии детьми и родителями в адрес психолога. Результаты позволяют прогнозировать разногласия во взглядах в профессиональном сообществе на практические аспекты этики в одних и тех же ситуациях и необходимость практикоориентированных курсов по профессиональной этике в рамках высшего психологического образования.
Ключевые слова: профессиональная этика, этические принципы, педагог-психолог, этическая дилемма, конфиденциальность, нарушения этических принципов работы психолога.
The article is devoted to the study of ethical ideas of novice educational psychologists. In an anonymous online survey, educational psychologists who are undergraduates of Moscow universities showed ambiguous assessment of the same situations, low consistency of ethical beliefs regarding situations associated with dual relationships, and high consistency in assessing situations of financial relations with subjects of education. As a result of the study, the main groups of ethical violations were identified according to the respondents: the manifestation of value judgments against participants in educational relations, low professional qualifications of psychologists, violation of confidentiality, work with children without obtaining parental permission. Information was obtained that the most difficult for psychologists in terms of the emergence of ethical dilemmas are situations of obtaining information about violence or ill-being and at the same time the inability to make it public or requests from students, parents, teachers not to disclose information or secrets, as well as situations of manifestation of aggression by children and parents to the psychologist. The results make it possible to predict disagreements in views in the professional community on the practical aspects of ethics in the same situations and the need for practice-oriented courses on professional ethics within higher psychological education.
Keywords: professional ethics, ethical principles, educational psychologist, ethical dilemma; confidentiality, violations of the ethical principles of the work of a psychologist.
Основы профессиональной этики психолога изучаются будущими специалистами в рамках получения базового психологического образования. И тем не менее, в практической деятельности начинающих психологов всегда возникает много вопросов и ситуаций, по поводу которых хочется посоветоваться с более опытными коллегами или найти ответы в книжках, и как правило есть ожидание, что отыщется какой-то точный и единственно верный ответ или решение. Например: стоит ли рассказывать родителям про то, что девочка-подросток беременна, если она просила не разглашать ее тайну, которую психолог узнал в доверительной беседе? Ставить ли в известность администрацию о ситуации, когда родитель жалуется на педагога по поводу притеснения ребенка, при этом просит не говорить педагогу, опасаясь санкций против ребенка? Можно ли пойти на день рождения учащегося, если отказ воспринимает как отвержение? Принимать ли подарки от родителей учащихся? Если да, то в каком объёме это допустимо? Сообщать ли правоохранительным органам информацию от ребенка о том, что по отношению к нему совершается насилие в семье? Или о том, что он сам хочет совершить суицид или угрожает чьей-то жизни? Можно ли ответить взаимностью тому, кого консультируешь, например, студенту или родственнику учащегося? Попросить контакты парикмахера у мамы ученицы или одолжить денег? Может ли психолог ответить на вопросы, когда после индивидуальной работы с ребенком педагоги спрашивают психолога: «Ну что он показал? Как ребенок, его развитие?» и много других ситуаций.
Учитывая, что педагоги-психологи системы образования осваивают различные направления работы — психологическое консультирование детей и взрослых, коррекционно-развивающую работу с обучающимися, в том числе с детьми с особыми возможностями здоровья, психологическую диагностику, профилактику и просвещение, можно сказать, что ситуации, неоднозначные с этической точки зрения, возникают во всех сферах их деятельности.
История психологической практики изобилует различными примерами нарушения этических принципов работы психолога. Как правило поражает и вызывает недоумение у студентов-психологов факт из биографии известного ученого, основателя бихевиоризма Джона Уотсона, который в какой-то момент своей жизни как будто исчез из научного поля, был уволен с преподавательской должности, а все потому, что вступил в любовные отношения со студенткой и хотя в дальнейшем они создали семью и прожили счастливые годы совместной жизни, ситуация получила огласку как скандальная, связанная с нарушением этических принципов во взаимодействии студента и преподавателя. Возникает вопрос, а в этом случае есть нарушение этики, если они создали семью и были счастливы? Также вызывают растерянность известные случаи в консультативной и психотерапевтической практике психологов в США (там давно рассматриваются этические вопросы в работе психологов), например, дело Tarasoff (1974 г.) и дело Garner (1996 г.). В первом случае психолога признали виновным в том, что он не предупредил человека, которому угрожал клиент, хотя и сообщил об этом в полицию, а во втором — наоборот за то, что консультант предупредил полицию и конкретных людей об агрессивных намерениях своего клиента [2].
Современные ситуации нарушения профессиональной этики психологами связаны например, с манипуляциями эмоциональным состоянием клиентов и получении неоправданной прибыли (когда психологи собирают залы и занимаются «лечением», «мотивированием», «исполнением желаний» и др. за неоправданно большие гонорары), гарантируют получение результата за одну- две встречу с психологом в ситуации необходимости довольно длительной психологической работы, дают авторитарные указания что человеку предпринять или какие совершить конкретные действия, принимают дорогие подарки от клиентов, выставляют эротические или «голые» фото в социальные сети и др.
По данным современных исследователей Н. Г. Гаранян, М. Г. Сорокова, Ю. В. Захарова [1] четверть практикующих психологов (из выборки исследования) не имеют высшего психологического образования, а 8 % не имеют никакого высшего образования, 40 % психологов-консультантов не проходили послевузовской подготовки по какому-либо направлению психологического консультирования и психотерапии. В данном случае речь идет о нарушении этических принципов (и закона в том числе) оказания психологической помощи, так как специалисты без должного уровня образования могут навредить, а не помочь клиентам. Выяснилось, что для психологов-консультантов характерны выраженные разногласия в этических представлениях, что позволяет предположить, что коллегиальные решения по этическим вопросам будут затруднены [1].
В работе психологов образования также возникают ситуации нарушения этики, например, связанные с разглашением сведений об учащихся, полученных в доверительной беседе с ними или их родителями, манипуляции детьми для склонения их к принятию конкретных решений, ожидаемому от них поведению, установление близких дружеских отношений с учащимися и родителями и др.
Знание основ профессиональной этики рассматривается как необходимый атрибут профессионализма. В профессиональной этике психолога образования много составляющих — отношение к своему труду, этика отношений психолога и обучающихся, их родителей, педагогов, администрации, этика отношений между коллегами.
На данный момент развития системы образования существует дефицит четких этических ориентиров, отраженных в законодательных актах. Разработаны локальные этические кодексы различных профессиональных психологических сообществ (психоаналитиков, гештальтистов и др.), этический кодекс Российского психологического общества, службы практической психологии образования, но все эти кодексы носят рекомендательный характер. Можно констатировать, что нет четких представлений о том, как действовать в ситуации нарушения этики специалистам, как разрешать сложные неоднозначные случаи, насколько защищен сам психолог от злоупотреблений другими участниками образовательного процесса.
Многие коллеги-психологи, изучающие проблемы профессиональной этики отмечают, что на данный момент нет документа, обладающего законодательной силой по вопросам этики для психологов образования [1; 3]. В случае возникновения судебных разбирательств о нарушении этических принципов, руководствуются законами Российской Федерации, нет централизованного этического комитета как сообщества, поддерживающего выполнение этических принципов и отстаивающего интересы психологов. Прохождение супервизии как процедуры, способствующей поддержанию необходимого уровня квалификации психологов возможно, но не обязательно. Также вызывает вопросы позиция психолога образования по работе с психическими состояниями сотрудников в кризисных ситуациях, например ситуацих завершенного суицида, шуттинга и подобных им, предполагается, что психолог будет работать с эмоциональным самочувствием детей и взрослых, но он сам является участников ситуации и ему тоже нужна помощь, поэтому в таких случаях работать должны внешние психологи, также как и с администраций по запросу о кадрах, так как с одной стороны, психологи в разной степени владеют знаниями по психологии управления, с другой стороны — сами являются членами коллектива. Вопросы профессиональной подготовки психологов также заслуживают пристального внимания, в том числе с точки зрения соблюдения этических принципов во взаимодействии педагогов и студентов как будущих психологов [4; 5].
В нашем исследовании приняли участие 36 респондентов: педагоги-психологи образовательных организаций, обучающиеся в магистратуре ВУЗов г. Москвы, в возрасте от 28 до 45 лет. Респондентам был предложен опросник для исследования представлений о ситуациях нарушения этики в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных организаций. Опросник содержит вопросы, касающиеся представлений о нарушении этических принципов в различных направлениях работы психолога, а также примеры ситуаций, по поводу которых необходимо высказать свое мнение является ли такая ситуация нарушением этических принципов в работе психолога или нет.
Семантический контент-анализ позволил выделить значимо чаще используемые определения этических нарушений: нарушение норм, не выполнение обязанностей, не соответствующее поведение, нарушение этического кодекса, разглашение или не соблюдение конфиденциальности.
Так, в таком направлении работы педагога-психолога, как психологическое консультирование основными нарушениями респонденты считают критику и оскорбления, разглашение сведений. В коррекционно-развивающей работе — критику, вообще оценочное отношение, дискриминацию по уровню развития, в основном умственного, постановку диагнозов, недостаточный уровень диагностики, проведенной психологом, отсутствие согласия родителей на работу психолога, неправильный отбор методик работы, не соответствующих проблемам детей, принуждение детей к выполнению заданий. В одиночных ответах были названы проявление жалости к ребенку и отсутствие педагогического оптимизма.
В психологической диагностике нарушение этики проявляется в применении некорректных методов психодиагностики, не правильная интерпретация полученных данных, сознательное занижение или завышение психологом результатов диагностики в силу личного отношения к респондентам, нарушение конфиденциальности, анонимности, эмоциональная включенность психолога, оценочность его высказываний.
Среди примеров нарушения этики, свидетелями которых стали респонденты называются ситуации, в которых психолог дает рекомендации родителям при ребенке, при этом в негативном оценочном ключе, например: «Школа — это не ваше, дотяните до ПТУ, это необучаемость…» или «Обратитесь со своим сыном к психиатру, он болен и Вам нужно положить его в психиатрическую клинику и лечить таблетками», после диагностики психолог обращается к ребенку: «Ничего другого я от тебя не ожидал, все мои опасения подтвердились…» и др. Формулирование выводов о развитии детей на основе субъективных представлений без опоры на объективные методы исследования, разглашение результатов диагностики третьим лицам, проведение диагностических процедур без согласия родителей детей, проведение консультаций в ресторане или кафе.
Участники исследования назвали ситуации, которые вызывают неуверенность у респондентов в правильности своей позиции и требуют разрешения как этические дилеммы. Например, необходимо или нет сообщать родителям, если ребенок высказывает суицидальные мысли; если с результатами диагностики хотят ознакомиться родственники / педагоги / руководители образовательной органзиации; если становится известно, что подросток попал в трудную ситуацию, стоит ли посвящать в это родителей; если тайна, вплоть до свидетельства о преступлении, касается многих людей, которые могут пострадать в случае огласки ситуации и др.
Анализ оценки респондентами ситуаций с точки зрения наличия этических нарушений или их нейтральности показал, что ситуации, связанные с финансовыми отношениями, практически однозначно относятся опрашиваемыми к нарушению профессиональной этики во взаимоотношениях с родителями обучающихся (займ или одолжение денег), только 14 % определили такие ситуации как нейтральные, так как, например, если передача денег происходит не во время исполнения психологом своих обязанностей, то это не нарушение.
В решении ситуации с передачей контактных данных специалистов, к которым обращается психолог как частное лицо, например, парикмахера, массажиста и др. мнения участников опроса разделились поровну (55 % посчитали такие взаимоотношения нарушением профессиональных границ, остальные — оценили ситуацию «обмена специалистами» как нейтральную, объясняя, что психолог в таком случае становится человечным, а не просто функцией, что можно таким образом наладить контакт с родителями и ребенком и т. д.).
Ситуация с кооперацией по сопровождению детей в школу по очереди с соседкой, являющейся родительницей в школе, в которой работает психолог не вызвала разногласий, она признана житейской и не имеющей отношения к нарушению этических принципов работы психолога.
Нарушение этики психологом по отношению к детям с особыми возможностями здоровья респонденты видят в том случае, если специалист некорректно использует диагнозы, проявляет излишнюю эмоциональность, недовольство, возмущение сложностью взаимодействия с ними, а также применяет или предлагает применять методы, которыми не владеет и не совсем понимает их суть, например: «…возбудимых детей необходимо насильно прижимать к полу и так удерживать какое-то время, чтобы они успокоились».
Ситуация сохранения психологом «тайны о беременности» несовершеннолетних была решена психологами в пользу того, чтобы поставить родителей в известность, потому, что психолог обязан известить родителей или убедить самого ребенка в необходимости такого шага.
Наиболее сложными и этически неоднозначными для психологов, принявших участие в опросе, являются ситуации, связанные с получением информации о совершающемся насилии по отношению к ребенку со стороны родителей / педагогов / детей и просьбой пострадавших не разглашать эту информацию. Также вызывают затруднения ситуации правонарушений учащихся и ситуации проявления агрессии, грубости родителями или детьми в адрес психолога.
Мы видим, что ситуации, связанные с так называемыми двойными отношениями или двойными ролями, с одной стороны практически не вызывают у педагогов-психологов затруднений в разрешении, с другой стороны, не учитывается тот факт, что общение с родителями и детьми с позиции разных ролей может влиять на реализацию психологом своих обязанностей, так например, дружба с родителями ребенка, с которым психолог работает как профессионал может мешать проводить консультативную и коррекционную практику, обмен контактами специалистов, услугами которых пользуется психолог и родители и дети, с которыми он работает делает их отношения более личными, не говоря уже о финансовых отношениях вне рамок официальных.
Таким образом, к этическим нарушениям в различных направлениях работы педагога-психолога респонденты относят:
– проявление оценочности, негативного отношения к детям, родителям, педагогам;
– нарушение конфиденциальности;
– работа специалиста с детьми без согласия родителя или законного представителя;
– отсутствие профессиональных знаний или низкую профессиональную квалификацию психолога.
Самыми сложными для психологов с точки зрения этики являются ситуации, связанные с получением информации о насилии или неблагополучии и одновременно невозможностью или просьбой не разглашать сведения или тайну, а также ситуации проявления агрессии детьми и родителями в адрес психолога.
Можно констатировать, что в результате исследования представлений начинающих педагогов-психологов об этических принципах работы в образовательной организации, был выявлен дефицит представлений о практических аспектах этики, размытость критериев оценки ситуаций нарушения этических норм в образовании, а также различная трактовка одних и тех же ситуаций, разногласия в этических представлениях, по вопросам, отраженным в этических кодексах. Можно говорить о том, что в подготовке педагогов-психологов образования необходимо больше внимания уделять вопросам этических принципов профессии, с акцентом на практических аспектах этики, в частности обучать возможностям разрешения этических дилемм.
Литература:
- Гаранян, Н.Г, Захарова, Ю.В., Сорокова, М. Г. Этические установки российских психологов-консультантов: область разногласий и потенциальных конфликтов [Текст]: / Н. Г. Гаранян, Ю.В., Захарова, М. Г. Сорокова // Консультативная психология и психотерапия. 2020. — Т. 28. — No 1. — С. 87–112.
- Диянкова, И. Некоторые этические проблемы в современной американской психотерапии и психологическом консультировании [Текст]: / И. В. Диянкова // Московский психотерапевтический журнал. 2002. — No 4. — С. 114–149.
- Орлов, А. О. Опыт Американской психологической ассоциации в разработке этического кодекса [Текст]: / А. О. Орлов // Вестник практической психологии образования. — 2016. — № 3. — С. 18–22.
- Павленко, Т. А. Представления студентов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки о нарушении профессиональной этики во взаимодействии педагогов и учащихся [Текст]: / Т. А. Павленко // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. — № 4. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2019/2715.htm
- Павленко, Т. А. Вопросы профессиональной этики во взаимодействии студентов и преподавателей высшей школы [Текст]: / Т. А. Павленко // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы научно-практической конференции. 12 апреля 2019. М.: МГПУ. — 2019. — С. 64–69. Режим доступа: http://izvestia-ippo.ru/pavlenko-t-a-voprosy-professionalno/