В статье рассматривается деятельность органов прокуратуры по содействию реализации права на свободу слова, получение и распространение информации в современной России. Отмечается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации играют особую роль в регламентации данных прав. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в целях защиты государственных и общественных интересов, частной жизни граждан государство должно предпринимать меры по предотвращению злоупотребления средствами массовой информации правом на свободу слова. Главная роль в осуществлении указанных мер должна отводиться прокуратуре.
Ключевые слова: нормы международного права, прокуратура, средство массовой информации, право на свободу слова, право на получение и распространение информации, суверенитет, общественный порядок, нравственность, здоровье и частная жизнь граждан.
The article examines the activities of the prosecutor 's office to promote the realization of the right to freedom of speech, receipt and dissemination of information in modern Russia. It is noted that generally recognized principles and norms of international law, international treaties of the Russian Federation play a special role in the regulation of these rights. At the same time , it must be borne in mind that in order to protect the state and public interests, the private life of citizens , the State must take measures to prevent the abuse of the right to freedom of speech by the media. The main role in the implementation of these measures should be assigned to the Prosecutor 's Office .
Keywords: norms of international law, prosecutor 's office , mass media, the right to freedom of speech, the right to receive and disseminate information, sovereignty, public order, morality, health and private life of citizens.
Согласно ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Поэтому представляется необходимым отдельное внимание уделить изучению международной составляющей регламентации деятельности прокуратуры и средств массовой информации.
В международных нормах закреплены основополагающие права гражданина и человека на свободу высказываний, распространения и получения информации, в том числе, информации о деятельности правоохранительных органов. Принципиальные основы данных прав заложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Статьи 18, 19 Декларации устанавливают, что каждый человек имеет право на свободу мысли и убеждений, на их свободное выражение. Каждый имеет право искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами [6].
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерации в 1998 году [1] и приостановленной в действии с 2023 года [2], подчеркивает необходимость устранения какого-либо вмешательства публичных властей в реализацию права на получение и распространение информации. В связи со сложившейся внешнеполитической ситуацией положения Конвенции утратили свою юридическую силу, но заложенные в них стандарты сохранили значимость для российского права и прокурорской практики [13].
В рамках рассматриваемой тематики важнейшей проблемой является исследование соотношения перечисленных прав и тех ограничений, которые вводит государство для защиты собственного суверенитета, общественного порядка, нравственности, здоровья и частной жизни граждан [10, с. 137].
Право введения установленных законом ограничений и санкций оговорено в международных документах [7]. В Европейской конвенции за государствами закреплено право осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий, вводить ограничения распространения информации в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ч.2. ст.10).
Следует отметить, что государства, присоединившиеся к указанным выше международным актам, по-разному подходят к трактовке пределов распространения принципа свободы слова. В частности, в 2020 г. в результате всенародного голосования в Конституцию Российской Федерации были внесены нормы о том, что наше государство придерживается традиционных семейных ценностей. Во исполнение норм Конституции федеральным законом от 05.12.2022 № 478-ФЗ нормы действующего законодательства дополнены положениями, устанавливающими запрет на распространение на территории России информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, педофилию, смену пола [3].
По данным Генеральной прокуратуры РФ, за три года органами прокуратуры пресечено распространение 30 тысяч сайтов, пропагандирующих такие нетрадиционные сексуальные отношения либо побуждающих несовершеннолетних к противоправной деятельности [11]. Как известно, в западных странах распространение подобной информации в средствах массовой информации не ограничено.
С 14 июля 2022 г. Российской Федерации действует закон, предусматривающий возможность приостановления деятельности средства массовой информации, признания регистрации недействительной или прекращения действия его лицензии. Подобные действия осуществляются о требованию Генпрокурора (его заместителей) в случае распространения противоправной информации (дискредитации Вооруженных Сил РФ, недостоверных сведений об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий) [4].
Так, например, по результатам проведения проверки Генеральной прокуратурой РФ принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранных организаций SIA TV Rain и TVR Studios B. V. за систематические нарушения законов о СМИ и об информации.
Указанные организации дискредитировали органы государственной власти Российской Федерации, правоохранительные органы, распространяли недостоверные сведения о специальной военной операции, оказывали поддержку организациям и физическим лицам, включенным в реестр иностранных агентов, а также участвовали в распространении материалов организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации [12].
Следует согласиться с правоведами, что «государство в лице правоохранительных и контролирующих органов должно иметь веские и конкретные основания для ограничения конституционных прав и свобод» [9, с. 70]. Именно приверженность международным принципам и конституционным основам взаимодействия прокуратуры и средств массовой информации обусловливает установление определенных гарантий участников правоотношений. В Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 24 марта 2023 г. № 210 [5] перечислены основания для реагирования прокурора на противоправные действия средства массовой информации, определен порядок проведения проверочных мероприятий и принятия соответствующего акта. Отдельно отмечается, что материалы проверки должны содержать данные, позволяющие идентифицировать распространяемую с нарушением закона информацию (копия публикации, снимки экрана, данные о выходе в свет (в эфир), выходные данные публикации (аудиовидеоматериалы) и т. д. Противозаконность распространения сведений средством массовой информации должна быть подтверждена доказательствами.
Хотя приостановление деятельности средства массовой информации во внесудебном порядке подвергается критике в специальной литературе [9, с. 67], тем не менее, полагаем, что внесудебный порядок также содержит и ряд других важнейших гарантий защиты права на свободу слова и информации. К ним, в частности можно отнести ограничения по субъектному составу органов и лиц, ограничивающих право — требование о приостановлении деятельности средства массовой информации направляется в Роскомнадзор Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителем, ограничения по времени — требование может быть вынесено на срок не более 3 месяцев, а в случае повторного выявления фактов нарушения средством массовой информации законодательства — на срок не более 6 месяцев.
Таким образом, регулирование прокурорского надзора за деятельностью средств массовой информации характеризуется следующими признаками:
- коллизионностью применяемых норм [8, с. 9];
- приоритетом международных норм и принципов над национальным правом;
- наличием оговорки о возможности установления государствами ограничений распространения информации;
- детальной регламентацией процедур ограничения свободы слова;
- установлением комплекса гарантий в рамках внесудебной процедуры приостановления и прекращения деятельности средства массовой информации.
Литература:
- Федеральный закон от 30.03.1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
- Федеральным закон № 43-ФЗ от 28.02.2023 г. «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» // Собрание законодательства. 2023. № 10. Ст. 1566; Резолюция Комитета Министров Совета Европы CM/Res(2022)2 16.03.2022 г. о прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы // URL: https://rm.coe.int/0900001680a5da51 (дата обращения: 14.02.2023).
- Федеральный закон от 5.12. 2022 г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 50 (часть III). Ст. 8772
- Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 29 (часть II). Ст. 5222
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24.03.2023 г. № 210 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки требований о приостановлении деятельности средства массовой информации, о признании недействительной регистрации средства массовой информации и (или) прекращении действия лицензии на вещание, а также о порядке принятия решения о запрете (ограничении) деятельности иностранного средства массовой информации на территории Российской Федерации» // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-genprokuratury-rossii-ot-24032023-n-210-ob-utverzhdenii/ (дата обращения 4.06.2024)
- Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.)
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод
- Бессарабов В. Г. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина: методич. пособие. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2010. 88 с.
- Большаков Л. М. Пределы ограничения свободы слова в целях защиты конституционного строя // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2018. № 1. С. 67–72.
- Козина А. А., Кавецкий А. Б. Проблема реализации конституционного права на свободу мысли и слова в современной России // Вестник УМЦ. 2019. № 2 (23). С. 135–138.
- В России закрыли доступ к 30 тысячам сайтов с пропагандой ЛГБТ среди детей // Сайт РИА Новости https://ria.ru/20221017/lgbt-1824541844.html
- Генпрокуратура России приняла решение о признании деятельности иностранных неправительственных организаций нежелательной на территории Российской Федерации // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=89207602
- О выходе России из Совета Европы (справочный материал) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/1834254/ (дата обращения: 14.02.2023).