В статье автор рассматривает технологии системного формирования читательской грамотности.
Ключевые слова: читательская грамотность, педагогические технологии, система заданий и вопросов, русский язык, ВПР, ГИА.
В июне 2024 года нами был проведен опрос о влиянии уровня читательской грамотности на успешность выполнения Всероссийских проверочных работ и Государственной итоговой аттестации. Респондентами стали 139 педагогов Свердловской области. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты проведенного опроса
Данные результаты показали, что уровень читательской грамотности играет важную роль в образовании и развитии обучающихся, в том числе и при выполнении ВПР и ГИА. Способность понимать и анализировать тексты образовательной направленности (верное толкование заданий) по мнению педагогов оказывает значительное влияние на успешность выполнения проверочных и экзаменационных работ.
Обучающиеся с более высоким уровнем читательской грамотности имеют тенденцию лучше справляться с заданиями, поэтому в данной статье мы рассмотрим, какие технологии способствую развитию читательской грамотности обучающихся.
Существует несколько технологий формирования читательской грамотности обучающихся, которые можно использовать непосредственно в учебном процессе.
Во-первых, метод учебных ситуаций .
Учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично — запоминают. [2, с. 21]
Учебная ситуация рассматривается особая организация учебного процесса примерно на 15, 45 или 90 минут. Главное в такой организации — результат и самостоятельная работа учащихся по поиску нового способа действий, формированию новых умений. Необходимо организовать условия, провоцирующие детское действие.
Заданной структуры учебной ситуации нет, но постоянными элементами будут планируемые результаты, система вопросов и заданий, система оценки.
Во-вторых, технология развития критического мышления (РКМЧП).
РКМЧП — это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». [4, с. 4] Это инновационный метод анализа информации и принятия обоснованных решений, разработанный известным ученым и педагогом С. И. Заир-Беком. Эта методика позволяет развивать навыки логического мышления, способность анализировать сложные ситуации, выделять ключевые моменты и принимать взвешенные решения.
Суть РКМЧП заключается в том, что она способствует формированию у обучающихся навыков логического мышления, умения выявлять источники информации, оценивать их достоверность и релевантность, а также критически изучать представленные доводы и аргументы. Важным аспектом технологии РКМЧП является развитие способности к самокоррекции и конструктивной критике, что способствует более глубокому пониманию проблем и явлений. Таким образом, усвоение принципов и методов технологии РКМЧП помогает детям развивать свою аналитическую и критическую мысль, что важно в современном информационном обществе.
В-третьих, стратегии работы с текстом .
Стратегиальный подход, разработанный Н. Н. Сметанниковой, приводит учителя-предметника к индивидуализации, дифференциации и интенсификации процесса обучения через изменение методики проведения урока. Стратегии, включающие индивидуальную, парную работу и работу в малых группах, включая и исследовательскую, будут применяться для достижения этой цели. Реализация этого подхода в ежедневной образовательной практике меняет характер работы с текстом, делая сам процесс чтения интерактивным. Ученик же в процессе освоения стратегий чтения учится контролировать свое понимание текста. [4]
В-четвертых, система заданий и вопросов .
В данном случае предлагается создать пакет заданий и вопросов, основанных на одном тексте. Каждое из заданий должно быть направлено на определенный объект оценки читательской грамотности, о которых говорилось выше. В качестве примера можно использовать вопросы открытого банка заданий (ФИОКО, РЭШ. Функциональная грамотность и т. д.).
Мы разработали пакет заданий (см. таб. 1), представляющих собой систему заданий и вопросов, направленных на развитие читательской грамотности. В основу положен образовательный текст (формулировка заданий). [1]
Таблица 1
Пакет заданий, направленных на формирование читательской грамотности
Задание 11 ВПР-8 по русскому языку |
||
Тема по КТП: Типы связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Контекст: чтение дляобразовательных целей Контекстная область заданий по развитию ЧГ: контекст образовательный, актуален, понятен и приемлем для обучающихся, мотивирует к действию Тип текста: смешанный |
||
Прочитайте текст и выполните задание. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи. 1) утверждаешься в мысли 2) непрерывного роста 3) слова отмирают 4) произносятся по-другому Ответ. _____________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
||
№ п/п |
Содержание задания/ эталон ответа |
Характеристика задания |
1 |
Используя текст, своими словами объясните, что нужно сделать, чтобы получить наивысший балл? |
Компетенция (объект оценки): интегрировать и интерпретировать информацию (соотносить визуальное изображение с вербальным текстом), использовать информацию из текста (использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний) Уровень сложности: средний Формат задания: сразвернутым ответом Место в структуре урока: применение нового материала, проверка приобретенных знаний, умений и навыков Организационная работа над текстом задания в процессе развития ЧГ: текст может быть предложен в печатном виде или на слайде; задача нацелена на будущее; требует обязательного решения и акцента на решении жизненной проблемы |
Чтобы получить наивысший балл за задание, необходимо, во-первых, выписать словосочетания с подчинительной связью, во-вторых, определить в них вид подчинительной связи. Допустима близкая по значению формулировка |
||
2 |
Используя текст задания, ответьте, сколько действий нужно выполнить, чтобы получить наивысший балл за задание? Объясните, как вы это поняли? |
Компетенция (объект оценки): интегрировать и интерпретировать информацию (соотносить визуальное изображение с вербальным текстом), использовать информацию из текста (использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний) Уровень сложности: средний Формат задания: сразвернутым ответом Место в структуре урока: применение нового материала, проверка приобретенных знаний, умений и навыков Организационная работа над текстом задания в процессе развития ЧГ: текст может быть предложен в печатном виде или на слайде; задача нацелена на будущее; требует обязательного решения и акцента на решении жизненной проблемы |
Чтобы получить наивысший балл за задание, необходимо выполнить два действия, так как баллы будут выставлены в две отдельные ячейки. Допустима близкая по значению формулировка |
||
3 |
Составьте план работы над заданием |
Компетенция (объект оценки): интегрировать и интерпретировать информацию (формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста) Уровень сложности: средний Формат задания: сразвернутым ответом Место в структуре урока: применение нового материала, проверка приобретенных знаний, умений и навыков Организационная работа над текстом задачи в процессе развития ЧГ: текст может быть предложен в печатном виде или на слайде; задача нацелена на будущее; требует обязательного решения и акцента на решении жизненной проблемы |
План выполнения задания 11 ВПР-8 по русскому языку: прочитать предложенные варианты сочетаний слов; выделить среди вариантов те, которые содержат словосочетания с подчинительной связью; выписать словосочетания с подчинительной связью; определить виды подчинительной связи в словосочетаниях. Допустима близкая по значению формулировка |
||
4 |
Будет ли верным ответ, если вы по порядку или отметив цифрами запишете нужные виды подчинительной связи? Аргументируйте свой ответ |
Компетенция (объект оценки): находить и извлекать информацию (находить и извлекать одну или несколько единиц информации), интегрировать и интерпретировать информацию (формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста), осмысливать и оценивать содержание и форму текста (оценивать достоверность информации) Уровень сложности: средний Формат задания: сразвернутым ответом Место в структуре урока: применение нового материала, проверка приобретенных знаний, умений и навыков Организационная работа над текстом задачи в процессе развития ЧГ: текст может быть предложен в печатном виде или на слайде; задача нацелена на будущее; требует обязательного решения и акцента на решении жизненной проблемы |
Нет, так как в задании указано, что необходимо сначала выписать словосочетания с подчинительной связью, а после определить в них вид подчинительной связи. Допустима близкая по значению формулировка обоснования |
||
Далее представлен фрагмент урока с включением данных заданий (см. табл. 2).
Таблица 2
Фрагмент урока русского языка с включением заданий, направленных на формирование читательской грамотности
Класс : 8 Тема : Виды подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание Тип урока : урок освоения новых знаний и умений Этап урока : применение нового материала |
||||
Содержание этапа |
Действия обучающихся |
|||
1) Работа со словосочетаниями. Запишите словосочетания,определите виды подчинительной связи: нередко забывает, удивительное приключение, нарисованного зайца, встреча друзей, он с ней, громко говорит, тихим шепотом, смотрю с обожанием, мыслит здраво, благими намерениями. 2) Подготовка к ВПР Карточка с заданием
|
1) Работа в тетради, фронтальный опрос. 2) Работа с карточками, фронтальный опрос, работа в тетради |
|||
Литература:
- ВПР. Русский язык. 8 класс. Образец // Официальная демоверсия проверочной работы по русскому языку для 8 класса — URL: https://4vpr.ru/8-klass/553-demoversija-vpr-2024-po-russkomu-jazyku-dlja-8-klassa.html
- Гаряева Л. Г. Обучение чтению: методические рекомендации // Минобрнауки России ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет». Кафедра профессиональных коммуникаций — URL: https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/199/3/Garyaeva.L.R._Obuchenie_ chteniu.pdf (Дата обращения 20.03.2024).
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
- Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. — Москва: Баласс, 2013. — 128 с.