В статье авторы раскрывают педагогическую программу развития социальной активности подростков в детском оздоровительном лагере на основе включённости в различные формы самоуправления.
Ключевые слова: педагогическая программа, детский оздоровительный лагерь, социальная активность, самоуправление, подростки.
Использование потенциала системы детского самоуправления направлено на создание общности детей и взрослых, основанной на взаимодействии и совместной деятельности. Это способствует развитию коммуникативных навыков, инициативности и ответственности у детей, а также формированию у них навыков сотрудничества и общения, поддерживая их творческую самореализацию.
На уровне детского лагеря: самоуправление в ДОЛ имени Ю. А. Гагарина состоит из работы временных и постоянных органов. Временными органами управления являются: деятельность дежурного отряда, участие в творческих и инициативных группах.
Постоянные органы самоуправления включают совет отряда и совет командиров отрядов, которые функционируют непрерывно.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
После проведения исследования было обнаружено, что у подростков возникают проблемы с уровнем социальной активности. Это позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра и модификации системы самоуправления в ДОЛ имени Ю. А. Гагарина. В результате была разработана программа «Вектор развития», направленная на повышение социальной активности подростков в лагере.
Программа должна быть завершена в течение 21 дня, что составляет одну рабочую смену.
Аудитория, на которую ориентирован данный продукт, — подростки в возрасте от 13 до 16 лет.
Целью данной программы является — создание условий для развития социальной активности подростков, т. е. полноценного освоения лидерских технологий, развития коммуникационных компетенций, а также развития нравственных качеств и становление компетентного гражданина своей страны.
Цели программы по развитию социальной активности среди подростков в детском оздоровительном лагере:
Задачи программы развития социальной активности подростков в ДОЛ:
- Обучающие: формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятия, стили, принципы, типология, способы деятельности); формирование практических умений по организации органов самоуправления, методики коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
- Развивающие: развитие познавательной активности и способности к самообразованию; развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности; формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере; развитие лидерских качеств личности.
- Воспитательные: содействие формированию активной гражданской позиции учащихся; формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека; содействие профессиональной ориентации старших школьников.
Какие показатели используются для измерения эффективности программы:
1) осуществление всех запланированных событий;
2) участники программных мероприятий получают эмоциональное и личностное удовлетворение.
3) улучшение навыков общения через участие в специализированных тренингах.
4) усовершенствование навыков лидерства и гражданской активности с помощью ежедневных выступлений на публике в рамках мероприятия «Открытый микрофон».
5) повышение этических ценностей, навыков общения и организаторских способностей на основе результатов диагностики.
Ожидаемые результаты:
1) формирование системы убедительных представлений у подростков о самих себе, соответствующих их индивидуальным качествам и образу активного участника общества;
2) способность подростков к самоанализу и саморефлексии;
3) развитие участниками программы навыков взаимодействия с другими людьми;
4) приобретение подростками навыков уверенного поведения.
Принципы реализации программы:
— принцип непрерывного взаимодействия (способствует эффективной коммуникации внутри группы, развитию навыков самопознания и взаимодействия, а также закреплению полученных знаний);
— принцип гибкости и вариативности (в ходе тренинговых занятий могут возникать вопросы смежные с данной направленностью темы или обозначаться вытекающие из контекста занятий актуальные темы в текущий момент для участников сложившейся группы, в таком случае программа может быть дополнена необходимыми заданиями, техниками, позволяющими двигаться в соответствии с потребностями конкретной тренинговой группы, тем самым, не меняя направленности изначальной тематики тренинга);
— принцип компетентности (необходимым условием для специалиста, занимающегося этой сферой, является обладание не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками и опытом работы).
— принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики и имеет возможность реализации в массовой практике дополнительного образования);
— принцип гуманизации предполагает признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, а также признание его неограниченных возможностей для развития личного потенциала (каждый заслуживает уважения к своей индивидуальности.).
В таблице 1 представлены основные направления, по которым будет осуществляться реализация программы.
Таблица 1
Основные способы осуществления программы
№ |
Название направления |
Предполагаемые результаты |
1 |
Информационно-просветительский |
Расширение компетенций подростков: — в отношении понимания лидерства; — техник общения; — самопонимания и самоанализа. |
2 |
Тренинговый |
— создание условий для открытого, доверительного общения, восприятие информации, творческой атмосферы; — развитие у обучающихся навыков рефлексии, анализа собственного опыта поведения, отработку навыков межличностного общения, развитие ассертивности. Основная форма работы — тренинг. Данная форма работы является наиболее эффективной для формирования знаний, умений и закрепления полученных навыков. |
3 |
Рефлексивный |
— сделать процесс самопознания более целенаправленным; — осуществить формирование навыков осознания и отслеживания своих чувств; — сделать процесс саморазвития осознанным. |
При организации работы с контрольной и экспериментальной группами мы сначала провели стандартное распределение обязанностей и должностей среди постоянных и временных органов самоуправления. После этого контрольная группа, группа «Б», следовала обычному расписанию дня в ДОЛ имени Ю. А. Гагарина, в то время как экспериментальная группа, группа «А», участвовала в тренингах, лекциях, беседах с элементами самоуправления. В группе «А» также был создан совет дела, который распределял задания между участниками по различным направлениям. [1]:
- Информационная группа: разнообразные КТД: стенгазеты, листовки, радиопередачи, информационные обновления о мировых событиях на утренних информационных сборах, информационные блоки, рекламные материалы о деловых и культурных событиях и многое другое. Также предусмотрена организация и проведение конкурсов стенгазет и радиопередач между различными микрогруппами.
- Досуговая группа. Организация и проведение мероприятий в отряде, организация музыкальных и игровых перерывов, проведение различных игр и активностей, посещение других отрядов и участие в их мероприятиях, ответственность за творческую атмосферу в столовой, организация экскурсий по лагерю, развлекательная программа во время поездки.
- Оформительская группа: занимается оформлением разделов отрядного уголка и оказывает помощь досуговой группе в оформлении мероприятий. Также команда занимается созданием и выпуском стенгазет в отряде; обучение детей навыкам оформления, организация конкурса на лучший декор комнат, созданием декораций для столовой на дежурствах, организация конкурса дизайна газет, а также участие в оформлении отрядного места.
- Сюрпризная группа. Неожиданные награды к КТД, мероприятиям в отряде, именинникам; концертные сюрпризы для соседних отрядов; неожиданные подарки для дежурных по столовой; событие-сюрприз для всего отряда (КТД, игра, экскурсия, вечер легенд и т. д.); неожиданные сюрпризы для вожатых, сотрудников лагеря.
- Дежурная группа ответственна за подготовку места встречи отряда, поддержание чистоты и порядка в помещениях и на территории, соблюдение расписания дня, а также за организацию дежурства в столовой и на территории.
- Спортивная группа. Разработка и организация занятий по физкультуре, поддержка инструкторов по физической культуре в организации спартакиад, активные игры, соревнования, инициатива в проведении соревнований по физической подготовке между отрядами, организация и проведение мероприятий по здоровому образу жизни.
В таблице 2 представлено тематическое планирование программы «Вектор развития».
Таблица 2
Тематическое планирование программы «Вектор развития»
№ |
Тема мероприятия |
Задействуемые группы |
Цель мероприятия |
Кол-во часов |
1 |
Тренинг «Понятие «лидерство и его природа» Понятие «личность и индивидуальность» |
— информационная — досуговая — оформительская — дежурная |
— знакомство с понятием лидерство; — —формирование представлений о лидерстве; — развитие взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу; — выработка понимания ценности каждой личности, ее уникальности и неповторимости каждого человека. |
2 |
2 |
Беседа «Нравственность в современном обществе» |
— информационная — дежурная — сюрпризная |
— воспитание высоких нравственных внутренних стимулов каждого ребенка (долг, честь, совесть, достоинство). |
1 |
3 |
Спортивное мероприятие «Путь к здоровью» |
— спортивная |
— сплочение коллектива; — развитие физических способностей и приобщение к здоровому образу жизни. |
1,5 |
4 |
Тренинг «Личные качества лидера, мотивация лидерства. Лидер в моей жизни. Самоуважение». |
— информационная — досуговая — оформительская — дежурная — спортивная |
— раскрытие и проявление лидерских качеств, выявление своих собственных качеств и соотнесение их с качествами лидера; — укрепление позитивной самооценки обучающихся; — осознание возможности формирования позитивной самооценки; — обучение методикам формирования позитивной самооценки. |
2 |
5 |
Просмотр фильма «Человек, который изменил все» |
— дежурная — сюрпризная |
— развитие мотивационной сферы. |
1,5 |
6 |
Лекция-практикум «Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения». |
— досуговая — оформительская — сюрпризная — спортивная — дежурная |
— обсуждение способов поведения и признаков, характерных для уверенного в себе человека; — отработка на практике некоторых способов уверенного поведения; — осознание необходимости формирования определенных жизненных навыков человека. |
1 |
7 |
Игра «Развиваем в себе лидерские качества» |
— досуговая — оформительская — сюрпризная — спортивная — —дежурная — информационная |
— тренировка и отработка лидерских качеств. |
2 |
8 |
Тренинг «Я могу быть лидером». |
— досуговая — спортивная — сюрпризная |
— совместное обсуждение результатов тренинга; — подведение итогов. |
1 |
9 |
Внутриотрядный концерт «Мы будущее России!» |
— досуговая — оформительская — сюрпризная — спортивная — дежурная — информационная |
— приобретение подростками навыков уверенного поведения; — развитие навыков межличностного общения; — развития творческих способностей; — воспитание патриотизма и любви к Родине. |
3 |
Помимо участия детей из выделенных групп к подготовке и проведению мероприятий программы развития социальной активности подростков в ДОЛ, дети из отряда «А» принимали участие в организации общелагерных мероприятий, концертов и соревнований согласно включению в микрогруппы. Решение о том, кто из участников группы в каком мероприятии принимает участие решалось внутри микрогруппы.
Таким образом, разработанная нами программа развития социальной активности подростков в ДОЛ на основе включённости в различные формы самоуправления должна создать условия для развития социальной активности подростков, через включение детей в микрогруппы различной направленности и проведения мероприятий направленных на развитие коммуникативных и организаторских склонностей, развитие нравственных качеств. При соблюдении принципов и последовательности проведения мероприятий программы ожидается, что у участников программы не только будет сформировано представление об образе социально активного гражданина, но и будут приобретены соответствующие компетенции.
Литература:
- Тетерский, С. В. Детский оздоровительный лагерь. Воспитание, обучение, развитие: практическое пособие / С. В. Тетерский, И. И. Фришман. — Москва: Аркти, 2007. — 104 с.