Социальная активность, её сущность и особенности формирования у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Никифорова, А. А. Социальная активность, её сущность и особенности формирования у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря / А. А. Никифорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119304/ (дата обращения: 16.11.2024).

Препринт статьи



В статье авторы раскрывают социальную активность, её сущность и особенности формирования у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, социальная активность, подростки.

Развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Существует множество определений данного понятия.

В работах К. А. Абульхановой, М. Андреевой, Л. И. Божович, А. В. Брушлинского, А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и других учёных социальная активность определяется как степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.

В работах известного русского философа, психолога и педагога В. В. Зеньковского можно найти упоминания о социальной активности как одном из видов деятельности. Он выделял важность развития социальной активности у детей в своих исследованиях по социальному воспитанию. По мнению Зеньковского, социальная активность заключается в развитии «вкуса» к сотрудничеству и взаимопомощи, способности преодолевать собственные эгоистические цели и стремления. По мнению Зеньковского, для развития социальной активности у детей необходимо формировать психическую готовность к действиям, а не просто один навык социального взаимодействия. Формирование социальных навыков у ребенка направлено на подготовку его к участию в общественной жизни, ориентируясь на социальные ценности и идеалы. Принцип солидарности направлен на подготовку специалистов, способных решать социальные проблемы и развивать взаимопомощь в обществе. [1].

Принцип социальной активности в детском оздоровительном в детском оздоровительном лагере предполагает, что дети будут участвовать в разнообразных мероприятиях, направленных на развитие социально-значимых навыков, включая образовательные, здоровьесберегающие, спортивные и развлекательные программы. В лагере создаются предпосылки для такого формирования, главным образом, через создание условий для детей, чтобы они могли получить индивидуальный социальный опыт.

Освоение данного процесса в детском оздоровительном лагере происходит в первую очередь за счет организации быта и повседневной деятельности группы. [3]. С одной стороны для быта в лагере характерны установленные правила и распорядок дня. С другой стороны, это позволяет создать стабильную и предсказуемую среду, что способствует комфортному существованию, во-первых, всего обыденного, происходящего с ребенком и взрослым в лагере в том виде, как оно есть.

Во-вторых, следует уделить внимание важности опыта и взаимоотношений, которые у ребенка уже имеются при приезде в лагерь. Поэтому основной задачей является установление связи с реальным миром через восприятие, понимание и преобразование его. Жизнь в лагере детского отдыха представляет собой особый образ жизни, который влияет на детей, вожатых и сотрудников лагеря в течение смены. Особое влияние оказывают архитектурно-планировочные особенности лагеря, такие как его близость к природе, уровень благоустройства, техническое оснащение и наличие инфраструктуры для проведения различных мероприятий.

Учитывая круглосуточное нахождение ребенка в ДОЛ, субъективную значимость приобретают характеристики, которые обеспечивают удобство решения естественно-культурных задач социализации, таких как самообслуживание и гигиена, а также способствующие возможности для обособления и уединения. [4].

Важную нормирующую роль в обеспечении безопасности и сохранении здоровья детей играет режим ДОЛ. Его целесообразность подтверждается традиционными законами жизни в лагере, такими как «закон времени» («ноль-ноль»), «закон территории» и «закон моря». [8]. Это задает определенный темпоритм в конкретном лагере, что помогает эффективно выполнять различные задачи. Система самообслуживания в детском оздоровительном лагере способствует развитию самостоятельности и ответственности у ребенка, когда он остается без прямого участия родителей.

Особую роль в решении задач развития социальной активности играет символическая культура, присущая ДОЛ, она проявляется через различные формы выражения, такие как девизы, лозунги, заповеди, кодексы, летописи, символы, ритуалы, церемонии, программные документы и формы. Этот элемент уклада ДОЛ играет важную роль в формировании его идентичности. Эмблемы в педагогическом учреждении несут в себе символическое значение и эмоциональную окраску, которая тесно связана с целями, задачами, ценностями и принципами деятельности организации. Они используются в повседневной практике учреждения. Символы в деятельности лагеря являются неотъемлемой частью его институциональной культуры, формируясь естественным образом исторически. Они отражают общие ожидания и характеристики жизни в лагере (такие элементы, как отряд, командир, рапорт, линейка и другие, сформировались еще в начале советской эпохи; огоньки и вожатские спектакли стали неотъемлемой частью истории «Орленка»; пионерская организация внесла свой вклад в образ детского лагеря как коллективной жизнедеятельности и т. д.) [9].

Знаки, имеющиеся в ДОЛ, играют важную роль в процессе взаимодействия сотрудников и руководства, являются важным элементом идентичности компании под воздействием особенностей окружающей среды (региональной, этнокультурной, религиозной и др.), особенностей управления, характеристик программ конкретного лагеря, профессионального подхода и других факторов. Сюда входят: миссия лагеря, утвержденные ценности, правила и нормы поведения, рабочая этика и стиль взаимоотношений с детьми и их родителями, внешний облик персонала, присутствие символов и ритуалов.

В детском оздоровительном лагере церемонии могут быть торжественными и связаны с символическими событиями из жизни лагеря, общественной жизни. Это могут быть торжественные сборы, ритуалы с участием атрибутов лагеря (знамя, флаг, памятный знак и др.), участие в почетном карауле, участие в парадах и церемониях почета героям, например, возложение гирлянд и другие. [9].

Обычаи, которые исполняются ежедневно, наполняют трудовую деятельность организации игровой и эмоциональной атмосферой. Они могут быть чрезвычайно функциональными, регулируя повторяющиеся действия, необходимые для эффективного функционирования организации, такие как передача дежурства или начало и завершение рабочего дня. Некоторые из них могут создавать эмоциональный фон для повседневной жизни организации, например, секретные приветствия для участников лагеря или игровые ситуации. Такие ритуалы, как передача «наказа» от смены к смене, способствуют укреплению взаимоотношений и создают особую атмосферу в коллективе. [10].

Церемонии поощрения и мотивации способствуют стимулированию желаемого поведения участников лагеря, вдохновляют их на достижения, укрепляют ценностное отношение к общей цели. Это могут быть традиции фотосессий с символикой лагеря, включение в почетный караул, присвоение почетных званий, выражение благодарности перед всем коллективом, награждение лучших участников, поздравление с успехами, вручение наград и символики, а также включение в историю лагеря и многое другое.

Символический аспект культуры детских оздоровительных лагерей является способом донесения до субъектов социального воспитания системы ценностей и моделей поведения, которые они должны принимать во внимание для того, чтобы быть активными участниками этого процесса, т. е. иметь хорошо развитую социальную активность [11].

Особую роль в развитии социальной активности в детском оздоровительном лагере у детей формируются в традициях, которые проявляются через различные способы: девизы, лозунги, заповеди, кодексы, летописи, символы, ритуалы, церемонии, программные документы и формы. Эти аспекты создают обстановку в детском оздоровительном лагере, которая является значимым источником передачи социальных навыков. Развитие социальной активности в ДОЛ реализуется в «сетке» взаимодействий, которые имеют свои особенности [6].

Во-первых, разнообразие взаимодействий, включающих не только вожатых и детей, но также: вожатый и коллеги (напарники), вожатый и обслуживающий персонал лагеря, вожатый и администрация лагеря, вожатый и родители детей. Также важно отметить, что круглосуточное пребывание детей, вожатых и персонала в лагере активизирует жизнь лагеря на всех уровнях — индивидуальном, групповом и коллективном. Это связано с особенностями существования временных коллективов в детском оздоровительном лагере.

В-третьих, ДОЛ предоставляют широкие возможности для обучения взаимодействию, способствуя формированию и развитию у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоению им способов практической реализации этой готовности. Особенностью ДОЛ является то, что обучение взаимодействию происходит прямо в процессе организации жизнедеятельности, используя различные технологии, такие как технологии КТД, проектной деятельности, технологии принятия групповых решений и разрешения конфликтов.

В-четвертых, специфическим каналом расширения индивидуального опыта и социальной активности в ДОЛ становится стимулирование самодеятельности через формы самоуправления и самоуправления. Самоуправление в ДОЛ может стать образом жизни всего лагеря или формой его самоорганизации. Оно связано с: необходимостью выработки коллективных решений; реализацией способности брать на себя часть общей работы; осуществлением контроля и самоконтроля за деятельностью; анализом проделанной работы и оценкой достигнутых результатов.

Развитие самоуправления в детском оздоровительном лагере зависит от этапов лагерной смены и от педагогической позиции вожатых. Формы самоуправления формируются в процессе коллективной организационной деятельности и методике коллективного творчества. Принципы реализации самоуправления, предложенные И. П. Ивановым используют поддержку микроколлективов (микрогрупп, советы дела и т. д.), чтобы максимально раскрыть потенциал каждого члена и чередует поручения, чтобы участники могли испытать себя в разных ролях — как руководители и подчиненные. [2].

Существуют различные виды самоуправления, которые широко распространены при организации самоуправления детей в ДОЛ [5]:

  1. Группы из 6–8 человек, которые эффективно справляются с различными задачами в начальной стадии формирования коллектива. Это помогает накопить опыт совместного решения задач и познакомиться друг с другом.
  2. Метод чередования традиционных поручений (МЧТП) предполагает разделение отряда на стабильные группы из 7–8 человек, которые в течение 3–5 дней занимаются выполнением различных задач (например, «группа для проведения досуга», «группа для сбора информации», «группа для декорирования», «группа для приятных сюрпризов», «дежурная группа», «спортивная группа» и другие). Этот подход позволяет развить навыки взаимопомощи, коллективного духа и ответственного поведения.
  3. Инициативные группы представляют собой временные органы коллектива, которые формируются из заинтересованных лиц с целью подготовки общих инициатив и взятия на себя ответственности за их осуществление.
  4. Творческие группы — это временные команды, состоящие из самых опытных детей в определенной области, которые избираются для выполнения общего проекта.
  5. Рекомендация состоит в создании временного органа коллектива лагеря, который будет включать представителей всех отрядов для координации и проведения общих мероприятий. Эффективность самоуправления в ДОЛ зависит от различных аспектов, таких как коллективная организационная деятельность, система реальных прав и ответственности участников (детей и вожатых), формальная и неформальная структура коллектива, педагогическая поддержка, а также методическое обеспечение для помощи детям в самоуправлении.

Социально-воспитательный эффект самоуправления в ДОЛ возможен в том случае, когда существует реальное действие, в котором дети решают задачи реализации собственной активности, осуществляют собственные полномочия, выполняют свои обязанности. Доминирующий стиль отношений в лагере, система сменяемости функционеров самоуправления, импровизация как один из главенствующих способов в подготовке и проведении различных отрядных, межотрядных и общелагерных дел создает ситуацию самореализации в той или иной сфере, что влечет за собой развитие социальной активности.

Активность, инициатива, самостоятельность, готовность к принятию социальной ответственности и высокий уровень социально-профессиональных умений — все это личностные качества, которые приобретают подростки благодаря своей социальной активности. [7].

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что стимулирование социальной активности учащихся является одним из ключевых аспектов современной образовательной практики. Социальная активность — это проявление активного отношения личности к обществу, что отражает изменение ее статуса с объекта на субъект.

Повышение уровня социальной активности среди подростков заключается в подготовке его к социальной жизни с точки зрения социального идеала. В детском оздоровительном лагере принцип социальной активности предполагает включение обучающихся в социально-значимую деятельность, которая сопровождает ребенка на протяжении всего времени пребывания в лагере. Благодаря развитию социальной активности подростков, мы формируем активную, инициативную и самостоятельную личность, способную принимать решения и нести за них ответственность.

Литература:

  1. Зеньковский В. В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов / В. В. Зеньковский. — Екатеринбург: Деловая кн., 1995. — 346 с.
  2. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя / И. П. Иванов. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  3. Иванова, И. В. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков / И. В. Иванова, М. И. Рожков, Т. В. Машарова, Л. В. Байбородова, Т. В. Лушникова; под редакцией И. В. Ивановой. — М.: РУСАЙНС, 2020. — 132 с.
  4. Ковалева, Т. М. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения / Т. М. Ковалева, М. Ю. Жилина // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. — 2010. — № 1(43). — С. 84–91.
  5. Лактионова, А. И. Формирование жизнеспособности подростков / А. И. Лактионова // Психология человека и общества: научно-практические исследования. — М.: РАН, 2014. — С. 224–247.
  6. Листопадов, Ю. Г. Роль государства и общественных объединений в организации детского летнего отдыха в России / Ю. Г. Листопадов // Государство, общество, церковь в истории России XX века: сборник материалов XIII Международной научной конференции. — Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2014. — С. 522–527.
  7. Мареева, А. С. Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере в контексте неформальности и информальности / А. С. Мареева // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 6 (79). — С. 280–283.
  8. Полякова, Н. А. Организация дополнительного образования в системе отдыха и оздоровления детей: учебно-методическое пособие для педагогических работников детских оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей и педагогов дополнительного образования, осуществляющих деятельность в системе отдыха и оздоровления детей / Н. А. Полякова, Е. А. Мигунова, О. И. Мочалова. — Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. — 136 с.
  9. Психология совместной деятельности малых групп и организаций / отв. Ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 2001. — 321 с.
  10. Тетерский, С. В. Детский оздоровительный лагерь. Воспитание, обучение, развитие: практическое пособие / С. В. Тетерский, И. И. Фришман. — М.: Аркти, 2007. — 104 с.
  11. Царегородцева, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере / Е. А. Царегородцева // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 5. — С. 55–60.


Задать вопрос