Развитие навыков и подходов педагога XXI века как условие качества реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Параева, С. Е. Развитие навыков и подходов педагога XXI века как условие качества реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / С. Е. Параева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119307/ (дата обращения: 16.11.2024).

Препринт статьи



Народная мудрость гласит: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт день. Но научи его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». А Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что дети решают сложнейшие задачи в рамках учебного занятия, но оказавшись в обычной жизни, не могут преодолеть элементарных трудностей. Как близок мне посыл Василия Александровича, как его подход к обучению близок к концепции современного образования ФГОС, в основе которого лежит личность человека и системно-деятельностный подход к обучению. Ведь педагог — это явление вечности, с одной стороны. Мы бережно храним и передаем опыт, впитанный нами с ранних лет. С другой стороны, это явление постоянно меняющееся. Педагоги всех времен — новаторы. Поэтому моя профессия — это путь. Может быть, я движусь прямолинейно, а возможно, по спирали, а возможно, и по более сложной траектории. Так что вечный двигатель уже изобрели, вечным двигателем является педагог XXI века.

Педагог XXI века — это кинематографист. Профессия педагога для меня сродни режиссерской профессии. Задача учителя — режиссировать образовательный процесс, а ученик для него — главный актер. Моя мечта провести идеальный урок, чтобы он был похож на хороший добрый фильм. Он должен иметь четкую композиционную структуру, основанную на ФГОС, но при этом каждый этап урока должен проходить и вписываться в композицию естественным образом, чтобы ни на одном этапе обучающийся не смог почувствовать фальши и искусственности образовательного процесса. Построить урок по лучшим законам гармонии и искусства «чтобы нельзя было ничего добавить и ничего отнять». Задача педагога-режиссера — дать возможность актеру раскрыться, открыть душу миру, приобрести свой индивидуальный стиль в творчестве, принять себя, полюбить себя, уважать свой труд, бережно к нему относится, как и говорил В. А. Сухомлинский. Даже задача изобразительного искусства не реалистичное фотографическое воспроизведение действительности, а создание художественного образа, пропущенного сквозь призму личностного восприятия ее художником.

Педагог XXI века — это мастер-скульптор. Задача скульптора всеми пластическими способами обработки материала высечь из гранита науки модель образовательного процесса таким образом, чтобы обучающийся смог не бесполезно пытаться разгрызть камень и получить в результате своей работы пыль, песок и испорченные «зубы», а извлечь нечто полезное. Поэтому задача скульптора-формовщика отчеканить форму подачи учебного материала, чтобы она напоминала съедобный и полезный орех. Пусть разгрызть его порой бывает нелегко, но скульптор-литейщик конструктивными способами заполнит его содержание, таким образом, чтобы результат труда, превратился в нечто полезное и вкусное, как мякоть плода орехового дерева — «Древа познания», «Древа жизни».

Педагог XXI века — это архитектор. Бурным потоком на нас движется информация, с ней волна новых технологий, массовой культуры и китч. А на встречу этого бурного потока пузырьки не в полной мере сформированной души ребенка. Пузырьки эмоционально-ценностного вакуума. Педагог должен успеть построить Гидроэлекстростанцию, помочь обучающимся ориентироваться в этом потоке, критически относиться к информации, структурировать ее, выделять главное, пропускать через фильтр эмоционально-ценностных ориентиров. Педагог должен успеть заполнить пустоты, преодолеть жизненные трудности до того момента, когда этот поток проникнет в жизнь ребенка. А что как ни художественное творчество, положительно влияет на так называемые трудности подростка, помогает преодолеть ему чувство отчуждения, «наполнить ценностный вакуум». В условиях общего светского образования искусство — это область, в которой можно закономерно совершать эмоционально-нравственное развитие растущего человека и высших духовных ценностей его народа и человечества. А если этого не происходит, то человек растет бездушным, если общечеловеческие ценности ему чужды, то чем успешней он будет во всех остальных отношениях, тем хуже.

Моя методическая тема — «Технология проектной деятельности на уроках изобразительного искусства». Сущность работы состоит в создании системы работы над художественным произведением, направленной на формирование и развитие УУД учащихся. Данная система является комбинаторной, т. к. сочетает известные, но творчески видоизмененные методы и формы обучения и представляет собой единое целое по развитию УУД. Под понятием «проект» понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям обучающихся. До недавнего времени оно использовалось преимущественно в технической сфере. Мы используем метод проектов в сфере, далёкой от техники — в изобразительном искусстве. Новизна этого метода заключается в технологичном подходе к организации изобразительной деятельности, формировании у обучающихся надпредметных умений (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество) и расширении арсенала изобразительных средств с целью достижения наибольшей художественной выразительности.

Результатами нашей работы я вижу динамику личностных достижений обучающихся. Плодами того самого «орехового дерева», является повышение качества работ, и наличие творческого продукта изобразительной деятельности. А также для реализации многоуровневой системы оценивания результатов образовательной деятельности по ФГОС очень важна практическая значимость проекта, участия обучающихся в конкурсах и конференциях. Создание условий для признания, получение оценки качества работ на всех уровнях. За полтора года работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) мы создали с нахимовцами разные проекты: военная панорама в честь памятипогибшим при исполнения служебного долга в Афганистане, Сирии, Эфиопии, плакаты на Всероссийский конкурс Министерства обороны «Родная армия», плакат-открытка к дню города, традиционный городской конкурс «Я люблю мой город», декоративные маски в технике папье-маше, роспись тарелок в технике мозаика и другие. Целью одного из последних проектов является создание «Светильников-маяков» в технике витраж на открытие ледового катка и бассейна. Каждый модуль из оргстекла представляет собой триптих. Темой композиций является история становления Военно-морского флота Российской Федерации и героический подвиг солдата-моряка всех времен, начиная с древности и заканчивая современностью.

Педагог XXI века — это путешественник. И, обращаясь к образу дороги в изобразительном искусстве, я надеюсь, что мой путь, это не путь «Витязя на распутье» Виктора Васнецова, а мой путь — это дорога к Храму. К храму человеческой души.



Задать вопрос