Для формирования гармоничной личности и установления эффективного типа взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться близкий, любящий и понимающий взрослый человек. Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание и развитие личности, является семья. С точки зрения психологии, семья рассматривается как система, каждый член которой влияет на других и испытывает на себе влияние. Но наибольшее значение все-таки придается эмоциональным отношениям между детьми и родителями. Именно они оказывают наибольшее влияние на формирование той позиции, которую в дальнейшем будет занимать ребенок, на его самооценку, общительность и любознательность.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая с детьми свои надежды, возможно, ожидают, что они реализуют их неосуществленные мечтания. Однако близкие ребенка с ограниченными возможностями здоровья не имеют оснований надеяться на многое, в результате чего создается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. А. С. Спиваковская отмечает, что родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениями психофизического развития, отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях, имеющих здоровых детей, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка. Появление ребенка с нарушениями развития в семье, означает рост материальных, психологических, эмоциональных, физических нагрузок. Не случайно, такая семья относится к особому типу — семье повышенного риска, где возможны стрессы, депрессии, сложности во взаимоотношениях между супругами.
В нашей стране нарушения развития ребенка воспринимается родителями особенно остро, зачастую как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, родители оказываются глубоко потрясенными, и длительное время находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения, и волнующих вопросов: «Почему мой ребенок не может быть таким же, как другие дети?» «Как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанным с заболеванием малыша?» «Можно ли его вылечить?» и т. п. Реакция родителей на дефект ребенка бывает обусловлена как их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни, так и особенностями личности. Особенно значимы личностные качества матери.
Неврологический дефект ребенка и личностные особенности родителей определяют и своеобразие внутрисемейных отношений. Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от отношения и стиля воспитания, которого придерживаются родители. Исследования Ю. В. Микляевой показали, что в семьях, где есть дети с отклонениями в развитии: 55 % родителей переоценивают возможности своих детей, предъявляя излишне высокие требования к их развитию; 40 % — недооценивают возможности своих детей, создавая для них «тепличные» условия; и лишь только 5 % родителей адекватно оценивают возможности своих «особых» детей.
Показательным является тот факт, что значительная часть родителей не стремится к сотрудничеству со специалистами. Анкетирование родителей воспитанников ДОУ, проведенное авторами, показало, что они в большинстве своем не осознают особые образовательные потребности ребенка, сводя свою роль к «выращиванию» его в максимально щадящих условиях.
На начальном этапе организации сотрудничества психолога с семьей организуется сбор информации о социально-экономической, психолого-педагогической ситуации жизни ребенка. Для этого анализируют анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. К ним относятся — дата рождения ребенка, сведения о родителях (возраст, образование, место работы), а также родственниках, принимавших участи в воспитании ребенка. Необходимы и социальные характеристики семьи: состав семьи, жилищные условия, среднемесячный доход, характер взаимоотношений между родителями, воспитательные функции по отношению к ребенку.
Познакомившись с историей развития ребенка, условиями его жизни, психологу необходимо перейти к анализу семьи, в которой он воспитывается. В первую очередь нужно познакомиться с родительскими установками и стилем воспитания. В этом Вам помогут методики диагностики детско-родительских отношений, позволяющие оценить психологический климат в семье «глазами родителей» и «глазами ребенка». Аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью специальных методик:
Важно определить для себя, на каком этапе кризиса в связи с принятием факта нарушения находится конкретная семья. Психологам и педагогам приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать со специалистами.
Считается, что кратковременные беседы психологов с родителями вне плана — разговоры на ходу, по мере возникновения проблем, являются педагогически более целесообразными, чем заранее подготовленные выступления и сообщения. На данном этапе также можно использовать, зарекомендовавшие себя, беседы-консультации по поводу конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашенных специалистов разных направлений или одних родителей.
С момента обнаружения нарушения развития ребёнка, родителей необходимо информировать о результатах его обследований и обсуждать с ними, не отклоняясь от норм профессиональной этики и учитывая их индивидуальные особенности. Родители также должны быть информированы о целях индивидуальной программы сопровождения ребёнка, об ожидаемых результатах. Все утверждения должны быть гибкими, продуманными и осторожными. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу по реабилитации их ребенка и формированию у них адекватной оценки ситуации, реальных возможностях и перспектив ребенка.
Уже на начальном этапе необходимо прогнозировать возможную степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости,
материального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий); оценивать степень их готовности к сотрудничеству. На практике нередки случаи, когда на начальных этапах родители выражают полную готовность сотрудничать, но, столкнувшись с трудностями, быстро прекращают его. Поэтому родителей, с первой встречи необходимо готовить к сотрудничеству. Для этого необходимо обеспечить их мотивационную включенность в коррекционно-развивающую работу с ребенком.
Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами в комплексной медико- психолого-педагогической помощи детям?
– верить в важность и необходимость совместных действий, поднимать авторитет семьи;
– воспринимать ошибки в работе, как создание новых возможностей для развития;
– учитывать интересы родителей;
– опираться на жизненный опыт родителей. Организуя работу с родителями необходимо принять к сведению их соображения, объективно оценить их;
– обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках;
– верить, что любая семья имеет сильные стороны.
Практический опыт работы с родителями показывает, что начинать включение семьи ребенка во все сферы реабилитации, воспитания и обучения следует с того ее члена, который наиболее подготовлен к этому — морально, физически и психологически.
Для того, чтобы Ваше взаимодействие с родителями в процессе разнообразных форм совместной работы было более продуктивным и эффективным, в первую очередь, убедитесь, насколько правильный тон вы подобрали при общении. Как бы родители ни относились к нарушению своего ребенка, постоянное использование в беседе с ними таких профессиональных терминов, как «дефект», «недостаток», «нарушение», вызывает естественную реакцию протеста, и как следствие, негативное отношение к Вам как специалисту. Поэтому при общении с родителями придерживайтесь следующих правил:
– не используйте в диалоге с родителями вышеназванные термины, заменяя их более нейтральными: «трудности», «проблемы» и т. п.;
– не подчеркивайте особенности того или иного ребенка, в присутствии нескольких родителей;
– в беседе сначала обязательно сообщайте родителям об успехах его ребенка. Многие родители не меньше ребенка нуждаются в поддержке и поощрении, а так как успехи в проводимой работе появляются не сразу, и на определенном этапе может возникнуть ощущение случае — что-либо положительное. беспомощности и бесполезности прилагаемых усилий, то в любом
– о трудностях говорите в мягком, понимающем тоне. У родителей должно оставаться общее благоприятное впечатление о возможностях ребенка в преодолении дефекта.
– используйте примеры из Вашего личного опыта.
Доброжелательный, доверительный тон вызывает расположение и симпатию родителей, они с готовностью выполнят Ваши рекомендации, и тем самым, помогут ребенку преодолеть имеющиеся трудности.
Соблюдение этих рекомендаций позволит Вам включить родителей в коррекционную работу с ребенком, тактично снять напряженность, что в свою очередь поможет изменить их позицию по отношению к воспитанию ребенка с последствиями ППНС, а также сформировать адекватные формы взаимодействия с ним.
Литература:
- Володин Н. Н., Рогаткин С. О., Шкловский В. М., Асмолова Г. А. Формализованные подходы к оценке нервно-психического развития детей раннего возраста с перинатальной патологией//Российский Вестник перинатологии и педиатрии. — 2003. — No 6.
- Волосовец Т. В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России//Дефектология. 2003. — No 4.
- Гузеев Г. Г. Общая психодинамическая модель поведения семьи в процессе консультирования. Современные методы исследования по проблеме учебной и трудовой деятельности аномальных детей /Под ред. И. Т. Власенко.- М., 1990.
- Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М., 2001.
- Классификация перинатальных поражений нервной системы у но- ворожденных. Методические рекомендации Минздрава РФ. — М., 2000. 22. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/Под ред. Л. М. Шипицыной. — СПб., 2003.
- Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями//Дефектология. — 2000.
- Мастюкова Е. М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991.
- Минияров В. М. Психология семейного воспитания. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
- Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. — Ярославль, 2002.
- Основы специальной психологии/Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2003.