В настоящей статье рассматриваются теоретико-правовые аспекты участия прокурора в административном судопроизводстве, его особенности и проблемы, анализируются процессуальный статус прокурора и объем его полномочий в административном судопроизводстве, формы и порядок участия прокурора в административном судопроизводстве.
Ключевые слова: административное судопроизводство, прокурор, процессуальные особенности, полномочия.
Вопросы охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина от незаконных действий или решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц не теряют своей актуальности и продолжают находиться под особым вниманием законодателя, правоприменителей и ученых. Это вполне объяснимо сущностью правоотношений, которые складываются между властным субъектом с одной стороны и подвластным с другой. Однако, вне зависимости от наличия или отсутствия тех или иных полномочий, того или иного статуса у субъектов таких правоотношений для уравновешивания их интересов, разрешения возникающих между ними споров и восстановления нарушенных прав в
Российской Федерации осуществляется административное судопроизводство, одним из особых участников которого является прокурор.
В российском законодательстве и правоприменительной практике роль и значение прокурора трудно переоценить, так как его деятельность направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [1].
Анализируя процессуальное положение и статус прокурора в административном судопроизводстве наиболее правильной представляется позиция ученых и правоприменителей, согласно которой прокурор является самостоятельным участником административного судопроизводства, осуществляющим законоохранительную функцию [2, с. 103] на всех его этапах и содействующим отправлению правосудия [3, с. 5–6] по административным делам. Также в дополнение этой позиции важно отметить, что прокурор как участник административного судопроизводства не является субъектом спорного материального правоотношения, он выступает представителем государства в конкретном судебном разбирательстве, в котором отстаивает публичный интерес, обусловленный его компетенцией.
Таким образом, можно резюмировать, что обозначение прокурора как участника административного судопроизводства иными терминами (например, процессуальным или административным истцом, стороной и т. д.) является некорректным. Вместе с тем, в действующей редакции Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации существуют некоторые противоречия, касающиеся процессуального положения прокурора в административном судопроизводстве и затрагивающие случаи обращения прокурора в суд с заявлением в интересах определенного лица [4, с. 16]. Например, статья 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит прокурора к лицам, участвующим в деле, отделяя его от иных участников административного судопроизводства. Вместе с тем, в статье 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законодатель, раскрывая правовой статус и состав сторон, относит прокурора к административному истцу [5].
Анализируя процессуальный статус прокурора в административном судопроизводстве нельзя не упомянуть об имеющихся у него полномочиях, закрепленных в наиболее полном объеме в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», а также конкретизирующихся в статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве». Согласно положениям, закрепленным в указанных нормативных правовых актах, прокурор как участник административного судопроизводства участвует в рассмотрении административных дел судами; обжалует противоречащие закону решения, определения и постановления судов; предъявляет и поддерживает в суде заявление (административное исковое заявление); вступает в процесс и дает заключение, если того требует закон; рассматривает обращения о проверке законности и обоснованности судебных постановлений по административным делам.
Также, учитывая, что прокурор является лицом, участвующим в деле, на него как на участника административного судопроизводства распространяются права и обязанности, присущие лицам участвующим в деле, закрепленные в статье 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Данные права и обязанности также относятся к полномочиям прокурора в административном судопроизводстве.
Реализация рассмотренных полномочий прокурора осуществляется в трех формах:
1) обращение в суд с заявлением (административным исковым заявлением) в защиту прав, свобод и законных интересов граждан при наличии определенных законом обстоятельств, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
2) вступление в судебный процесс и дача заключения по административному делу;
3) обращение в суд о пересмотре судебных актов путем подачи апелляционных, кассационных, надзорных представлений [4, с. 16].
Стоит отметить, что основными и наиболее распространенными на практике являются первая и вторая формы участия прокурора в административном судопроизводстве, что обусловлено высокой эффективностью реализации полномочий прокуроров в судах первой инстанции при рассмотрении административных дел и, как следствие, вынесением судом таких законных и справедливых решений, которые удовлетворяют интересы всех заинтересованных участников административного судопроизводства. Поэтому по некоторым административным делам участие прокурора в третьей форме утрачивает свою необходимость.
Формы участия прокурора в административном судопроизводстве имеют свою специфику и особенности. Так, подача прокурором административного искового заявления в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд должна быть обоснована невозможностью предъявления такого заявления самим гражданином [5].
Важно отметить, что в российском законодательстве отсутствует перечень таких уважительных причин, их наличие или отсутствие устанавливает суд на основании доказательств, представленных прокурором. Другой не менее важной особенностью участия прокурора в административном судопроизводстве в форме обращения в суд с административным исковым заявлением является параллельное вынесение им соответствующих ситуации актов прокурорского реагирования, направленных на пресечение, предупреждение правонарушений и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности [4, с. 16].
Вступление в судебный процесс и дача заключения по делу как форма участия прокурора в административном судопроизводстве имеют место быть в случаях, предусмотренных Разделом IV Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, где закреплены категории административных дел, участие прокурора в которых является обязательным.
Важным и дискуссионным аспектом участия прокурора в административном судопроизводстве является то обстоятельство, что прокурор может участвовать в административном судопроизводстве только в одной из двух указанных форм. Данное требование установлено частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и абзацем 5 пункта 6 Приказа Генерального прокурора России «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве».
Порядок участия прокурора в административном судопроизводстве предполагает его тщательную подготовку к судебному заседанию, детальное изучение материалов дела, анализ законодательства и судебной практики по спорным правоотношениям [6]. Ведь от качества выполнения этих действий зависит законность рассмотрения и разрешения конкретного административного дела. При правильной организации подготовки участия прокурора в административном судопроизводстве непосредственно перед судебным заседанием прокурор будет располагать всей необходимой информацией по административному делу, что позволит ему сформулировать правовую позицию по данному делу.
Подводя итог, следует отметить, что участие прокурора в административном судопроизводстве выступает одним из важных направлений деятельности российской прокуратуры, задачами которого является защита публичных интересов и интересов граждан, а также обеспечение законности на всех его стадиях.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- Юдельсон К. С. Советский гражданский процесс. М. 1956.
- Власов А. А. Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве (по ГПК РФ и АПК РФ 2002 года): методическое пособие. М. 2004.
- Булгакова Л. С. Участие прокурора в административном судопроизводстве в схемах и таблицах: учебное пособие. Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
- Приказ Генерального прокурора России от 11.01.2021 № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» // Законность. № 2. 2021.