Характер регулирования правоотношений, складывающихся по поводу оказания платных ветеринарных услуг имеет особую значимость как для государства в контексте обеспечения продовольственной и эпизоотической безопасности, так и для общества на любом этапе своего развития.
Актуальность исследования состоит в том, что на фоне возрастающей востребованности ветеринарных услуг, проблема складывающихся по их поводу правоотношений остается малоизученной и редко упоминаемой в юридической литературе, анализ правовых основ института оказания платных ветеринарных услуг позволяет определить основные характеристики договора оказания платных ветеринарных услуг и выделить существующие проблемы в этой сфере.
Цель данной статьи состоит в выделении основных характеристик договора оказания платных ветеринарных услуг и выявлении существующих пробелов и проблем в этой сфере.
В настоящее время правоотношения по оказанию платных ветеринарных услуг регулируются главным образом нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащимися в главе 39 «Возмездное оказание услуг», Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979–1 «О ветеринарии», Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг».
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «ветеринарные услуги», предоставляя только достаточно широкое определение термина «ветеринария», которое позволяет определить общую направленность ветеринарной деятельности.
Так, в статье 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии» указывается, что под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиту населения от болезней, общих для человека и животных [2].
Вместе с тем, законодатель определяет перечень платных ветеринарных услуг, относя к ним:
– клинические, лечебно-профилактические, ветеринарно-санитарные, терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические мероприятия, иммунизация (активная, пассивная), дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дегельминтизация;
– все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения;
– исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с продажей племенных животных, с участием их в выставках и соревнованиях;
– определение стельности и беременности всех видов животных, получение и трансплантация эмбрионов и другие мероприятия, связанные с размножением животных, птиц, рыб, пчел и их транспортировкой;
– консультации (рекомендации, советы) по вопросам диагностики, лечения, профилактики болезней всех видов животных и технологии их содержания;
– кремация, эвтаназия и другие ветеринарные услуги [4].
Как видно, данный перечень является открытым, что позволяет оказывать ветеринарными специалистами и организациями на платной основе иные услуги, которые по общей своей направленности и характеру могут быть отнесены к ветеринарным.
Законодатель также в статье 1 Правил оказания платных ветеринарных указывает, что «потребитель» — гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий, приобретающий или использующий ветеринарные услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «исполнитель» — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие ветеринарные услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания ветеринарных услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги [1].
Из комплексного анализа данных положений следует, что:
– данный договор оказания платных ветеринарных услуг является возмездным, так как предусматривает обязанность заказчика по оплате оказанных услуг;
– предмет договора оказания платных ветеринарных услуг — услуги, которые по своему характеру могут быть отнесены к ветеринарным;
– исполнителем по договору оказания платных ветеринарных услуг должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
– заказчиком платных ветеринарных услуг — физическое лицо, которое обращается за оказанием ветеринарных услуг для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом законодателем не указывается, что заказчик услуги обязательно должен быть владельцем животного. Данное обстоятельство в случае обращения за оказанием платных ветеринарных услуг не владельца животного создает дополнительные риски и сложности при разрешении споров, поскольку владелец животного может выступать против вида, характера и перечня оказанных услуг его животному, которые были согласованы исполнителем с лицом, обратившимся за оказанием ветеринарных услуг, и по иным причинам. Данное обстоятельство обуславливает включение права на отказ исполнителя в оказании платных ветеринарных услуг в договор [6, с. 89].
– поскольку права и обязанности сторон по договору платных ветеринарных услуг возникают с момента его заключения, то он является консенсуальным.
Требования к качеству по договору платных ветеринарных услуг действующим законодательством конкретно не урегулированы. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых услуга такого рода обычно используется [3].
Имеются и отдельные нормативные правовые акты, регулирующие качество предоставляемых услуг, для отдельных видов договора возмездного оказания услуг, одни из них: Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» и подзаконные акты, которые регулируют договор о возмездном оказании услуг, с учетом его предмета. Однако все приведённые акты не учитывают специфики анализируемого нами договора, т. к. услуги хоть и оказываются в отношении объекта гражданского права, но последний является «одушевленным», хотя и не способным самостоятельно выразить и реализовать собственную волю [5, с. 32].
Конечный результат оказания ветеринарных услуг в значительной степени связан с состоянием организма животного, его возрастом, индивидуальной реакцией на проводимые манипуляции, вводимые препараты и сопряжен со значительным риском. По этой причине требований к качеству оказываемых ветеринарных услуг находятся в тесной связи с видом оказанных услуг, вышеуказанными характеристиками, действиями владельца животного непосредственно после оказания ветеринарных услуг (соблюдение рекомендаций, лечебно-профилактического режима, выполнение необходимых исследований и лечебных манипуляций).
Таким образом, договор платного оказания ветеринарных услуг является возмездным, консенсуальным, его сторонами является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (исполнитель) и физическое лицо, приобретающее услуги для не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности целей (потребитель).
Отсутствие указания на то, что потребителем по договору платных ветеринарных услуг должен быть владелец животного создает дополнительные риски и сложности при разрешении споров. Данное обстоятельство также осложняется невозможностью закрепления требований к качеству оказанных по договору платных ветеринарных услуг.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 08.08.2024) // Российская газета. 1994. № 238–239.
- Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии» (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2024) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 24. Ст. 857.
- Закон Российской Федерации от 7.021992 N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. вступ. в силу с 08.08.2024) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 766.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 г. N 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг» (с изм. и доп. вступ. в силу с 04.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 33. Ст. 4012.
- Котова В. А. Правовая природа и проблемы применения договора возмездного оказания ветеринарных услуг // Теория права и межгосударственных отношений. — 2021. Т. 1. — № 2(14). — С. 29–35.
- Уланова О. И. Правовые основы оказания ветеринарных услуг // Инновационные технологии в зоотехнии и ветеринарии: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Пензенского государственного аграрного университета, Пенза, 17–18 июня 2021 года. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. — С. 86–90.