Влияние ученического наставничества на развитие школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Халатова, А. В. Влияние ученического наставничества на развитие школьников / А. В. Халатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119342/ (дата обращения: 16.11.2024).

Препринт статьи



Ученическое наставничество является современным способом развития не только отстающих учеников, но и самих детей-наставников. Так, применение данной технологии в отличие от модели «учитель-ученик» имеет двусторонний эффект. Несмотря на эффективность применения ученического наставничества, данная технология используется ограниченно.

Ключевые слова: наставничество, ученическое наставничество, пришкольный лагерь.

На сегодняшний день возможности ученического наставничества не до конца эффективно используются в современных школах. Так, анализ нормативно-правовой базы в данной области [1] позволил определить, что в большинстве положений отмечается перспектива его использования, но в большей степени акцент здесь сделан на следующих видах наставничества:

— модель «учитель-ученик»;

— модель «ученик-ученик».

Данная тенденция свойственна и МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск». Образовательная организация расположена в Амурской области. В соответствии с профилем своей деятельности МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск» осуществляет следующие направления:

— основная образовательная программа начального общего образования;

— основная образовательная программа основного общего образования;

— основная образовательная программа среднего общего образования;

— адаптированная основная образовательная программа основного общего образования.

Было доказано, что система ученического наставничества (формат «ученик-ученик») в процессе организации пришкольного лагеря для обучающихся младших классов в МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск», несмотря на освещение важности ее формирования в Положении о наставничестве [2] — отсутствует. Так, в образовательной организации имеется только целевая программа наставничества формата «учитель-учитель» и сравнительно ограниченно освещается модель «учитель-ученик». Было сделано предположение, что реализация модели «ученик-ученик» позволит не только восполнить образовательные, поведенческие и личностные проблемы отстающих, но также и позволят развивать непосредственно школьников-наставников. Для подтверждения данного предположения были применены следующие методики оценки потенциала наставника из числа школьников, это:

— оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой) [4, с. 23];

— методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) [5, с. 96];

— диагностика лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого [3, с. 241].

В исследовании приняли участие 26 детей — ученики 3 класса МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск».

Результаты применения первого модуля предложенной методики представлены на рисунке 1.

Результаты применения методики оценки школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

Рис. 1. Результаты применения методики оценки школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

Таким образом, в соответствии с представленными параметрами, в рамках данной методики потенциалам к наставничеству обладают следующие дети: Дарья А., Софья В., Светлана Г., Анжела Е., Михаил З., Елена К., Константин П., Никита С. и Никита Х. С другой стороны, были обнаружены и дети, которым нужна помощь — это Эдуард Б., Афанасий К., Иосиф Р., Мария С., Анастасия С. и Оксана Ч.

Желание высокой успеваемости у девяти выявленных детей отражены на рисунке 2.

Результаты применения методики для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой)

Рис. 2. Результаты применения методики для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой)

Таким образом, все почти все дети, выявленные в результате применения первой методики, демонстрируют позитивную учебную мотивацию, за исключением Михаила З и Елены К.

Последний блок исследования позволил определить наличие лидерского и организационного потенциала у потенциальных наставников: результаты оценки представлены на рисунке 3.

Результаты диагностики лидерских способностей (методика Е. Жарикова, Е. Крушельницкого)

Рис. 3. Результаты диагностики лидерских способностей (методика Е. Жарикова, Е. Крушельницкого)

Анализируя результаты трех примененных методик, были сделаны следующие выводы:

— Дарья А., Софья В., Никита С. и Никита Х. полностью соответствуют требуемым параметрам к наставнику в области поведенческого типа, ориентиров школьной успеваемости и наличия лидерского и организационного потенциала;

— Светлана Г. не соответствует требуемым параметрам к наставнику в области ориентиров школьной успеваемости (преобладают индивидуальные мотивы и потребности);

— Анжела Е. не соответствует требуемым параметрам к наставнику в области поведенческого типа и ориентиров школьной успеваемости (преобладают индивидуальные мотивы и потребности);

— Константин П. не соответствует требуемым параметрам к наставнику в области поведенческого типа, ориентиров школьной успеваемости (преобладают индивидуальные мотивы и потребности) и в развитости лидерских и организационных качеств.

Здесь следует отметить, что в будущем Светлана Г., Анжела А. и Константин П. могут быть включены в программу развития наставников.

Для развития потенциала наставника была создана программа наставничества для школьников, которая была реализована с 01 мая по 30 мая 2024 г. Программа состояла из шести занятий, имеющих следующие цели:

— определить мотивационную готовность наставников участвовать в программе наставничества;

— развить необходимые навыки у наставников;

— закрепить полученные знания и навыки наставниками в рамках практической деятельности;

— определить готовность наставников участвовать в программах наставничества в профильных сменах.

В программе развития наставников приняли участие все семь детей, но апробировать полученные знания и навыки удалось только двум — это Дарья А. и Никита С. Дети по итогам обучения попали в пришкольный лагерь и смогли участвовать в программе наставничества отстающих (Иосиф Р. и Анастасия С.). Согласно результатам наблюдения, они не только в полной мере реализовали программу наставничества в интересах отстающих детей, что позволило снизить их тревожность, повысить вовлеченность, улучшить эмоциональное состояние Иосифа Р. и Анастасии С., но также:

— Дарья А. помогала не только наставляемому, но и другим детям, что позволило существенно увеличить их адаптацию в коллективе;

— Никита С. активно участвовал в организации мероприятий и мастер-классов, практически полностью взял на себя ответственность за ряд задач, в частности — спортивных мероприятий.

Так, в рамках пришкольного лагеря наставниками оказывалась поддержка не только наставляемых, они также проявляли активность в помощи воспитателям.

По результатам завершения пришкольного лагеря повторно были применены методики оценки потенциала наставников, не только для детей, участвующих в программе наставничества, но в целом для всех семерых, прошедших обучение, и выявлено:

— детям, попавшим в пришкольный лагерь, удалось существенно улучшить свой потенциал как наставников;

— детям, не попавшим в пришкольный лагерь, удалось также увеличить свой потенциал как наставников, но их прогресс сравнительно ниже, чем у первой группы.

Следовательно, по результатам исследования, было определено:

  1. Ученическое наставничество оказывает позитивное влияние на наставляемых и позволяет им преодолеть школьные и личностные кризисы.
  2. Участие в программах развития качеств наставника позволило получить определенный прирост в навыках детей.
  3. Существенных результатов удалось добиться при апробации полученных знаний и навыков в рамках пришкольного лагеря.

Таким образом, доказано, что наибольшую эффективность программы развития ученического наставничества имеют при апробации полученных навыков и знаний в условиях реальной деятельности.

Литература:

  1. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
  2. Положение о наставничестве МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенск
  3. Александрова, Д. А. Наставничество как способ привлечения интереса младших школьников / Д. А. Александрова // Современные вопросы естествознания и экономики. — Прокопьевск, 2022. — С. 240–243. — ISBN 978–5–6047–9181–3
  4. Кижаева, Д. В. Дополнительное образование школьников в формате профильных смен/ Д. В. Кижаева, М. Ю. Кулебякина // Артек — событие. — 2019. — № 2 (20). — С. 21–25. — ISBN 2306–8906
  5. Рассохина, И. Ю. Наставничество в проектной деятельности школьников в условиях дистанционного взаимодействия/ И. Ю. Рассохина, З. А. Лагутина //Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2023. — № 2 (50). — С. 90–101. — ISBN 2220–3036


Задать вопрос