В рамках данной статьи рассматривается современная структура административно-процессуального законодательства, выявляются актуальные проблемы его развития, предлагаются рекомендации по совершенствованию путем разделения действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях на Кодекс РФ об административных правонарушениях и Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях. Происходящие в последние годы изменения в миропорядке привели к необходимости адаптации административного права к новым социальным, политическим и экономическим условиям. Исследование актуальных аспектов развития и направлений совершенствования административно-процессуального законодательства способствует улучшению правовой системы и повышает уровень правосознания граждан.
Ключевые слова: административно-процессуальное законодательство, административные правонарушения, развитие административно-процессуального законодательства, совершенствование административно-процессуального законодательства.
Спектр общественных отношений, которые регулируются административно-процессуальным законодательством, достаточно широк, что обусловливает наличие большого объема нормативных правовых актов, составляющих структуру последнего. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии ряда факторов, оказывающих существенное влияние на исследование проблемы развития административно-процессуального законодательства Российской Федерации в настоящее время. Среди указанных факторов особенно необходимо выделить следующие:
1) проводимая уже более 20 лет административная реформа, призванная ограничить государственное регулирование экономической деятельности и сократить функции уполномоченных на это государственных органов, но как показало время, значительно ухудшившая, как административно-правовое регулирование, так и административно-процессуальное регулирование, лишив их стабильности;
2) хаотичность и непродуманность административной реформы, которое заключается в том, что вновь принимаемые нормативные правовые акты, регулирующие отдельную группу общественных отношений, оказывают влияние не только на данные правоотношения, но и на правоотношения в рамках смежных отраслей права, а, следовательно, и на систему права в целом;
3) противоречивость теоретических подходов к предмету административного процессуального права, характеризующихся либо излишней узостью (когда рассматривается только судебный процесс, либо исключительно управленческий), либо чрезмерной широтой. Если излишне заузить область общественных правоотношений, которая регулируется административно-процессуальными нормами, то это лишит административный процесс самой его сути, а значит значительно изменит и административное правоприменение [1, с. 56].
Упорядочивание административных действий способствует объективности принятия процессуального решения, нивелирует вероятность допущения при этом ошибок. Поскольку при рассмотрении административного дела необходимо учитывать не только материальные, но и процессуальные нормы. Что же касается административно-правового регулирования разнообразных отношений, складывающихся в области государственного управления, то к этому следует подходить взвешенно и тщательно в плане детальности нормативного регулирования указанной сферы, чтобы не лишить административное регулирование всякого смысла. В этой связи не рекомендуется чрезмерная детализированность нормативного регулирования государственно-управленческой сферы, поскольку учесть абсолютно все аспекты указанной деятельности не представляется возможным по причине разнообразия и многообразия, складывающихся в данной области правоотношений [2, с. 58].
Административно-процессуальное законодательство является структурно сложной совокупностью взаимосвязанных нормативных правовых актов, которые регламентируют и регулируют все процессуальные стадии рассмотрения дел административной направленности уполномоченными государственно-властными органами: от возбуждения до пересмотра.
Проблемными аспектами развития системы административно-процессуального законодательства можно назвать следующие:
1) до сих пор отсутствует кодифицированный нормативный правовой акт, в который был бы сведен весь имеющийся на сегодняшний день массив административно-процессуальных норм, хотя дискуссии по поводу его разработки ведутся на протяжении многих лет. Однако, этому мешает отсутствие основы, подкрепленной соответствующими теоретическими и практическими исследованиями [3];
2) отсутствует разделение нормативных правовых актов, предназначенных для регулирования отношений, складывающихся в области административного процесса, на содержащие административно-материальные нормы и материальные нормы других отраслей права, и содержащие административно-процессуальные нормы;
3) в административно-процессуальном законодательстве преобладают подзаконные нормативные акты, регулирующие рассматриваемые отношений, собственно законных нормативных актов меньше, что свидетельствует о необходимости совершенствования административно-процессуального законодательства на всех уровнях: от федерального до муниципального;
4) некоторые нормативные правовые нормы, будучи процессуальными, регламентируют рассмотрение публичных дел, регулируемых, несмотря на указанный признак, не административными, а, например, гражданско-правовыми нормами, либо других отраслей права.
Вся структура административно-процессуального законодательства, обусловленная регулируемыми с его помощью общественными отношениями, разбита на следующие группы административно-правовых норм:
1) регламентация предоставления государственных услуг. Все административно-процессуальное регулирование порядка получения государственных услуг сводится к тому, чтобы придать деятельности государственных служащих правовую окраску. Дальнейшая автоматизация предоставления государственных услуг постепенно нивелирует значение и участие в данной процедуре человека, что существенно влияет на развитие административно-процессуального законодательства [4, с. 11];
2) регламентация административно-юрисдикционной деятельности (административно-процессуальные акты и некоторые федеральные законы);
3) регламентация нормотворческого производства;
4) регламентация административного судопроизводства (Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ)).
Из вышеизложенного становится очевидным, что действующее административное и административно-процессуальное законодательство нуждается в коренном преобразовании. Это объясняется следующим:
– во-первых, несовершенством и пробелами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), поскольку со времени его принятия прошло уже более 20 лет, а многочисленные изменения и корректировки его положений не только не улучшили, но и в некоторой степени, ухудшили правоприменение ряда норм;
– во-вторых, необходимо систематизировать административно-процессуальные нормы с тем, чтобы разграничить их от административно-материальных норм;
– в-третьих, требуется систематизировать значительное количество административных производств, обусловленное широким кругом общественных отношений, регулирующийся административно-процессуальным законодательством.
В этой связи, в целях совершенствования административно-процессуального законодательства РФ необходима реализация следующих мероприятий:
– разработка нового Кодекса об административных правонарушениях;
– выделение процессуальных процедурных положений, встречающихся в КоАП РФ, в отдельный Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях.
При этом, формулировка каждой статьи будущего кодекса должна быть выверена, согласована не только с представителями органов государственной власти, но и с общественностью, а также с учеными-административистами и представителями регионов, поскольку существенная часть его положений имеет непосредственное отношение к вопросам разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Таким образом, теоретические аспекты и практическое содержание административно-процессуального законодательства необходимо кардинально обновить и усовершенствовать с тем, чтобы в дальнейшем упорядочить всю правовую систему Российской Федерации.
Литература:
- Мартынов А. В. Административный процесс России: учебно-методическое пособие / А. В. Мартынов, М. Д. Прилуков, Е. В. Ширеева. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, 2018. — 194 с.
- Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Ф. Хайек. — М.; Челябинск: ИРИСЭН, Социум, 2020. — 644 с.
- Проблемы кодификации административно-процессуального законодательства. — URL: https://megalektsii.ru/s154972t5.html (дата обращения: 14.05.2024).
- Кононов П. И. О конституционно-правовых основах понимания сущности и структуры административного процесса, административного судопроизводства и административно-процессуального законодательства в Российской Федерации / П. И. Кононов // Административное право и процесс, № 9. — 2019. — С. 9–14.