Локальное нормативное регулирование дистанционного обучения в вузах России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 17.11.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Гербатовская, А. О. Локальное нормативное регулирование дистанционного обучения в вузах России / А. О. Гербатовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119375/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлено исследование нормативного регулирования дистанционного обучения в российской высшей школе. Выявлены причины перехода вузов в дистанционный формат организации деятельности, определены особенности дистанционного обучения в вузах. Сделан вывод об отсутствии единообразия в части локального регулирования дистанционного формата обучения, при этом необходимости сохранения регулирования дистанционного обучения в локальных актах вузов с формированием единой базовой нормативной основы на уровне федерального законодательства.

Ключевые слова: дистанционное обучение, форма обучения, образование, локальный нормативный акт, вуз.

The article presents a study of the regulatory regulation of distance learning in Russian higher education. The reasons for the transition of universities to the distance learning format of the organization of activities are revealed, the features of distance learning in universities are determined. The conclusion is made about the lack of uniformity in terms of local regulation of the distance learning format, while the need to preserve the regulation of distance learning in local acts of universities with the formation of a single basic regulatory framework at the level of federal legislation.

Keywords: distance learning, form of education, education, local regulatory act, university.

Зачастую нормативно-правовое регулирование запаздывает в сравнении с динамичным развитием общественных отношений. Примером могут выступить исключительные обстоятельства распространения коронавирусной инфекции, послужившие причиной повсеместного перехода работы учебных заведений во всем мире в дистанционный формат. При не сформированной нормативной базе дистанционного обучения, включая и терминологическую неопределенность, и отсутствие единых подходов к структуре образовательного процесса, соотношению применяемых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) с содержанием образовательного процесса, это привело к стихийному нормотворчеству на уровне российских вузов.

В полной мере говорить о том, что дистанционное обучение в вузовской среде в России начало формироваться только в период распространения коронавирусной инфекции неверно. В частности, ещё в 1995–1996 гг. была предпринята попытка нормативно урегулировать дистанционное (электронное) обучение. Именно в данный период были приняты важнейшие нормативно-правовые акты ведомственного характера: Постановление Госкомвуза № 6 от 31 мая 1995 года «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» [1], Приказ Госкомвуза № 1062 от 17 июня 1996 года «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования» [2], таким образом, почти 30 лет вопрос о дистанционном образовании в Российской Федерации стоит на повестке дня. Вместе с тем, нельзя не согласиться с некоторыми исследователями [7] в том, что фактически реальным драйвером развития интереса к нормативному обеспечению дистанционного обучения выступил локдаун, имеющий мировые масштабы, и предопределивший дальнейшее развитие дистанционного обучения на всех уровнях отечественной системы образования.

Не вызывает сомнения факт, что в отсутствии единого, базового документа, в сложившихся условиях изоляции формирование нормативных основ дистанционного обучения в высшей школе России происходило посредством локального нормативно-правового регулирования, поскольку Приказом Министерства образования и науки РФ № 816 от 23 августа 2017 г. [3] была нормативно установлена самостоятельность образовательных организаций в выборе особенностей предоставления образовательных услуг.

Следует отметить, что в период сложной эпидемиологической ситуации Министерство образования РФ выпустило ряд документов, направленных на оказание методической помощи российским вузам, в том числе, касающихся организации образовательной деятельности, экспертных разъяснений по вопросам использования онлайн технологий, на основе которых впоследствии были построены локальные нормативные акты российских ВУЗов [6, с. 494]. При этом современные высшие учебные заведения России самостоятельно определяли условия использования ДОТ, функционирование информационно-образовательной среды, содержание учебных дисциплин, особенности проверки самостоятельных работ студентов, организации практик и сдачи зачетов и экзаменов, проведения итоговой аттестации.

Е. В. Агамагомедова, А. Е. Воробьев [5] отмечают, что в создавшихся условиях ВУЗы по-разному подходили к проблеме нормативного закрепления дистанционного обучения. В частности, прослеживается издание вузами НПА (или внесение изменений в действующие локальные НПА), касающиеся с одной стороны, организации дистанционной работы профессорско-преподавательского состава, с другой стороны, непосредственно организации образовательного процесса. При этом не прослеживается единообразие не только в содержании, но и в названии таких документов. Помимо ведомственных локальных нормативных актов ВУЗов, большинством из них на своих официальных сайтах были размещены методические рекомендации и инструкции для оказания помощи обучающимся при переходе на дистанционный формат взаимодействия.

Период напряженной эпидемиологической ситуации показал, что в целом российские ВУЗы сумели быстро адаптироваться к сложным условиям [7]. При этом можно согласиться с авторами некоторых исследований в том, что ситуация с распространением коронавирусной инфекции позволила преодолеть скептицизм руководства многих российских ВУЗов в отношении применения дистанционных технологий и электронного образования в российской высшей школе.

Характерной чертой начала повсеместного распространения дистанционного обучения выступило, как правило, указание во всех локальных нормативных правовых актах вузов, определяющих переход на дистанционное обучение и особый режим работы профессорско-преподавательского состава — на распространение коронавирусной инфекции. Ввиду данного фактора весной 2020 г. было принято официальное решение о проведении итоговой аттестации в вузах только в дистанционном формате, что нашло отражение в ведомственных нормативных актах (приказ Министерства образования РФ № 490 от 27 марта 2020 г. [4]. Уже на основе данного приказа в порядке локального нормотворчества российскими вузами самостоятельно были установлены режимы ГИА, осуществлен выбор цифровых платформ, инструментов для обеспечения дистанционной работы.

Как справедливо на это указывают М. М. Иванова, О. Н. Гордиенко, Е. В. Харлова [8], в сравнении с другими уровнями образования именно сфера высшего образования оказалась устойчивой к пандемии. Определяется это тем, что студенты более старшего возраста, при этом и более осознанно подходят к обучению, если в формате ВУЗа общение между профессорско-преподавательским составом и обучающимися предполагало диалог, то в школьных условиях одной из сторон коммуникации выступали также родители. Указанные исследователи [8] одной из главных проблем, тормозящих развитие дистанционного обучения в вузовской среде, называют отсутствие единых стандартов, учитывающих особенности дистанционной формы обучения. В таких условиях преподаватели вынуждены самостоятельно проводить адаптацию требований ФГОС к системе дистанционного обучения, что приводит к естественным различиям подходов адаптации. Ученые [9] делают вывод о том, что назрела необходимость принятия стандартов дистанционного обучения, при этом нет необходимости принимать такие стандарты отдельно, целесообразнее включить их нормы в уже имеющиеся в ФГОС.

Таким образом, проведенное исследование показало, что в условиях сложной эпидемиологической ситуации российское вузовское образование вынужденно перешло в дистанционный формат обучения, что потребовало определения условий и особенностей такой организации работы вузов в локальных нормативных актах, отличающихся как по содержанию, так и по форме (приказы, распоряжения). Указанные события позволили вузам страны реализовать в полной мере дискреционные полномочия по установлению специфики дистанционного обучения. Вместе с тем, подобная разобщенность в нормативном регулировании может привести к проблемам реализации на практике дистанционного обучения, поскольку требования по соотношению ДОТ, содержанию и порядку взаимодействия участников образовательной среды не установлены, что требует пристального внимания законодателя не только к формированию единой базы правового обеспечения дистанционного обучения на федеральном уровне, но и изменения содержания действующих ФГОС.

Литература:

  1. Постановление Госкомвуза РФ № 6 от 31 мая 1995 г. «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.11.2024).
  2. Приказ Госкомвуза РФ № 1062 от 17 июня 1996 г. «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования» [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/1581387/ (дата обращения: 01.11.2024).
  3. Приказ Министерства образования РФ № 490 от 27 марта 2020 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации» [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.11.2024).
  4. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/436767209 (дата обращения: 01.11.2024).
  5. Агамагомедова, Е. В. Анализ нормативно-правового обеспечения обучения студентов российских вузов в условиях пандемии COVID-19 / Е. В. Агамагомедова, А. Е. Воробьев // Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Белгород, 19 ноября 2021 года. Том Часть 1. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2021. — С. 19–31.
  6. Войтович И. К., Вытовтова Н. И. Нормативный компонент электронной образовательной среды вуза // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2023. — Т. 33. — № 3. — С. 493–497.
  7. Воробьев, А. Е. Нормативно-правовое обеспечение обучения студентов российских и казахстанских вузов в условиях пандемии COVID-19 / А. Е. Воробьев, А. А. Мусина // Цифровая наука. — 2022. — № 3. — С. 4–21.
  8. Иванова, М. М. Правовое регулирование образования в процессе дистанционного обучения студентов вуза / М. М. Иванова, О. Н. Гордиенко, Е. В. Харлова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74–1. — С. 92–95. — EDN WLWITH.
  9. Кириллова, Т. К. Правовое регулирование дистанционного формата обучения в системе высшего образования Российской Федерации / Т. К. Кириллова, О. С. Великая // Закон. Право. Государство. — 2023. — № 1(37). — С. 61–64.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, вуз, дистанционное образование, образовательный процесс, профессорско-преподавательский состав, вузовская среда, дистанционная работа, дистанционный формат, итоговая аттестация, нормативное регулирование.


Похожие статьи

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Преемственность правовых компетенций в системе непрерывного образования “школа-колледж”

Данная статья посвящена анализу правовых компетенций, содержащихся в ФГОС общего образования и среднего профессионального образования, их преемственности. Автор определяет понятие «правовая компетенция», содержательно максимально соответствующее сист...

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Критический анализ текста на уроках обществознания

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Нормативное регулирование участия персонала в управлении организацией

В статье рассматривается понятие вовлечения персонала и одна из форм вовлечения — участие в управлении организацией. На примере Томского государственного университета анализируется отражение участия персонала в управлении в его локальных нормативных ...

К вопросу о правовом регулировании бестарифных систем оплаты труда

В данной статье рассматриваются один из видов системы оплаты труда, а именно бестарифная система и проблема правовой неопределенности, порождаемая отсутствием должного правового регулирования в отраслевом законодательстве. Рассмотрены основные причин...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Возможности и ограничения применения гибкого управления (agile) в государственном управлении

Статья посвящена вопросу применения проектных подходов в государственном управлении РФ. В работе рассматриваются теоретико-методологические основы классического проектного управления и гибких методологий проектного управления. Определяется специфика ...

Похожие статьи

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Преемственность правовых компетенций в системе непрерывного образования “школа-колледж”

Данная статья посвящена анализу правовых компетенций, содержащихся в ФГОС общего образования и среднего профессионального образования, их преемственности. Автор определяет понятие «правовая компетенция», содержательно максимально соответствующее сист...

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Критический анализ текста на уроках обществознания

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Нормативное регулирование участия персонала в управлении организацией

В статье рассматривается понятие вовлечения персонала и одна из форм вовлечения — участие в управлении организацией. На примере Томского государственного университета анализируется отражение участия персонала в управлении в его локальных нормативных ...

К вопросу о правовом регулировании бестарифных систем оплаты труда

В данной статье рассматриваются один из видов системы оплаты труда, а именно бестарифная система и проблема правовой неопределенности, порождаемая отсутствием должного правового регулирования в отраслевом законодательстве. Рассмотрены основные причин...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Возможности и ограничения применения гибкого управления (agile) в государственном управлении

Статья посвящена вопросу применения проектных подходов в государственном управлении РФ. В работе рассматриваются теоретико-методологические основы классического проектного управления и гибких методологий проектного управления. Определяется специфика ...

Задать вопрос