Содержание и особенности обучения английскому языку школьников 2–3-х классов с применением УМК Spotlight | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.11.2024

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Попкова, Н. А. Содержание и особенности обучения английскому языку школьников 2–3-х классов с применением УМК Spotlight / Н. А. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119391/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена обзору содержания курса английского языка Spotlight для обучающихся 2–3-х классов средней общеобразовательной школы. Показаны особенности учебно-методического комплекта, его достоинства и объективные ограничения в применении на практике. Самыми значимыми достоинствами анализируемого УМК являются соблюдение принципа преемственности, обилие аутентичного языкового материала, модульная структура курса, развивающий характер обучения. На основе личного опыта работы продемонстрированы возможности преодоления существующих ограничений

Ключевые слова: английский язык, начальная школа, младшие школьники, обучение, учебно-методический комплект.

Начало обучения младших школьников английскому языку, начиная со второго класса, стало одним из самых крупных и значимых нововведений, появившихся в системе среднего общего образования в результате многолетней масштабной реформы всей отечественной образовательной системы. Это повлекло за собой целый ряд изменений содержательного, организационного и методического характера. Главным вопросом, вставшим перед учителями начальной школы, стал вопрос о выборе оптимального учебно-методического комплекта, который не только отвечал бы всем требованиям образовательных стандартов к результатам обучения, но и позволял бы проводить уроки увлекательно и эффективно. В большинстве российских школ обучение младших школьников английскому языку осуществляется с использованием УМК Spotlight («Английский в фокусе»). В этой связи значительный интерес представляют содержательные и структурные особенности названного УМК, которые будут рассмотрены в настоящей статье, с учётом личного опыта преподавания английского языка во 2 и 3 классах общеобразовательной школы.

Одной из важнейших особенностей УМК Spotlight является то, что на сегодняшний день он — единственный, который позволяет осуществлять образовательную деятельность на протяжении десяти лет (со 2 по 11 классы включительно) с соблюдением принципов преемственности и социальной ориентированности знаний, а так же в полном соответствии с Европейскими стандартами в области обучения иностранным языкам. Всё перечисленное обеспечивает прочность и практическую применимость знаний.

Следует отметить, что в УМК Spotlight имеется и вводный (пропедевтический) курс для первоклассников, однако его реализация на практике зависит от учебного плана конкретной школы. Дело в том, что, не являясь обязательной учебной дисциплиной в 1 классе, английский язык может преподаваться только при условии выделения на эти занятия часов вариативной части учебного плана, резервных часов. Таким образом, для введения в учебный план английского языка для первоклассников необходимо соответствующее решение администрации школы, которое, в свою очередь, выносится по результатам обсуждения этого вопроса педагогическим советом школы.

В состав УМК входят: учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, языковой портфель, контрольные задания, раздаточный материал, диски с аутентичными аудио- и видеоматериалами. Такая комплектация позволяет задействовать в процессе обучения английскому языку все каналы восприятия информации (визуальный, аудиальный и кинестетический). Однако применение некоторых материалов в непосредственной работе с детьми на уроках имеет свои особенности.

Прежде всего, это касается рабочих тетрадей. Как показывает практика, использование в работе с младшими школьниками рабочей тетради не всегда бывает возможно, так как школа обеспечивает обучающихся только основным средством обучения — учебниками, в то время как рабочие тетради приобретаются родителями школьников. Следовательно, возможность осваивать программный материал с использованием рабочих тетрадей полностью зависит от решения родителей младших школьников — приобретать их для занятий или нет.

Использование аудио- и видеоматериалов тоже может иметь некоторые ограничения, обусловленные действием внешних, не зависящих от учителя факторов. Речь в данном случае идёт о материально-технической обеспеченности конкретной школы. С демонстрацией видеоматериалов проблем обычно не возникает, так как с этой задачей весьма успешно справляется интерактивная доска, которая на сегодняшний день есть в каждом или почти классе не только в городских школах, но и в сельских. Иначе обстоит дело с прослушиванием аудиоматериалов. Строго говоря, аудирование как очень важный и крайне необходимый для успешного освоения иностранного языка вид деятельности в том виде, в котором оно должно осуществляться, в школах практически недоступно. Исключение составляют лишь специализированные образовательные организации, в которых оборудованы лингофонные кабинеты, и крупные городские школы, которые финансируются на приобретение ноутбуков/нетбуков, дополнительного оборудования к ним (наушников, микрофонов) для всех младших школьников.

Учителям, которые работают в гораздо менее оснащённых школах, приходится изыскивать альтернативные пути для проведения занятий с теми аудиоматериалами, которые входят в УМК Spotlight. Так, например, можно предложить детям воспользоваться для прослушивания на уроке аудиозаписей личными наушниками. Такая практика не только вызывает у младших школьников живой отклик, но и позволяет обогатить урок воспитательным смыслом через акцентирование внимания детей на том, что современные гаджеты можно и нужно применять с пользой для своего образования, саморазвития. При отсутствии наушников у всех детей одновременно организация учебной деятельности может осуществляться дифференцированно, в подгрупповой форме (подгруппы выполняют разные по содержанию задания в разное время). В ряде случаев можно отдавать предпочтение фронтальной работе с аудиоматериалом, предполагающей многократное прослушивание и воспроизведение прослушиваемых монологов и диалогов всеми детьми вместе или двумя группами (одна группа хором повторяет высказывания одного участника диалога, вторая группа — другого).

Во 2–3 классах программа рассчитана на два часа занятий в неделю. Для полноценной работы на уроке класс традиционно делится на две подгруппы. В некоторых случаях, при наличии объективной необходимости, часть занятий может проводиться со всем классом. Это, как правило, уроки на закрепление пройденного материала или уроки, во время которых проводится промежуточная аттестация, преимущественно, в письменной форме, с минимальным количеством контрольных заданий на оценку монологической и диалогической англоязычной речи обучающихся.

Анализ содержания учебника как основного средства обучения младших школьников английскому языку позволяет утверждать, что и само содержание курса, и методика преподавания выстраиваются в полном соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Весь изучаемый материал представлен наглядно, в процессе каждого занятия большую часть времени дети активны — они воспроизводят живые диалоги, разучивают рифмовки и песни, играют в тематические игры, в том-числе, игры-драматизации, что, безусловно, способствует усвоению учебного материала.

Особого внимания заслуживает модульный принцип структурной организации учебника. В учебниках Spotlight 2 и Spotlight 3 по 8 модулей, каждый из которых, в свою очередь, включает по 7 основных разделов, один из которых культурно-страноведческого содержания ( Culture corner или Культурный уголок ). Модельная страница, предваряющая каждый модуль, даёт представление о том, какой материал предстоит изучать, с какой целью, и каковы ожидаемые результаты.

Важно понимать, что модуль — это не просто тематический раздел, а содержательный блок, имеющий особую логику выстраивания учебного материала, базирующуюся на основе дедуктивного метода (от общего — к частному, от большего — к меньшему). Модульный подход серии УМК Spotlight позволяет обучать младших школьников английскому языку в формате погружения, который обеспечивает полноту и высокую прочность знаний.

Помимо красочных иллюстраций, учебник отличается чётко продуманным использованием разных шрифтовых начертаний. Знакомые детям лексические единицы, которые предстоит использовать во время урока, выделяются курсивом, новая лексика — жирным шрифтом, при этом изучаемые слова и их конструкции (словосочетания, предложения, устойчивые речевые обороты) напечатаны в порядке их введения.

Пожалуй, единственным недостатком модульного подхода к построению содержания курса является аналогичное (модульное) расположение лексического материала в словаре, который расположен в конце учебника. Пользоваться словарями дети начинают практически с первых дней обучения в школе, и в учебниках по всем дисциплинам, за исключением английского языка, применяется алфавитный принцип формирования словарей. За первый год обучения в школе дети настолько привыкают к таким словарям, что им бывает сложно перестроиться на модульный вариант словаря. Наиболее существенные сложности возникают при подготовке к проведению проверочных словарных работ, предполагающих тематическую группировку слов, зачитываемых или предъявляемых на карточках в алфавитном порядке. Преодолеть такие затруднения помогает практика ведения собственных словарей, в которые дети записывают изучаемые на уроках слова и словосочетания в привычном для них алфавитном порядке.

Если анализировать учебники Spotlight 2 и Spotlight 3 с позиции ведущих принципов современного школьного образования, то, помимо преемственности, практической ориентированности и соответствия возрастным особенностям младших школьников, можно отметить ярко выраженный развивающих характер многих заданий, предполагающий осмысление изучаемого материала, самостоятельное извлечение нужной информации, поиск новых способов добывания знаний. Так, например, в учебнике Spotlight 3 есть задание по написанию личного письма (упр. 5, стр. 15).

По завершении курса обучения каждый учащийся получает Certificate of Achievement, который заполняется учителем и торжественно вручается в конце года. В нынешних условиях, когда каждый ученик ведёт портфолио, наличие сертификатов можно расценивать как полезное дополнение к «портфелю достижений», а сама обстановка, в которой вручаются документы, оказывает на обучающихся положительное стимулирующее воздействие.

Развивающий характер носят и задания, предъявляемые в форме инструкций («Сделай по образцу», «Переспроси, как показано в образце» и т. д.). Выполнение заданий по образцу только на первый взгляд носит репродуктивный характер, а, в действительности, выполняя инструкции, младшие школьники развивают в себе способность переносить усвоенный способ деятельности в новые условия, что особенно важно для освоения грамматического строя иностранного языка.

Кроме того, нельзя не отметить, что выполнение заданий по образцу бывает разной степени сложности. Это может быть не только построение отдельных фраз с подстановкой в речевую конструкцию требуемой тематической лексики, но и построение развёрнутых монологов, как, например, в задании на составление рассказа о своей семье из 8–9 предложений по образцу (упр. 4, стр. 31 в учебнике Spotlight 3).

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сформулировать вывод о том, что УМК Spotlight хорошо продуман в организационном, содержательном и методическом аспектах. Содержание заданий и их разнообразие в полной мере отвечают ведущим принципам обучения и обеспечивают развивающий характер начального иноязычного образования. Модульная структура курса английского языка и обилие аутентичных языковых материалов в разных форматах (тексты, иллюстрации, аудиозаписи, видеозаписи и т. д.) позволяют достигать правильности и прочности усвоения знаний. Учебник как основное средство обучения отличается высоким качеством полиграфического исполнения, удобством ориентировки в учебном материале. Отдельные возможные ограничения в применении вспомогательных средств обучения и дополнительных материалов, не критичны и, по большей части, вполне преодолимы при наличии у учителя педагогической смекалки.

Литература:

  1. Учебно-методический комплект Spotlight 2 / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс // Группа компаний «Просвещение». Официальный сайт. — [Электронный ресурс]. — URL: https://prosv.ru/search/?search=английский+в+фокусе+2+класс&isAutocorrectQuery=true
  2. Учебно-методический комплект Spotlight 3 / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс // Группа компаний «Просвещение». Официальный сайт. — [Электронный ресурс]. — URL: https://prosv.ru/search/?search=английский+в+фокусе+класс3&isAutocorrectQuery=true
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, школьник, класс, основное средство обучения, ребенок, учебник, учебный материал, учебный план, школа, алфавитный порядок.


Похожие статьи

Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку

Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы

В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками

Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса

В статье рассмотрен вопрос об организации фенологических наблюдений при изучении курса биологии 6 класса. Доказывается важность фенологической работы со школьниками. Рассматривается вариативность фенологических наблюдений, предусмотренных курсом биол...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Похожие статьи

Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку

Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы

В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками

Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса

В статье рассмотрен вопрос об организации фенологических наблюдений при изучении курса биологии 6 класса. Доказывается важность фенологической работы со школьниками. Рассматривается вариативность фенологических наблюдений, предусмотренных курсом биол...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Задать вопрос