В статье анализируются актуальные проблемы привлечения правонарушителей к административной ответственности за нарушения в сфере рекламного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административная ответственность, актуальные проблемы, рекламное законодательство.
Понятие рекламы в Российской Федерации закреплено в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Так, согласно статье 3 указанного закона реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [1, ст. 3].
В настоящее время за нарушения в области законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрены гражданская и административная формы ответственности. Административная ответственность за нарушение рекламного законодательства предусмотрена такими положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), как статья 14.3, часть 4 статьи 14.3.1, статья 14.37, статья 14.38, статья 19.31.
Следует отметить, что вышеперечисленные составы административных правонарушений, за исключением части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, являются своего рода «специальными», поскольку предусматривают ответственность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за конкретные способы распространения рекламной информации с нарушением Закона о рекламе. В свою очередь, часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ является общей статьей за нарушение рекламного законодательства.
Так, часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает следующее: «нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей [2, ст. 14.3]».
Несмотря на сложившуюся практику в области привлечения правонарушителей к ответственности за нарушение рекламного законодательства, все еще наблюдается ряд проблем, с которыми сталкиваются уполномоченные органы при реализации своих функций по контролю и соблюдению требований рекламного законодательства.
В первую очередь при наличии явного нарушения рекламного законодательства зачастую антимонопольный орган, уполномоченный на ведение государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на территории Российской Федерации [1, ст. 33], сталкивается с невозможностью установления лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства. В нынешних реалиях это как никогда актуально, поскольку высокую популярность обрело распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без соответствующей пометки «реклама», предусмотренной Законом о рекламе [1, ст. 18.1]. Сложности возникают при попытке установления владельца сайта, на котором размещается реклама, так как сайт может быть зарегистрирован за пределами территории Российской Федерации. Также данная проблема имеет место быть, когда реклама распространяется в так называемых «сообществах», «каналах», «группах» в различных социальных сетях. У таких сообществ может быть несколько администраторов, а вся информация может публиковаться под именем сообщества, а не от конкретного лица.
Отдельно стоит отметить рекламу услуг по поверке приборов учета воды, которая распространяется в почтовые ящики жильцов многоквартирных домов не только в Иркутской области, но и в иных субъектах Российской Федерации, таких как Пермский край [4], Томская область [5], Кировская область [6], Республика Коми [7], причем рекламораспространителем везде выступает одно и то же лицо. У потребителей (в особенности у людей пенсионного возраста) создается ложное представление о том, что необходимо обязательно провести метрологическую поверку водосчетчиков у организации, чьи листовки распространены, чтобы не было начисления платы за потребление воды [3].
Проблемой правоприменения при рассмотрении подобных дел, на наш взгляд, является то, что факты распространения рекламы фиксируются на всей территории Российской Федерации. Однако несмотря на то, что такая реклама признается ненадлежащей, а виновное лицо неоднократно привлекается к административной ответственности различными территориальными органами ФАС России в том числе в максимальном размере, установленном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ (20 000 рублей), такие меры не оказывают должного воздействия на правонарушителя, и реклама вновь распространяется в виде иных отредактированных материалов, также носящих предписывающий характер.
Представляется, что одним из путей решения данной проблемы может быть увеличение суммы штрафа за совершение повторных нарушений в области рекламного законодательства, применение к правонарушителю иных мер ответственности.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что несмотря на многолетний опыт работы с нарушениями в обрасти законодательства Российской Федерации о рекламе, многие территориальные органы ФАС России продолжают сталкиваться с проблемами при привлечении к административной ответственности лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства.
Литература:
- О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 12. — Ст. 1232.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
- Иркутское УФАС России: реклама об обязательной поверке счетчиков признана незаконной / Иркутское УФАС России. — Текст: электронный // Иркутское УФАС России: [сайт]. — URL: https://irkutsk.fas.gov.ru/analytic/21299 (дата обращения: 16.11.2024).
- Пермское УФАС добилось запрета распространения незаконных листовок о проверке счетчиков водопотребления / Пермское УФАС России. — Текст: электронный // Пермское УФАС России: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/6711171 (дата обращения: 16.11.2024).
- Томское УФАС оштрафовало ИП на 16тыс руб за рекламу поверки счетчиков / Томское УФАС России. — Текст: электронный // Томское УФАС России: [сайт]. — URL: https://www.riatomsk.ru/article/20230109/tomskoe-ufas-oshtrafovalo-ip-na-16-tis-za-reklamu-poverki-schetchikov/ (дата обращения: 16.11.2024).
- В Кировском УФАС рекламу поверки счетчиков воды признали ненадлежащей / Кировское УФАС России. — Текст: электронный // Кировское УФАС России: [сайт]. — URL: https://nn.versia.ru/v-kirovskom-ufas-reklamu-poverki-schetchikov-vody-priznali-nenadlezhashhej (дата обращения: 16.11.2024).
- Коми УФАС выявило признаки недостоверной рекламы по поверке приборов учета воды в Сыктывкаре / УФАС по Республике Коми. — Текст: электронный // УФАС по Республике Коми: [сайт]. — URL: https://komi.fas.gov.ru/publications/18902 (дата обращения: 16.11.2024).