В статье детально рассматривается актуальные вопросы контроля и надзора в секторе малого и среднего предпринимательства, которые являются ключевыми факторами его устойчивого и эффективного развития. Значение малого и среднего предпринимательства в экономике страны обуславливает необходимость разработки и оптимизации механизмов государственного регулирования, направленных на поддержку и стимулирование данной сферы. Особое внимание уделено балансу между необходимостью надзора и минимизацией вмешательства в деятельность малого и среднего предпринимательства в условиях санкционного давления. Анализируется влияние нормативных изменений на бизнес-среду, как способствующих более динамичному и стабильному развитию малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: контроль, надзор, малое и среднее предпринимательство, налоговые каникулы, административное давление.
Контроль и надзор в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются важными инструментами государственного аппарата для обеспечения законности и стабильности в экономической деятельности. Они направлены на создание благоприятных условий для развития бизнеса, защиту прав предпринимателей и потребителей, а также на предотвращение недобросовестной конкуренции и различных правонарушений.
Как верно указывает О. Н. Васильева экономическое благополучие страны напрямую связано с уровнем развития ее экономики. Валовый внутренний продукт является ключевым показателем этого развития, отражая общий объем произведенных в стране товаров, услуг и работ. В условиях рыночной экономики именно предприниматели являются движущей силой производства. Поэтому стимулирование их деятельности является необходимым условием для экономического роста и процветания страны [6, c. 59].
Согласно официальной статистике по состоянию на 10 октября 2024 года, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации достигло 6 437 420 предприятий (в 2023–6 173 155). Этот значимый показатель отражает устойчивый рост и развитие сектора МСП, указывая на усиление предпринимательской активности в стране (рисунок 1) [7].
Рис. 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2024
Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства непосредственно влияет на необходимость совершенствования механизмов контроля и надзора в данной сфере. С ростом числа предприятий возрастает и сложность их регулирования, что делает вопрос эффективного контроля особенно актуальным.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере организации и проведения контроля (надзора), является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1].
Важно отметить, что в последние годы российское государство стремится создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, в том числе путем снижения, так называемого административного давления.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ [4], Правительство РФ обладает полномочиями в сфере регулирования особенностей проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, указанное распространяется на виды государственного контроля (надзора), регулируемые Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ [3] и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Однако существуют исключения, плановые проверки проводятся, и будут проводиться в отношении лицензиатов, лиц, деятельность и (или) объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, аудиторских организаций, сферы использования атомной энергии.
Контрольно-надзорные мероприятия также будут проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ранее привлеченных к ответственности за грубые нарушения и в отношении которых было принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии в течение последних трех лет. Данные изменения направлены на снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес, стимулируя их развитие и способствуя созданию благоприятного делового климата.
В условиях беспрецедентного санкционного давления государственная поддержка стала жизненно необходимой для многих российских предпринимателей, особенно для представителей малого и среднего бизнеса.
Финансовые льготы, безусловно, важны, но не менее значимы и меры, направленные на снижение административной нагрузки.
Освобождение от ряда видов государственного контроля, отмена плановых и внеплановых проверок, упрощение трудоустройства иностранных специалистов — все это создает условия для стабильной работы и развития бизнеса в непростых условиях.
Основные направления контроля и надзора в сфере МСП:
- Налоговый контроль. Обеспечение соблюдения налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет проверки, мониторинг и анализ финансовой деятельности предприятий. Важно ответить, что до конца 2024 года предприниматели, работающие в производственной, социальной или научной сферах, могут воспользоваться налоговыми каникулами.
В своем послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года Президент РФ Владимир Путин обратил внимание на необходимость поддержки малого и среднего бизнеса в сфере налогообложения. Он поручил разработать параметры налоговой амнистии для предпринимателей, которые вынуждены были применять схемы оптимизации налогов в связи с фактическим ростом объемов производства [8].
В частности, речь идет о компаниях, использующих упрощенную систему налогообложения, которые столкнулись с необходимостью дробления бизнеса из-за достижения пороговых значений по доходам, численности сотрудников, стоимости основных средств и другим критериям, установленным в ст. 346.13 НК РФ.
- Трудовое законодательство. Контроль за соблюдением норм трудового права, включая условия труда, охрану здоровья работников, своевременную выплату заработной платы и социальных отчислений. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Важно отметить, что с 2022 года для субъектов IТ-бизнеса [5], действует ряд мер государственной поддержки, направленных на создание благоприятных условий для их развития, а именно запрещены все виды контроля в отношении субъектов IТ-бизнеса, а процедура трудоустройства иностранных специалистов значительно упрощена. Эти меры создают комфортные условия для работы и привлечения талантов в сфере информационных технологий, способствуя ее динамичному развитию.
- Санитарно-эпидемиологический надзор. Роспотребнадзор контролирует соблюдение санитарных норм и правил, особенно в отраслях, связанных с производством и продажей продуктов питания, оказанием медицинских и бытовых услуг.
- Пожарный и промышленный надзор. МЧС и Ростехнадзор обеспечивают соблюдение требований пожарной безопасности и промышленной безопасности на предприятиях.
- Экологический контроль. Росприроднадзор следит за соблюдением экологического законодательства, контролирует воздействие предприятий на окружающую среду.
- Антимонопольное регулирование. Федеральная антимонопольная служба России предотвращает монополизацию рынка, недобросовестную конкуренцию, защищает права потребителей и предпринимателей.
Важно ответить, что некоторые виды деятельности требуют обязательного лицензирования. Контролирующие органы проверяют соответствие предприятий лицензионным требованиям и стандартам качества.
В последние годы контролирующие органы концентрируют внимание на предприятиях с высоким уровнем риска нарушения законодательства, снижая при этом нагрузку на добросовестных предпринимателей, происходит внедрение электронных сервисов для взаимодействия с предпринимателями, автоматизация процессов контроля и надзора, производится публикация планов проверок, отчётов о деятельности контролирующих органов, существует возможность обратной связи.
В настоящее время снижены размеры штрафов за административные правонарушения для малого и среднего предпринимательства. Если же нарушение не повлекло за собой ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде или имуществу, то вместо штрафа организации может быть вынесено предупреждение [4].
Таким образом, актуальность контроля и надзора в сфере развития малого и среднего предпринимательства обусловлена необходимостью создания баланса между обеспечением соблюдения законодательства и стимулированием экономической активности. Представленные меры государственной поддержки, смягчение надзорных функций и адаптация нормативно-правовой базы отражают стремление государства к формированию благоприятного делового климата. Снижение административных барьеров, упрощение процедур и поддержка со стороны государства способствуют повышению конкурентоспособности и укреплению экономики в целом, в особенности в нынешнее время беспрецедентного санкционного и экономического международного давления.
Литература:
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. 2008. № 266.
- Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Российская газета. 2020. № 72.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 171.
- Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальное опубликование правовых актов. 26.03.2022.
- Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 13. ст. 2108.
- Васильева, О. Н., Козлова, К. Ф. К вопросу об увеличении контроля за субъектами малого и среднего предпринимательства как сдерживающий фактор их развития / О. Н. Васильева, К. Ф. Козлова // Legal Bulletin. — 2023. — № 1. — С. 58–65.
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 12.10.2024).
- Послание Президента Федеральному Собранию 29.02.2024: официальный сайт Президента России. — URL http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 15.10.2024).