Контроль и надзор в сфере развития малого и среднего предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 20.11.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Айдель, С. А. Контроль и надзор в сфере развития малого и среднего предпринимательства / С. А. Айдель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119452/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье детально рассматривается актуальные вопросы контроля и надзора в секторе малого и среднего предпринимательства, которые являются ключевыми факторами его устойчивого и эффективного развития. Значение малого и среднего предпринимательства в экономике страны обуславливает необходимость разработки и оптимизации механизмов государственного регулирования, направленных на поддержку и стимулирование данной сферы. Особое внимание уделено балансу между необходимостью надзора и минимизацией вмешательства в деятельность малого и среднего предпринимательства в условиях санкционного давления. Анализируется влияние нормативных изменений на бизнес-среду, как способствующих более динамичному и стабильному развитию малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: контроль, надзор, малое и среднее предпринимательство, налоговые каникулы, административное давление.

Контроль и надзор в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются важными инструментами государственного аппарата для обеспечения законности и стабильности в экономической деятельности. Они направлены на создание благоприятных условий для развития бизнеса, защиту прав предпринимателей и потребителей, а также на предотвращение недобросовестной конкуренции и различных правонарушений.

Как верно указывает О. Н. Васильева экономическое благополучие страны напрямую связано с уровнем развития ее экономики. Валовый внутренний продукт является ключевым показателем этого развития, отражая общий объем произведенных в стране товаров, услуг и работ. В условиях рыночной экономики именно предприниматели являются движущей силой производства. Поэтому стимулирование их деятельности является необходимым условием для экономического роста и процветания страны [6, c. 59].

Согласно официальной статистике по состоянию на 10 октября 2024 года, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации достигло 6 437 420 предприятий (в 2023–6 173 155). Этот значимый показатель отражает устойчивый рост и развитие сектора МСП, указывая на усиление предпринимательской активности в стране (рисунок 1) [7].

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2024

Рис. 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2024

Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства непосредственно влияет на необходимость совершенствования механизмов контроля и надзора в данной сфере. С ростом числа предприятий возрастает и сложность их регулирования, что делает вопрос эффективного контроля особенно актуальным.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере организации и проведения контроля (надзора), является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1].

Важно отметить, что в последние годы российское государство стремится создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, в том числе путем снижения, так называемого административного давления.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ [4], Правительство РФ обладает полномочиями в сфере регулирования особенностей проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, указанное распространяется на виды государственного контроля (надзора), регулируемые Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ [3] и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Однако существуют исключения, плановые проверки проводятся, и будут проводиться в отношении лицензиатов, лиц, деятельность и (или) объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, аудиторских организаций, сферы использования атомной энергии.

Контрольно-надзорные мероприятия также будут проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ранее привлеченных к ответственности за грубые нарушения и в отношении которых было принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии в течение последних трех лет. Данные изменения направлены на снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес, стимулируя их развитие и способствуя созданию благоприятного делового климата.

В условиях беспрецедентного санкционного давления государственная поддержка стала жизненно необходимой для многих российских предпринимателей, особенно для представителей малого и среднего бизнеса.

Финансовые льготы, безусловно, важны, но не менее значимы и меры, направленные на снижение административной нагрузки.

Освобождение от ряда видов государственного контроля, отмена плановых и внеплановых проверок, упрощение трудоустройства иностранных специалистов — все это создает условия для стабильной работы и развития бизнеса в непростых условиях.

Основные направления контроля и надзора в сфере МСП:

  1. Налоговый контроль. Обеспечение соблюдения налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет проверки, мониторинг и анализ финансовой деятельности предприятий. Важно ответить, что до конца 2024 года предприниматели, работающие в производственной, социальной или научной сферах, могут воспользоваться налоговыми каникулами.

В своем послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года Президент РФ Владимир Путин обратил внимание на необходимость поддержки малого и среднего бизнеса в сфере налогообложения. Он поручил разработать параметры налоговой амнистии для предпринимателей, которые вынуждены были применять схемы оптимизации налогов в связи с фактическим ростом объемов производства [8].

В частности, речь идет о компаниях, использующих упрощенную систему налогообложения, которые столкнулись с необходимостью дробления бизнеса из-за достижения пороговых значений по доходам, численности сотрудников, стоимости основных средств и другим критериям, установленным в ст. 346.13 НК РФ.

  1. Трудовое законодательство. Контроль за соблюдением норм трудового права, включая условия труда, охрану здоровья работников, своевременную выплату заработной платы и социальных отчислений. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Важно отметить, что с 2022 года для субъектов IТ-бизнеса [5], действует ряд мер государственной поддержки, направленных на создание благоприятных условий для их развития, а именно запрещены все виды контроля в отношении субъектов IТ-бизнеса, а процедура трудоустройства иностранных специалистов значительно упрощена. Эти меры создают комфортные условия для работы и привлечения талантов в сфере информационных технологий, способствуя ее динамичному развитию.
  2. Санитарно-эпидемиологический надзор. Роспотребнадзор контролирует соблюдение санитарных норм и правил, особенно в отраслях, связанных с производством и продажей продуктов питания, оказанием медицинских и бытовых услуг.
  3. Пожарный и промышленный надзор. МЧС и Ростехнадзор обеспечивают соблюдение требований пожарной безопасности и промышленной безопасности на предприятиях.
  4. Экологический контроль. Росприроднадзор следит за соблюдением экологического законодательства, контролирует воздействие предприятий на окружающую среду.
  5. Антимонопольное регулирование. Федеральная антимонопольная служба России предотвращает монополизацию рынка, недобросовестную конкуренцию, защищает права потребителей и предпринимателей.

Важно ответить, что некоторые виды деятельности требуют обязательного лицензирования. Контролирующие органы проверяют соответствие предприятий лицензионным требованиям и стандартам качества.

В последние годы контролирующие органы концентрируют внимание на предприятиях с высоким уровнем риска нарушения законодательства, снижая при этом нагрузку на добросовестных предпринимателей, происходит внедрение электронных сервисов для взаимодействия с предпринимателями, автоматизация процессов контроля и надзора, производится публикация планов проверок, отчётов о деятельности контролирующих органов, существует возможность обратной связи.

В настоящее время снижены размеры штрафов за административные правонарушения для малого и среднего предпринимательства. Если же нарушение не повлекло за собой ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде или имуществу, то вместо штрафа организации может быть вынесено предупреждение [4].

Таким образом, актуальность контроля и надзора в сфере развития малого и среднего предпринимательства обусловлена необходимостью создания баланса между обеспечением соблюдения законодательства и стимулированием экономической активности. Представленные меры государственной поддержки, смягчение надзорных функций и адаптация нормативно-правовой базы отражают стремление государства к формированию благоприятного делового климата. Снижение административных барьеров, упрощение процедур и поддержка со стороны государства способствуют повышению конкурентоспособности и укреплению экономики в целом, в особенности в нынешнее время беспрецедентного санкционного и экономического международного давления.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. 2008. № 266.
  2. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Российская газета. 2020. № 72.
  3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 171.
  4. Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальное опубликование правовых актов. 26.03.2022.
  5. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 13. ст. 2108.
  6. Васильева, О. Н., Козлова, К. Ф. К вопросу об увеличении контроля за субъектами малого и среднего предпринимательства как сдерживающий фактор их развития / О. Н. Васильева, К. Ф. Козлова // Legal Bulletin. — 2023. — № 1. — С. 58–65.
  7. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 12.10.2024).
  8. Послание Президента Федеральному Собранию 29.02.2024: официальный сайт Президента России. — URL http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 15.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, надзор, предпринимательство, государственная поддержка, государственный контроль, предприниматель, субъект малого, административная нагрузка, благоприятный деловой климат, недобросовестная конкуренция.


Ключевые слова

контроль, надзор, налоговые каникулы, малое и среднее предпринимательство, административное давление

Похожие статьи

Задать вопрос