Согласно ст. 88 Конституции РФ чрезвычайное положение вводится Президентом РФ, при этом об этом решении незамедлительно сообщается верхней и нижней палатам Федерального Собрания РФ.
Далее в соответствии со ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации РФ обязан рассмотреть Указ Президента РФ по данному вопросу и принять решение об его утверждении либо отказе. Для этого Председатель Совета Федерации РФ направляет текст Указа в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для подготовки заключений.
Вопрос об утверждении Указа должен быть рассмотрен в течение 72 часов с момента обнародования, в это время Совет Федерации обеспечивает сбор сенаторов в течение 48 часов, после чего на ближайшем заседании принимается решение по существу простым большинством голосов, что оформляется Постановлением.
В случае неутверждения указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, последний утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования. Впоследствии срок действия чрезвычайного положения может быть продлен указом Президента РФ, при этом процедура его утверждения не производится.
Значительный массив нормативного регулирования чрезвычайного положения предусмотрен в Законе о ЧП, который предусматривает в ст. 3 обстоятельства введения чрезвычайного положения, к которым относятся 2 группы обстоятельств:
1) Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2) Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Целью введения чрезвычайного положения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. При этом решение об окончательном устранении данных обстоятельств принимается по результатам проведенной деятельности и текущего состояния дел, при котором отсутствует угроза охраняемым государством прав, свобод и законных интересов.
Помимо конституционного законодательства, вопросы чрезвычайного положения регламентированы и на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в системе подведомственных нормативно-правовых актов.
Так, важную роль в регламентации данных правоотношений играет Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором четко прописаны нормы введения режима чрезвычайной ситуации, которая, в силу значительности, может превышать локальный уровень и требовать применения федеральных полномочий в силу масштабности решаемых задач [14].
К примеру, на первоначальном этапе взрыв атомного энергоблока на Чернобыльской АЭС носил характер техногенного происшествия регионального уровня, то есть локальной чрезвычайной ситуации, однако впоследствии, с учетом масштабов разрушений и последствий радиоактивного загрязнения, регламентация действий сил и средств реагирования осуществлялась в режиме чрезвычайного положения.
Ряд иных федеральных законодательных актов также содержат указания на регламентацию действий при чрезвычайном положении.
Так, в п. 29 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» на полицию прямо возложена обязанность участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях [15].
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О войсках национальной гвардии» одной из задач данного федерального органа исполнительной власти является участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции [16].
Вообще, структурные правовые основы введения чрезвычайного положения находят свое отражение в системе нормативного регулирования чрезвычайных ситуаций, которые выступают одним из важнейших элементов чрезвычайного положения.
Литература:
- Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. Т. 2. М.,1982. 478 с.
- Баранов В. М. Предисловие // Проблемы юридической техники: Сборник статей. Н. Новгород, 2000. 317 с.
- Валиев Р. Г. О некоторых теоретических и практических аспектах юридической техники и технологии // Ученые записки Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. 2016. Т. 12. С. 3–12.
- Давыдова М. Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии: монография. Волгоград, 2009. 318 с.
- Долотова Д. В. К вопросу о соотношении юридической техники и технологии // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 53–55.
- Карташов В. Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология (к вопросу о соотношении) // Проблемы юридической техники / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2000. 412 с.
- Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. М., 2007. 297 с.
- Лызлов Д. Н., Картухин В. Ю. Юридическая техника: учебное пособие. М., 2009. 264 с.
- Миронов А. Н., Мурсалимов К. Р., Логинов А. С. Виды юридических технологий в правотворческой и правоприменительной сферах // Юридическая техника. 2008. № 2. С. 70–72.
- Худойкина Т. В., Бикбаев Ю. А. Соотношение юридической техники и юридической технологии // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы XII Международной научно-практической конференции (г. Тольятти, 16–17 апреля 2015 г.). Тольятти, 2015. С. 203–205.
- Червонюк В. И. Юридические технологии («правовая инженерия»), или прикладная юриспруденция: методологическое значение, природа, соотношение с юридической техникой, статус в системе правоведения // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 6. С. 195–198.
- Чернова Э. Р. Теория государства и права: учебное пособие для всех форм обучения, обучающихся по направлению 400301 «Юриспруденция». Стерлитамак, 2016. 191 с.
- Юридическая техника / Под ред. Т. Я. Хабриевой и Н. А. Власенко. М., 2009. 272 с.
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // «Собрание законодательства РФ», 26.12.1994, N 35, ст. 3648
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции» // «Российская газета», N 28, 10.02.2011
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, N 27 (Часть I), ст. 4159