В настоящее время в мире активно развиваются современные информационные технологии, достижения научно-технического прогресса постоянно внедряются в повседневную деятельность общества и существенно влияют на все сферы общественных отношений, при этом развитие технологий всегда опережает возможности общества и государства по их интеграции в повседневную деятельность. Неотъемлемым элементом данного направления научно-технического развития выступает и сфера права, поскольку интерес к проблеме автоматизации и цифровизации деятельности органов государственной власти не теряет своей актуальности уже многие годы.
Процесс цифровизации в юридической сфере уже достиг значительных результатов, о чем свидетельствуют повсеместное использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» юридическими лицами и органами государственной власти при осуществлении своей деятельности и взаимодействии с гражданами, использование цифровых технологий в распределении дел и организации работы судебной системы, активное использование единого портала государственных и муниципальных услуг, а также иные достижения, способствующие сокращению нагрузки на должностные лица и повышению уровня открытости государственных органов. Экспертами среди современных информационных технологий отмечается технология искусственного интеллекта, которая уже зарекомендовала себя в качестве эффективного инструмента автоматизации процессов делопроизводства, войдя в повседневную жизнь и создав научно-техническую революцию [1]. В то же время, в институте антикоррупционной экспертизы, имеющем ряд проблем, связанных с практической реализацией, недостатком квалифицированных экспертов, избыточной нагрузкой на органы государственной власти, в настоящее время недостаточно используются современные информационные технологии, а также имеет место проблема правового регулирования их применения.
Рассматривая проблему правового регулирования современных информационных технологий в сфере антикоррупционной экспертизы, и в частности, технологии искусственного интеллекта, необходимо обратиться к сформированным основам действующего законодательства в области искусственного интеллекта. Так, в настоящее время указанная сфера регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.04.2024 г. № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»». Данный закон, в рамках экспериментального правового режима, вводит понятие искусственного интеллекта, под которым следует понимать комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение и поиск решений, получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека. Введение в комплекс легальных определений понятия искусственный интеллект выступает необходимой основой для дальнейшего формирования законодательства в сфере искусственного интеллекта и современных информационных технологий. Необходимость совершенствования правового регулирования в области искусственного интеллекта определена в Указе Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», согласно которому формирование гибкой системы нормативно-правового регулирования в области применения технологии искусственного интеллекта, входит в Национальную стратегию развития и должно быть достигнуто к 2030 году [2].
Практическая реализация технологии искусственного интеллекта в сфере антикоррупционной экспертизы органами государственной власти, согласно заявлениям заместителя министра юстиции Бесхмельницына М. М., который выступал на Петербургском международном юридическом форуме в 2022 году, уже успешно тестировалась Министерством юстиции Российской Федерации. В ходе тестирования, программному комплексу, построенному на базе технологии искусственного интеллекта, отводилась задача по регистрации правовых актов ведомств, и их проверке на соответствие действующему законодательству и юридической технике. При тестировании было установлено, что программный комплекс успешно справляется поставленными задачами, самостоятельно осуществляя анализ нормативного акта на соответствие предъявляемым требованиям, выявляя имеющиеся недостатки и нарушения с заявленной точностью в 97 % [3].
Согласно концепции применения программного комплекса, его итоговая реализация должна обеспечивать функцию вспомогательного инструмента для специалиста, проводящего разработку и проверку нормативно-правового акта, указывая на положения, которые не соответствуют действующему законодательству, либо требованиям юридической техники. После выявленного программным комплексом нарушения, субъект нормотворчества имеет право изменить формулировку, ознакомиться с предложенными искусственным интеллектом вариантами, а также отказаться от использования проверяемого положения. Рассматривая негативные аспекты, которые могут возникнуть при полном замещении роли эксперта программным комплексом, отметим, что может иметь место низкий уровень правового анализа проверяемых документов в силу недостаточных возможностей искусственного интеллекта, малую изученность технологии, и как следствие невозможность гарантии качественной и всесторонней проверки нормативно-правовых актов и их проектов, а также экономические риски при внедрении данной технологии.
Возможность внесения изменений, с целью определения искусственного интеллекта как самостоятельного субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, формально может закрыть вопрос процессуального оформления использования технологии искусственного интеллекта при проведении экспертизы, наделяя его соответствующими правами и обязанностями, предоставляя весь процесс проверки программному комплексу. Однако с нашей точки зрения подобное изменение некорректно и противоречит действующему законодательству, поскольку комплекс технических решений в виде искусственного интеллекта не наделен правосубъектностью и не может определяться как самостоятельный участник правоотношений, наравне с гражданами, юридическими лицами и государственными органами. Помимо этого, предоставление искусственному интеллекту возможности полной проверки нормативного акта без участия человека является преждевременным и влечет за собой существенные риски нарушения действующего законодательства. В связи с недостаточным периодом изучения технологии искусственного интеллекта, малоизученностью итогов длительного самообучения программного комплекса, возможность самостоятельной полной и корректной проверки законодательства данной технологией ставится под сомнение. Учитывая общественную значимость объекта проверки, можно также предположить риск негативного отношения общества к тому, чтобы доверить технологии искусственного интеллекта непосредственно влиять на систему общественных регуляторов, при этом создавая экономический риск утраты значительной частью специалистов своих рабочих мест. Таким образом, в настоящее время, целесообразным направлением изменения действующего законодательства в сфере антикоррупционной экспертизы, является создание правовых норм, предоставляющих субъектам антикоррупционной экспертизы, возможность применения программного комплекса, построенного на базе технологии искусственного интеллекта в ходе осуществления проверки с целью выявления коррупциогенных факторов.
Технология искусственного интеллекта в данном случае будет выступать исключительно как вспомогательный правовой инструмент, автоматизирующий рабочий процесс специалиста, проводящий первичный правовой анализ документов, предотвращающий возможные ошибки эксперта и нивелирующий недостатки профессиональной компетенции независимых экспертов, тем самым значительно повышая общую эффективность проверки действующего законодательств на предмет коррупциогенных факторов. В Федеральном законе от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» такое нововведение может быть закреплено посредством добавления статьи 6, раскрывающей возможность применения субъектами антикоррупционной экспертизы единого программного комплекса, разработанного с использованием технологии искусственного интеллекта, с обязательной проверкой результатов анализа.
В связи со сложной международной и политической обстановкой, в целях исключения возможности влияния третьих лиц на процесс проверки нормативно-правовых актов и действующее законодательство следует уделить особое внимание вопросу обеспечения информационной безопасности при разработке и введении в эксплуатацию программного комплекса, посредством его проверки и сертификации, а также минимизации нейросетевых алгоритмов, созданных иностранными лицами.
Заключения, составленные с применением технологии искусственного интеллекта, с нашей точки зрения не стоит отграничивать от заключений, которые существуют в настоящее время, составляемых исключительно экспертом. В данном случае, можно провести аналогию с оценкой произведений, созданных лицом с использованием технологии искусственного интеллекта, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, которая относит такие результаты деятельности к произведениям, созданным человеком, с использованием технологии искусственного интеллекта в качестве инструмента искусства, подтверждая права человека на интеллектуальную собственность. Следовательно, рассматриваемые заключения должны обладать тем же правовым статусом, без нормативных уточнений. С нашей точки зрения целесообразно законодательно закрепить ответственность за экспертом, использующим технологию искусственного интеллекта, последовательно продолжая правовой статус закрепления искусственного интеллекта в качестве вспомогательного инструмента, лишь помогающего эксперту и проводящему первичный правовой анализ, что логично соотносится с возможностью эксперта отказаться от использования программного комплекса при проверке нормативно-правового акта.
Таким образом, анализируя действующее законодательство и практическое применение современных информационных технологий, в частности, основанные на базе искусственного интеллекта, можно сделать вывод о том, что органами государственной власти, гражданами и организациями уже ведется активная работа по изучению, тестированию и внедрению в повседневную деятельность в области проведения антикоррупционной экспертизы достижений научно-технического прогресса. Прокуратура Российской Федерации также последовательно развивает и внедряет современные информационные технологии в области проведения антикоррупционной экспертизы. Так, согласно заявлению Генерального прокурора Российской Федерации Краснова И. В., органами прокуратуры с 2020 года ведется масштабная работа по тестированию и доработке специального программного обеспечения с элементами искусственного интеллекта, разработанной ведущими научно-образовательными организациями страны и сообществом независимых экспертов для анализа и обработки значительного объема данных [4]. На основании вышеизложенного, приходим к выводу о том, что стремительно развивающаяся в настоящее время сфера научно-технического прогресса и практическое использование современных информационных технологий во всех сферах общественных отношений значительно опережает нормативное регулирование.
Такие проблемы института антикоррупционной экспертизы, как малая эффективность, ввиду недостаточного количества компетентных экспертов и перегруженности органов государственной власти, незаинтересованность независимых экспертов, возможность злоупотребления правом антикоррупционной экспертизы, значительный объем работы, возлагаемый на лицо, проверяющее нормативно-правовые акты и их проекты, могут быть решены путем имплементации современных информационных технологий в действующее законодательство в области антикоррупционной экспертизы. Предложенные в настоящей статье нормы позволят последовательно внедрить достижения научно-технического прогресса в деятельность органов государственной власти, граждан и общественных организаций при проведении антикоррупционной экспертизы, существенно повысив эффективность выявления коррупциогенных факторов, а также выступят значимым этапом в реализации национальной стратегии по цифровой трансформации права в Российской Федерации.
Литература:
- Талапина Э. В. Искусственный интеллект и правовые экспертизы в государственном управлении // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2021, 12 (4), с. 865–881.
- Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2019 г. № 41 ст. 5700.
- Министерство юстиции Российской Федерации: офиц. сайт. — URL: https://www.minjust.gov.ru/ru/events/48960/ (дата обращения: 27.10.2024).
- Национальный портал в сфере Искусственного интеллекта: офиц. сайт. — URL: https://ai.gov.ru/mediacenter/generalnaya-prokuratura-rf-nachala-vnedryat-v-svoyu-deyatelnost-iskusstvennyy-intellekt-i-neyroseti/?pageStart=268&lastGrand=0 (дата обращения: 28.10.2024).