Как известно, дети — народ пытливый и любознательный, но в силу своих психологических особенностей у них отсутствует защитная реакция на противопожарную обстановку. Поэтому работа с дошкольниками по пожарной безопасности является крайне актуальной и необходимой, поскольку именно в этом возрасте у детей формируются базовые знания, навыки и понимание опасностей, связанных с огнем и пожарами. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически, и только тогда отношение к этой проблеме будет осознанным. Лучшим условием для решения этой проблемы являются культурные практики. Эти практики позволяют ребятам осваивать новые знания в игровой форме, то есть в естественной для них обстановке. Из опыта своей работы, заниматься культурными практиками лучше в утренние и вечерние часы, а также вовремя самостоятельной деятельности детей.
Формирование у детей основ пожарной безопасности начинаю с ознакомления дошкольников со средствами пожаротушения и профессией пожарного. Организую экскурсию к пожарному щиту детского сада и «сюрпризного момента» в виде новой дидактической игры, которую принес «Колобок — пожарный». Большое внимание уделяю обустройству центра «Пожарной безопасности». Следует отметить, что родители воспитанников принимают активное участие в создании атрибутов для центра: родители изготовили накидку-трансформер пожарной машины, мини пожарный щит, спецодежду для детей и для куклы, так у нас появился «пожарный Степан». Родители также помогли в организации «Мини-музея спецтехники».
Для центра «Пожарной безопасности» мною было изготовлено методическое пособие «Тревожный чемоданчик 112», в которое вошел авторский дидактический материал, позволяющий ребятам использовать содержимое в самостоятельной игровой деятельности, а педагогам в образовательной деятельности.
Совместную работу с детьми по уточнению, систематизации и углублению знаний, правилах пожарной безопасности и формированию привычки их соблюдать осуществляю в творческой мастерской. Мастерские позволяют ребятам в атмосфере свободы выбора к самовыражению сотрудничать как со взрослым, так и детьми. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию. Например, «Мастерская Самоделкин», где занимаются изобразительной деятельностью, создавая коллективные коллажи (например, «Пожарный поезд»), рукотворные книжки-малышки. В один из дней, в мастерской, ребятами было предложено изготовить куб-трансформер «Пожарная служба». Мы сделали фото детских творческих работ, уменьшили их, наклеивали на деревянные кубики, затем разрезали по схеме. Идея понравилась, и мы решили сделать еще один куб «Помощники пожарных», но уже выбрали картинки, связанные с пожарной службой. В результате, ребята с удовольствием играли, имея возможность закрепить свои знания по пожарной безопасности, пользуясь результатом совместного творчества.
Культурные практики в конструктивно-модельной деятельности, позволяют ребятам закрепить полученный опыт при работе с подвижными и разрезными деталями, строительным материалом. Так при постройке «Пожарной части» дети использовали схемы и чертежи. Такие постройки ценны тем, что не разбираются детьми несколько дней, а игры с ними пополняются новыми сюжетами.
Системность применения культурных практик позволяет закрепить правила поведения в экстремальных ситуациях, воспитывает уверенность в своих силах. В течении года группе проводилась практическая эвакуация по условному сигналу и задымленности в разных помещениях группы. Можно было наблюдать как ребята проявляли себя вначале, делая много ошибок и теряясь, но после каждой тренировки мы с ребятами фиксировали наши ошибки и искали правильное решение. Ребята пришли к выводу, чтобы справиться с пожароопасной ситуацией, необходимо также быть ловким, смелым и сильным. Поэтому старались показать и развивать эти качества в спортивных состязаниях, ситуационно-ролевых играх.
Формирование привычки соблюдения правил пожарной безопасности достигается при помощи таких практик как: знакомство с художественной литературой, постановки театрализованных представлений («Теремок», «Встреча Красной шапочки с героями Умницей и Тихоней» и т. д.).
Предлагаю для ознакомления в качестве примера план мероприятий «Один день из жизни группы» по пожарной безопасности.
«Пожарный расчет спешит на помощь» (с детьми средней группы, 4–5 лет):
«Утренний круг». Дошкольники организовали игру с мобильными домиками, и на мое предложение построить сказочный «Цветочный город» откликнулись с удовольствием. Постройка привлекла остальных ребят, которые с интересом рассматривали волшебный городок. Во время рассматривания я рассказала ребятам одну историю о пожаре в «Цветочном городе». Все спаслись, но очень испугались и, к сожалению, сгорела вся улица. Мы обсудили, почему мог возникнуть пожар, как и чем можно было его потушить. Все вместе пришли к выводу, что сгорели дома на всей улице из-за веретенной погоды, отсутствии пожарного щита, близкого расположения домов и несвоевременного вызова пожарных. Так у ребят появилось желание поиграть в ситуационно-ролевую игру «Пожарная служба». Пожарные расчеты тренировались в быстром нахождении своего места в пожарной машине, перетягивали канат, тушили очаг возгорания разноцветными «ледяными» шариками. В этот день в нашем дошкольном учреждении проходили городские учения по пожарной эвакуации, ребята показали свою организованность. Кульминацией дня безопасности было рассматривание настоящей пожарной машины снаружи и внутри, а также беседа с настоящим пожарным.
«План проведения практикума «Если случился пожар — делай так…»
«Утренний круг». Рассматривание и обсуждение новых сюжетных ситуационных картинок «Новый год и пожарная безопасность».
Задание № 1. Д/и: «Разложи по порядку» (картинки с порядком действий при пожаре).
Задание № 2. «Скажи правильно — получи фишку» (назови возможную причину пожара; как правильно вызвать пожарных)
Задание № 3. Практическая ситуация «Как правильно покинуть задымлённое помещение»
Задание № 4. Практическая ситуация «Что поможет потушить пожар»
Задание № 5. «Пройди лабиринт»
Задание № 6. Тренинг «Сработала пожарная сигнализация» (эвакуация из группового помещения)
Рефлексия. Какие трудности были? Что вы чувствовали, когда звучала сирена? Что нам удалось сделать правильно и быстро?
«План проведения квест-игры «Путешествие к пожарным» (старшая группа)
«Утренний круг». Обсуждение полученного конверта от «пожарного Степана» с заданиями к квест-игре.
Задание № 1. «Собери пазлы и назови произведение» («Кошкин дом» с проговариванием произведения).
Задание № 2. «Собери пожарного на службу» (Кукла-пожарный, плоскостная фетровая модель с подвижными деталями).
Задание № 3 «Пройди лабиринты» (получи задание).
Задание № 4 «Найди по ориентирам» (ориентировка в пространстве).
Задание № 5 «Собери модульный пожарный куб».
Задание № 6 «Твои действия при задымлении» (практикум)
Задание № 7 «Что нужно пожарному» (работа с картинками)
Рефлексия. Какие трудности были? Что больше понравилось? Рассматривание призовой игры-ходилки «Осторожно — Огонь!».
Таким образом, применение данной технологии позволило воспитанникам овладеть системой знаний и практическими навыками о правилах безопасного поведения в экстренных ситуациях, при возникновении пожароопасных ситуаций. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Ребята нашей группы при проведении учебно-тренировочной эвакуации, совместно с пожарной службой города показали высокий результат. Чем раньше ребята познакомятся с правилами безопасного поведения, тем будет меньше несчастных случаев с участием детей. Заинтересовались? Посмотрите фотоотчет по реализации культурных практик:
Литература:
- Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. — Т Ц: Сфера, 2013
- Шорыгина, Т. А. Правила пожарной безопасности для детей 5–8 лет — М.: Т Ц: Сфера, 2000.
- Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2000.
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2007.
- Аралина, Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности — Москва, 2007.
- Володин В. А. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. — М.: Аванта, 2001.