Неотъемлемой частью повседневной жизни современного общества и нормой функционирования экономики страны в целом, и регионов в частности, является процесс глобальной цифровизации с использованием технологий Интернета вещей (IoT), обмена больших объемов данных (BigData) и предиктивной аналитики с применением искусственного интеллекта (AI). Процесс цифровизации является основополагающим технологическим трендом, набирающим обороты с каждым днем, который уже достаточно уверенно проник во все сферы жизнедеятельности человека и напрямую влияет на уровень его существования в современном мире. Цифровизация кардинально меняет подходы к формам видения бизнеса, разрушает привычные стереотипы, привычки и заставляет управленческий состав по-новому мыслить и подходить к принятию решений. Цифровизация и цифровая трансформация являются якорными направлениями в повышении эффективности любого производства. В Российской Федерации процесс цифровизации определен в качестве ключевого приоритета развития современного государства, поскольку имеет прямую значимую связь с экономическим ростом. В последние годы Россия увеличила в целом развитие цифровизации по многим направлениям и сферам деятельности, что позволяет занимать серьёзные позиции на мировой арене.
Поэтому вопрос подготовки, создания и развития информационного общества достаточно актуален на протяжении последних десяти лет и сейчас набирает обороты из-за стремительного развития цифровых технологий и многократного роста объемов цифровых данных, которые нуждаются не только в грамотной обработке, но в надежной защите.
В рамках данной статьи постараемся понять, что есть информационное общество, какие этапы существуют при его становлении, проведем анализ результативности реализации на территории Хабаровского края государственной программы «Развитие информационного общества в Хабаровском крае» и какие дальнейшие шаги необходимо предпринять для развития информационного общества.
Впервые термин «информационное сообщество» был изобретен/озвучен японским профессором Ю. Хаяши в прошлом веке в начале 60-х годов и задал вектор развития научного направления. И с учетом того, что в тот период времени становилась эпоха вычислительной техники, то под информатизацией общества в основном понимался процесс компьютеризации, который предоставлял сообществу доступ к достоверной точной информации, позволял уйти от рутинной работы и обеспечивал высокий уровень автоматизации на производстве. Однако спустя более чем полвека, согласно выводам доктора философских наук, профессора МГУ имени М. В. Ломоносова, Т. В. Науменко, продолжает существовать большое множество определений, пониманий и проявлений информационного сообщества [1].
В рамках данной статьи предлагается подходить к определению информационного общества через трехступенчатую модель становления данного общества, в которой в основе лежит развитие информационно-коммуникационной сети/технологий (ИКТ) [2]:
— степень готовности сетевой инфраструктуры и доступ к ней;
— уровень использования обществом ИКТ;
— достаточная эффективность использования ресурсов ИКТ.
И только при реализации всех трех вышеописанных задач можно говорить о наличии информационного общества, поскольку сама по себе сетевая инфраструктура не принесет должного положительного эффекта, если общество не будет готово грамотно воспользоваться информационными ресурсами.
Чтобы занимать достойное полноправное место в информационном мировом сообществе, в России была разработана и эффективно реализовывается национальная информационная политика государства, в рамках которой реализуется приоритетная задача государственного управления по переходу к современному информационному сообществу.
В своем послании к Федеральному собранию В. В. Путин в декабре 2016 г. предложил запустить программу по развитию экономики страны нового технологического поколения — цифровой экономики [3].
В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [4], была создана программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [5], первоочередная задача которой — создание и развитие информационного общества в России.
В Хабаровском крае развитие информационного общества осуществляется в рамках государственной программы Хабаровского края [6], в соответствии с:
— стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденной Указом Президента РФ [7];
— государственной программой Российской Федерации «Информационное общество» [8];
— стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года.
Ключевой задачей данной программы является развитие, а на отдельных территориях создание современной ИКТ, предопределяющей новые возможности в развитии экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества на территории Хабаровского края и обеспечение достаточных условий для эффективного ее использования.
Как упоминалось ранее, в основе ИКТ лежит цифровизация, как процесс внедрения цифровых технологий в любую сферу жизнедеятельности общества, и в этом направлении видно (таблица 1), что Хабаровский край является регионом-середняком среди других субъектов ДФО, но при этом показывает более быстрое, чем в среднем по РФ и других субъектах ДФО увеличение общего интегрального индекса (ИЦ) (с 1,702 до 2,023), что является косвенным подтверждением более активной работы по проникновению цифровизации в социально-экономические процессы в регионе. Отдельно стоит отметить рост количества организаций в регионе по использованию в своей повседневной операционной деятельности доступа к Интернету, составляющий порядка 30 %.
Таблица 1
Индексы цифровизации субъектов ДВО в 2020 г. / 2022 г.
Регион |
Цифровая мобильность (ЦМ) |
Цифровое равенство (ЦР) |
Цифровая экономика (ЦЭ) |
Цифровое взаимодействие (ЦВ) |
Индекс цифровизации региона (ИЦ) |
Магаданская область |
0,212 / 0,271 |
0,687 / 0,763 |
0,515 / 0,539 |
0,6 / 0,544 |
2,014 / 2,117 |
Чукотский автономный округ |
0,144 / 0,256 |
0,741 / 0,691 |
0,368 / 0,529 |
0,48 / 0,487 |
1,733 / 1963 |
Еврейская автономная область |
0,153 / 0,221 |
0,617 / 0,71 |
0,39 / 0,472 |
0,48 / 0,499 |
1,64 / 1,902 |
Камчатский край |
0,187 / 0,221 |
0,688 /0,733 |
0,444 /0,468 |
0,563 /0,561 |
1,882 / 1,983 |
Приморский край |
0,234 / 0,255 |
0,604 / 0,751 |
0,448 / 0,487 |
0,55 / 0,562 |
1,836 / 2,055 |
Хабаровский край |
0,195 / 0,234 |
0,592 / 0,76 |
0,424 / 0,5 |
0,491 / 0,529 |
1,702 /2,023 |
Амурская область |
0,213 / 0,259 |
0,64 / 0,751 |
0,407 / 0,403 |
0,531 / 0,509 |
1,791 / 1,922 |
Республика Бурятия |
0,247 / 0,269 |
0,54 / 0,646 |
0,347 / 0,431 |
0,51 / 0,45 |
1,644 / 1,796 |
Сахалинская область |
0,279 / 0,302 |
0,657 / 0,802 |
0,475 / 0,487 |
0,582 / 0,566 |
1,993 / 2,157 |
Забайкальский край |
0,24 / 0,259 |
0,666 / 0,738 |
0,447 / 0,459 |
0,573 / 0,525 |
1,926 / 1,981 |
Республика Саха (Якутия) |
0,216 / 0,326 |
0,551 / 0,731 |
0,38 / 0,504 |
0,458 / 0,509 |
1,605 / 2,07 |
Справочно: РФ |
0,257 / 0,289 |
0,581 / 0,741 |
0,418 / 0,47 |
0,543 / 0,537 |
1,799/ 2,037 |
Примечание: в ячейках таблицы представлены показатели соответственно за 2020 г. / 2022 г.
Источник: рассчитано автором на основании данных Росстата
За период 2021–2023 гг. была поделана большая работа по развитию существующей и созданию новой коммуникационной инфраструктуры на территории края. Так в результате кооперации Правительства региона и ведущих операторов связи было построено свыше 750 км волоконно-оптических линий связи и произведен запуск новых и модернизация существующих объектов связи в общем объеме более 450 единиц, что дало возможность жителям и организациям еще 98 населенных пунктов Хабаровского края получить доступ к публичной сети Интернет (рисунок 1).
Рис. 1. Подключение населенных пунктов к сети Интернет
Стоит отметить, что в целом уровень использования ИКТ (доступ в Интернет) по сравнению с 2020 г. в Хабаровском крае показывает положительную динамику, более 13 %, что несомненно говорит о спросе среди населения. Данная тенденция будет наблюдаться и далее по причине перевода в информационную среду все большего количества продуктов и услуг.
Как пример, одним из ключевых цифровых инструментов для решения вопросов по предоставлению государственных и муниципальных услуг, аналогов которому нет в мире, является единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Количество возможных массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг к получению в электронном виде на начало 2024 г. составляло 91.
Поэтому рассмотрим эффективность использования ресурсов ИКТ жителями Хабаровского края на примере пользования ресурсом ЕПГУ. Согласно таблице 2 видно, что доля социально значимых государственных и муниципальных услуг, доступных в электронном виде на конец 2023 г. составила 100 %. При этом доля граждан, использующих данный механизм (зарегистрированных на портале) немногим более 80 %. Данный факт говорит о том, что данную возможность используют в основном жители городских населенных пунктов, имеющих больше информации о данном ресурсе. Если взять за основу процент пользователей ЕПГУ, использующих сервисы ЕПГУ в отчетном периоде, то он еще меньше и составляет 64,09 % от количества зарегистрированных пользователей. Несложно предположить, что основная причина кроется в слабой осведомленности пользователей ЕПГУ о гораздо более широком спектре возможностей данного портала. И это с учетом того, что работа по информированию населения региона о преимуществах ЕПГУ проводилась через различные источники средств массовой информации.
Таблица 2
Эффективность использования ИКТ в 2021–2023 гг.
Наименование показателя |
Единица измерения |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Количество государственных услуг в электронном виде на ЕПГУ |
единиц |
76 |
88 |
91 |
Доля массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предоставляемых с использованием ЕПГУ |
% |
93 |
100 |
100 |
Доля обращений за получением массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием ЕПГУ |
% |
75 |
63 |
65 |
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде |
% |
79,6 |
81,8 |
81,8 |
Доля зарегистрированных пользователей ЕПГУ, использующих сервисы ЕПГУ в текущем году в целях получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, от общего числа зарегистрированных пользователей ЕПГУ |
% |
35,3 |
57,0 |
64,09 |
Уровень удовлетворенности качеством предоставления услуг в электронном виде с использованием ЕПГУ |
балл |
4,16 |
4,06 |
4,23 |
Большинство мероприятий, запланированных в рамках I-го этапа (2012–2023 гг.) государственной программы выполнены в полном объеме и деятельность министерства цифрового развития и связи Хабаровского края по реализации программы можно оценивать как эффективную.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в Хабаровском крае реализация государственной программы осуществляется с достижением целевых показателей. Однако для развития информационного общества необходимо в рамках проектной деятельности министерства цифрового развития и связи Хабаровского края уделить особое внимание эффективности использования ИКТ и в первую очередь в сельской местности, где ключевой аудиторией (более 100 тыс. человек) являются жители 16–80 лет. Данный проект может быть реализован в рамках II-го этапа (2024–2030 гг.) государственной программы.
Литература:
- Науменко, Т. В. Что такое информационное общество? Информационное общество, № 6, 2021, 9–16с. ISSN 1605–9921 (эл.);
- Нисневич Ю. А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000. — 175с. ISBN 5–244–00973–7;
- Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
- Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019г. № 7;
- Постановление Правительства Хабаровского края от 02.05.2012г. № 139-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского Края «Развитие информационного общества в Хабаровском крае» (в ред. Постановления Правительства Хабаровского края от 23.11.2023 № 531-пр);
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 313 «Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество»;
- Отчеты о ходе реализации государственной программы // https://mits.khabkrai.ru/?menu=getfile&id=2866. Дата обращения: 03.10.2024 г.;
- Данные официальной статистики.