В статье авторы исследуют актуальные вопросы организации и проведения местных референдумов в современных условиях, статистику их проведения, а также причины их появления.
Ключевые слова: местные референдумы, местное самоуправление.
В соответствии со ст. 3 и ст. 130 Конституции Российской Федерации, референдум является значимым элементом непосредственного выражения власти народа [1]. В целях эффективного осуществления местного самоуправления решение народом вопросов местного уровня на референдуме имеет особое значение, так как такая форма участия граждан в политической жизни государства служит гарантом перспективного развития непосредственной системы местного самоуправления, а также способствует росту социально-политической инициативности народа. Но в современных условиях развития общественных отношений полагаем, что правовое регулирование системы организации и проведения местных референдумов нуждается в совершенствовании.
Согласно Федеральному закону № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», референдум — это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме [2]. Для достижения решений вопросов населения проводится местный референдум. Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин определяют местный референдум как голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения [3, С. 142–162]. По нашему мнению, местный референдум появился в результате необходимости развития местного самоуправления и потребности решения вопросов местного значения, связанных с интересами жизни и быта населения, проживающего на конкретной территории. Считаем, что практика организации местных референдумов достаточно редка и их появление обусловлено еще рядом других причин: потребность в выражении мнения по наиболее важным вопросам, развитие демократических форм. Тематическое содержание большей части референдумов достаточно едино (вопросы структуры органов местного самоуправления, экономические вопросы) [4, с. 161].
Рассмотрим организацию и проведение местных референдумов на примере Республики Башкортостан. 27 марта 2005 года в Республике Башкортостан был объявлен местный референдум в 104 муниципальных образованиях. Вопрос, выносимый на обсуждение, формулировался так: «Согласны ли Вы с тем, чтобы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», инициированного Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, была установлена следующая структура органов местного самоуправления муниципального образования города (района): представительный орган муниципального образования (Совет), председателем которого является избираемый из его состава глава муниципального образования (Председатель Совета); — местная администрация муниципального образования (Администрация) во главе с главой местной администрации (Глава Администрации)?». Этот референдум вызвал неоднозначную реакцию в обществе, поскольку исходя из формулировки вынесенного на референдум вопроса, прямые выборы глав муниципальных образований фактически упразднялись [5, С.4–8].
Стоит отметить, что граждане достаточно мало уделяют внимания к участию в местном референдуме. Например, 2 июля 2006 года в Великом Новгороде был проведен городской референдум по вопросу способа избрания мэра города. По итогу местный референдум был признан несостоявшимся, поскольку на участках был достаточно низки процент явки (4,54 %).
В Пскове 16 июля 2006 года, где был организован местный референдум, на котором поднимался вопрос о структуре органов местного самоуправления. По итогу местный референдум набрал достаточную явку и признан состоявшимся, так как на вопрос ответило большинство участников.
Анализ статистики проведения местных референдумов в современный период времени показал, что они проводятся достаточно редко и имеют малоэффективный характер. Сложившаяся ситуация обусловлена рядом причин правового регулирования, сложности порядка организации референдума. Отметим, что формулировка в законодательстве «наиболее значимые вопросы» муниципального или государственного уровня является оценочной и широкой. Например, согласно ст.10 Закона «О местном референдуме» в Республике Башкортостан достаточно сложно выявить конкретный круг вопросов, необходимый для вынесения их на уровень местного референдума. Кроме того, одной из распространенных причин малого количества организации и проведения местных референдумов является низкая мотивация граждан к самоорганизации в решении важных вопросов местного значения [6, с. 186]. Например, это проявляется из-за юридической пассивности, недоверии граждан к органам местного самоуправления, низком уровне правовой культуры, просвещенности. Справедливо отмечают, В. А. Толстик и Н. А. Трусов, что референдум является основным началом демократии, непосредственным выражением воли народа и именно референдум, как никакой другой институт непосредственного волеизъявления, реализует идею участия народа в осуществлении власти и управления [7, с. 9].
Резюмируя вышеизложенное стоит отметить, что перспективное развитие форм демократии, гражданского общества в современный период времени нельзя представить без системы организации и проведения местных референдумов, которые важны для повышения эффективности местного самоуправления.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
3. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — С. 142–162.
4. Байкалов А. А. О причинах неэффективности института референдума в РФ // Молодой ученый. 2021. No 21 (363). С. 161–162.
5. Бабина О. А. Особенности формирования местного самоуправления в Республике Башкортостан // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». 2013. No 4 (1). С. 4–8.
6. Артюшина О. Н., Лёвин Е. И. Отдельные проблемы использования местного референдума как формы народовластия // Вестник КГУ. 2017. № 2. С. 184–187.
7. Толстик В. А. Трусов Н. А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Вестник Нижегородской академии МВД. 2013. № 24. С. 9–13.