Развитие рынка дополнительного профессионального образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.11.2024

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Пехтелева, О. О. Развитие рынка дополнительного профессионального образования в России / О. О. Пехтелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 127-131. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119620/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор исследует развитие и текущее состояние рынка дополнительного образования в России, с учетом влияния экономических изменений, цифровизации, пандемии, конкурентной среды и государственного регулирования в этой сфере.

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации.

Рынок образовательных услуг в России сформировался относительно недавно. Исследователи выделяют несколько характерных периодов, которые ярко выражают особенности становления дополнительного образования в России: конец XIX — начало XX века, 20–30-е годы XX века, 40–80-е годы XX века и период с 1992 года по настоящее время.

Последний период вместе с внедрением принципов рыночной экономики, а также применением этих принципов к системе социально-экономических отношений постепенно сформировал и сам рынок образовательных услуг. В этот период появляются образовательные организации разных типов и форм собственности, расширяется спектр предоставляемых образовательных услуг. В отличии от «образования на всю жизнь», которое ранее оставалось более привычным, происходит движение в сторону становления «образовании через всю жизнь», укрепляется понятие об непрерывном образовании.

Непосредственное влияние на развитие рынка оказали изменения в российской экономике с конца 2014 года. Кризис и последующая пандемия, повлияли на потребительский спрос, изменения коснулись всех сфер жизни. В этот же период, чтобы адаптироваться к этим изменениям, появляющимся технологиям, ускоренному развитию цифровизации и искусственного интеллекта увеличивается потребность у людей учиться непрерывно на протяжении всей жизни. Непрерывное образование подчеркивает важность регулярного обновления знаний и навыков, чтобы приспособиться к постоянно меняющейся социальной среде и потребности в личном развитии.

Система непрерывного образования во многих странах считается максимально соответствующей текущим потребностям общества и личности благодаря тому, что непрерывность процесса способствует генерации технологических инноваций, обеспечивает высокий уровень производства и создает условия для динамичного обновления знаний работников в условиях быстрого устаревания информации, используемой в производственной деятельности. При этом данная система позволяет обеспечить высокую мобильность рабочей силы, что сказывается на конкурентоспособности экономической системы и позволяет гибко регулировать систему трудовых отношений. В связи с этим понятие «образования на всю жизнь» принято считать не соответствующим современным требованиям. Пришедший на смену принцип «образовании через всю жизнь» задает вектор изменениям как в самой системе образования, так и в рамках государственной социальной политики.

В настоящее время непрерывное образование рассматривается как обеспеченная государственными и общественными институтами система, которая направлена на удовлетворение потребности людей и общества в образовании в течении всей жизни, повышении потенциала граждан и обновления знаний.

Концепция непрерывного образования включила в себя базовое, профессиональное, высшее и дополнительное образование.

Понятие дополнительного образования, как одного из важнейших компонентов непрерывного образования, реализуемого с помощью специальных программ как профессионального, так и общего образования, полностью отвечает потребностям государства и общества в образовательных и профессиональных услугах, об этом свидетельствует его поддержка Правительством, а также федеральными органами исполнительной власти.

Деятельность в сфере образования регламентирует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2].

Согласно закону № 273-ФЗ выделяются 2 вида дополнительного образования:

— дополнительное профессиональное образование;

— дополнительное образование детей и взрослых.

Основной задачей профессионального обучения является постоянное повышение квалификации работника, специалиста на каждом уровне профессиональной подготовки.

Дополнительное профессиональное образование в свою очередь делится:

  1. Программы профессионального развития, которые предусматривают совершенствование или приобретение новых компетенций, в рамках имеющейся квалификации. По результатам успешного прохождения обучения выдается документ о повышении квалификации.
  2. Программы профессиональной переподготовки, которые направлены на получение компетенций для новой профессиональной деятельности. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке.

На образовательном рынке конечным пользователем всегда является конкретный человек. При этом в дополнительном платном образовании в России чаще заинтересованы компании. Для понимания источников финансирования дополнительного образования рассмотрен отчет BusinesStat за 2021–2023 гг. (таблица 1) [8].

Таблица 1

Численность учащихся учреждений дополнительного профессионального образования по источнику финансирования в России в 2023 г. (тыс. чел)

Источник финансирования

Тыс.чел

Государство

3 080,8

Физические лица

1 474,5

Юридические лица

3 824,1

Всего

8 319,3

Согласно представленным данным в таблице 1, в 2023 году в России за счет предприятий и организаций получили дополнительное профессиональное образование 46 % и за счет бюджетных ассигнований 37 %, доля обучения за собственный счет составила всего 17,7 %. Полученные данные показывают, что на рынке дополнительного профессионального образования потребителями являются не только люди и государство, но и организации, готовые оплачивать обучение своих сотрудников для достижения своих целей. Если сотрудникам потребуется приобрести новые нестандартные профессиональные навыки, то вероятнее всего предприятие само организует и оплатит это обучение. Так же для ряда специальностей законодательными актами устанавливается периодичность прохождения повышения квалификации.

После временного спада в 2020 г. образовательные организации вновь увеличили предложение учебных программ в ответ на потребности бизнеса и государства, что свидетельствуют данные BusinesStat (таблица 2) [8].

Таблица 2

Численность программ дополнительного профессионального образования по виду обучения в России в 2019–2023 годах (тыс.)

Вид обучения

2019

2020

2021

2022

2023

Повышение квалификации

222,7

211,5

217,9

261,1

272,6

Профессиональная переподготовка

62,9

55,2

52,3

60,6

65,2

Всего

285,7

266,7

270,2

321,7

337,8

Количество программ дополнительного профессионального образования в России в 2023 году увеличилось на 27 % и достигло 338 тыс. к показателям 2020 года.

По прогнозам BusinesStat в 2024–2028 годах увеличится численность учащихся (таблица 3) [8].

Таблица 3

Прогноз численности учащихся учреждений дополнительного профессионального образования в России в 2024–2028 годах (млн. чел.)

Вид обучения

2024

2025

2026

2027

2028

Численность учащихся (млн чел.)

8,51

8,69

8,85

9,00

9,14

Динамика (% к предыдущему году)

2,3

2,1

1,9

1,7

1,5

По прогнозируемым данным, численность учащихся увеличится на 9,9 % к данным 2023 года (8.32 млн. чел) и достигнет 9,14 млн.чел. Что свидетельствует о том, что объем рынка дополнительных профессиональных услуг в ближайшие года будет увеличиваться.

Кроме того, на развитие дополнительного образования повлиял резко выросший спрос на дистанционный формат обучения, возникший в 2020 г. Пандемия послужила серьезным толчком для технического прогресса и как решение на возникшие ограничения, появился дистанционный формат, на который в кратчайшие сроки заставили перейти всю систему образования.

Согласно закону № 273-ФЗ под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2]. При этом не предусмотрен перечень образовательных программ, при реализации которых не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Немаловажным фактором развития образования является конкурентная среда. Благодаря увеличению спроса на дополнительное образование растет заинтересованность в этом рынке новых игроков. Крупные российские компании, такие как Яндекс, Сбер активно инвестируют в образовательные проекты.

Конкурентная ситуация на рынке дополнительных образовательных услуг неоднозначна. Одни эксперты считают, что целевая аудитория у бюджетных и коммерческих образовательных организаций разная в связи с разным уровнем доходов населения. Другие эксперты утверждают, что основная конкуренция происходит только среди похожих образовательных организаций, либо только между коммерческими образовательными организациями.

Сахарчук Н. С., Казанцева Н. В. и Бахарева А. П. провели исследование, рассмотрели высшие учебные заведения и их доход от программ дополнительного профессионального обучения, а также привели данные крупнейших организаций (в том числе Skillbox, Skolcovo, Netologia) [7]. По полученным данным лидерами рынка являются корпоративные университеты, при этом высшие учебные заведения остаются важным игроком на рынке.

Наряду с конкуренцией, имеются административные ограничения, относительно предлагаемых образовательных услуг, регулируемые государством. Для этого могут применяться следующие инструменты:

— государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций;

— лицензирование образовательной деятельности организаций;

— государственная аккредитация образовательной деятельности организаций;

— подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации;

— федеральные государственные образовательные стандарты.

В связи с изменившимися условиями программам дополнительного образования приходится адаптироваться, менять структуру, внедрять дистанционное обучение. Возникла потребность в профессиональных методистах, производителей онлайн-курсов и обучении преподавателей работать в новых условиях. Конкуренция на рынке образовательных услуг стала предъявлять больше требований к качеству, формату, стоимости и квалификации педагогов.

Образовательные организации больше не могут оставаться пассивными производителями образовательных услуг: конкуренция усиливается, объем предложения на рынке дополнительных образовательных услуг растет, а это значит, что образовательной организации необходимо четко и грамотно использовать существующие методы продвижения, внедрять инновационные подходы в создании рекламы и следовать современным тенденциям в сфере образования.

Принимая во внимание административные ограничения, усиливающуюся конкуренцию и поддержку государства в концепции непрерывного образования, перед бюджетными образовательными организациями стоит большая задача по продвижению платных образовательных услуг на рынок. Для бюджетных организаций встал выбор или соответствовать, использовать современные информационные технологии, улучшать качество преподавания, следить за тенденциями и быстро реагировать на изменения или уступить свою долю рынка коммерческим организациям.

Литература:

  1. Боровинская И. В. Развитие дополнительных платных образовательных услуг в бюджетных учреждениях. / И. В. Боровинская, И.А Расковалова // Журнал Экономические науки. С. 136–142. UPL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dopolnitelnyh-platnyh-obrazovatelnyh-uslug-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah/viewer
  2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года]. — Москва, 2024. — 224 с. — ISBN 978–5-04–196004–9.
  3. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: Приказ Министерства образования и науки № 499: [Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.]. — Регистрационный номер N 29444.
  4. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Министерства просвещения № 629: [Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2022 г.]. — Регистрационный номер N 70226.
  5. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения: Приказ Министерства образования и науки № 292: [Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2013 г.]. — Регистрационный номер N 28395.
  6. Российская Федерация. Письма. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме: Письмо Министерства образования и науки № ВК-1013/06: [от 21 апреля 2015 г.]. — Регистрационный номер N 59764.
  7. Сахарчук Н. С. Рынок дополнительного профессионального образования России в новых экономических условиях/ Н. С. Сахарчук, Н. В. Казанцева, А. П. Бахарева // E-Management, 2022. — Т. 5, № 2. — С. 35–44.
  8. Анализ рынка дополнительного образования в России в 2019–2023 гг, прогноз на 2024–2028 гг: отчет BusinesStat.- URL: https://businesstat.ru/images/demo/additional_professional_education_russia_demo_businesstat.pdf?ysclid=m0xo72r5me807063907– Текст: электронный.
  9. Мычка С. Ю. Факторы конкурентоспособности высших учебных заведений в системе рыночных отношений/ С. Ю. Мычка, М. А. Шаталов –: Ярославль: Сборник материалов Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования: сборник материалов /под науч. ред. М. В. Новикова. –: РИО ЯГПУ, 2018. — 216 с. — ISBN 978–5-00089–260–2
  10. Вершловский С. Г. Лидеры образования и просвещения взрослых / С. Г. Вершловский // Человек и образование, 2014. — № 3. — С. 155–158.
  11. Горшков, М. К. Непрерывное образование в современном контексте: монография / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 200 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978–5-534–08241–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540268
  12. Кучеревская М. О. Реализация принципов непрерывного образования в государственной политике российской федерации в области образования / М. О. Кучеревская // Философия образования — 2019: — т. 19, № 2 — DOI: 10.15372/phe2019020
  13. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник ТГПУ. — 2009. — Выпуск 7 (85) — С. 106–109.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, россия, непрерывное образование, услуга, вид обучения, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, сфера образования, численность учащихся.


Похожие статьи

Задать вопрос