Использование виртуальной и дополненной реальности в образовательных системах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование виртуальной и дополненной реальности в образовательных системах / Т. Х. Розметов, К. Н. Ишангулыев, Г. К. Гаррыев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119639/ (дата обращения: 23.01.2025).



В статье рассматриваются современные подходы к использованию виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в образовательных системах. Анализируются ключевые преимущества, такие как интерактивность и персонализация обучения, а также ограничения и вызовы, связанные с внедрением этих технологий. Особое внимание уделено примерам применения VR/AR в обучении техническим навыкам, медицине и школьной программе, а также вопросам доступности и адаптации контента под различные образовательные потребности.

Введение

Современные технологии продолжают трансформировать образовательные процессы, делая их более интерактивными и эффективными. Одним из самых инновационных направлений стала интеграция технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Эти технологии позволяют создавать уникальные учебные среды, которые раньше были недоступны из-за географических, финансовых или технологических ограничений. Данная статья посвящена анализу возможностей и вызовов, связанных с использованием VR/AR в образовательных системах.

Что такое VR/AR?

Виртуальная реальность (VR) представляет собой полностью искусственную среду, в которую пользователь погружается с помощью специальных устройств, таких как шлемы VR (например, Oculus Rift, HTC Vive).

Дополненная реальность (AR) накладывает цифровую информацию на реальные объекты, предоставляя интерактивный опыт. Примером может служить использование AR-приложений на смартфонах для визуализации 3D-объектов.

Обе технологии активно внедряются в образовательную сферу для повышения вовлеченности и эффективности обучения.

Преимущества использования VR/AR в образовании

  1. Интерактивность и вовлеченность

VR/AR-технологии создают среду, где учащиеся могут активно взаимодействовать с материалом. Например, виртуальные лаборатории позволяют проводить эксперименты без риска для здоровья и ресурсов.

  1. Персонализация обучения

Индивидуальные курсы и модули, адаптированные под уровень знаний ученика, становятся возможными благодаря интерактивным VR/AR-решениям.

  1. Доступность сложных концепций

Сложные для понимания темы, такие как строение молекул или исторические события, могут быть визуализированы в 3D-формате, что упрощает их изучение.

  1. Обучение через опыт

Технологии VR позволяют создавать симуляции, например, хирургических операций или работы сложного оборудования, что делает обучение более практическим.

Примеры применения VR/AR в образовании

  1. Медицина

VR используется для подготовки хирургов: симуляторы операций позволяют студентам отрабатывать навыки до работы с реальными пациентами. AR может накладывать анатомические структуры на тело пациента в режиме реального времени, помогая в обучении.

  1. Технические науки

Инженерные дисциплины используют VR/AR для проектирования и тестирования моделей. Студенты могут работать с виртуальными прототипами зданий, машин или электронных схем.

  1. Школьное образование

Исторические реконструкции, виртуальные экскурсии в музеи или путешествия по Солнечной системе в VR делают уроки более увлекательными и запоминающимися.

  1. Изучение языков

VR позволяет погрузиться в языковую среду, взаимодействуя с носителями языка в виртуальных городах и культурных пространствах.

Проблемы и вызовы

  1. Высокая стоимость оборудования

Для многих образовательных учреждений закупка VR/AR-устройств остается недоступной.

  1. Ограниченное количество качественного контента

Создание образовательных VR/AR-программ требует значительных ресурсов, что ограничивает разнообразие материалов.

  1. Эффективность использования

Технологии должны быть интегрированы в образовательный процесс таким образом, чтобы дополнить традиционные методы обучения, а не заменить их.

  1. Проблемы здоровья

Долгое использование VR-устройств может вызывать усталость глаз, головокружение и другие физиологические проблемы.

Заключение

Технологии VR/AR открывают новые горизонты для образования, позволяя создавать более динамичные, увлекательные и эффективные способы обучения. Однако их массовое внедрение требует решения вопросов доступности, разработки качественного контента и устранения технических ограничений. Сочетание традиционных методов обучения и современных технологий может стать ключом к формированию образовательной системы будущего.

Литература:

  1. Bailenson, J. (2018). Experience on Demand: What Virtual Reality Is, How It Works, and What It Can Do. Norton.
  2. Freina, L., & Ott, M. (2015). A literature review on immersive virtual reality in education. eLearning and Software for Education (eLSE).
  3. Craig, A. B. (2013).Understanding Augmented Reality: Concepts and Applications. Morgan Kaufmann.
  4. Gutiérrez-Maldonado, J. et al. (2016). Virtual Reality in Education: Improvements in Motivation and Learning Outcomes. Frontiers in Psychology.
  5. Jerald, J. (2015). The VR Book: Human-Centered Design for Virtual Reality. Association for Computing Machinery and Morgan & Claypool Publishers.
  6. Johnson, L., et al. (2016).Horizon Report: 2016 Higher Education Edition. The New Media Consortium.
  7. Mikropoulos, T. A., & Natsis, A. (2011). Educational virtual environments: A ten-year review of empirical research (1999–2009). Computers & Education, 56(3), 769–780.
  8. Dede, C. (2009). Immersive Interfaces for Engagement and Learning. Science, 323(5910), 66–69.
  9. Azuma, R. T. (1997). A Survey of Augmented Reality. Presence: Teleoperators and Virtual Environments, 6(4), 355–385.
  10. Slater, M., & Sanchez-Vives, M. V. (2016).Enhancing Our Lives with Immersive Virtual Reality. Frontiers in Robotics and AI.
Основные термины (генерируются автоматически): дополненная реальность, HTC, качественный контент, персонализация обучения, традиционный метод обучения.


Похожие статьи

Преимущества использования дополненной и виртуальной реальности в образовательном процессе

В статье автор рассмотрел использование дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности в образовательном процессе, выделяя их преимущества, такие как повышение интерактивности и вовлеченности студентов, улучшение усвоения знаний и развитие навыков, и...

Перспективы применения генеративного искусственного интеллекта в бизнесе и промышленности: от автоматизации к креативности

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в бизнесе и промышленности, акцентируя внимание на его применении для автоматизации задач, создания контента и разработки новых продуктов. Обсуждаю...

Использование рекламных текстов в обучении иностранному языку

В статье рассматривается одна из современных тенденций методики преподавания иностранных языков, а именно использование рекламных текстов (РТ) в различных учебных ситуациях. В настоящем исследовании определена роль рекламы и рекламы для общества в на...

Использование интерактивных и мультимедийных технологий на уроках английского языка в начальных классах

Данная статья посвящена теме использования ИКТ технологий на уроках английского языка в начальных классах. В работе освещаются основные задачи интерактивного обучения, а также рассматривается использование интерактивных приемов в различных УМК. Делае...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Разработка технологий эффективного создания веб-сайта

В статье рассматриваются современные подходы и инструменты, используемые для разработки веб-сайтов в условиях цифровой эпохи. Основные темы, затронутые в тексте, включают: процесс веб-разработки и его этапы, а также технологии и методологии, которые ...

Применение машинного обучения для прогнозирования академической успеваемости студентов в образовательных учреждениях

Современные образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью анализа больших объемов данных, связанных с академической деятельностью студентов. Прогнозирование академической успеваемости с использованием алгоритмов машинного обучения (МЛ) по...

Технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) в рекламе и связях с общественностью

В статье автор исследует применение технологий дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) в маркетинге и рекламе, подчеркивая их потенциал для создания уникальных взаимодействий с брендами. Статья рассматривает различные форматы рекламы с использ...

Инновационные подходы к рекламе в цифровой среде

В статье автор исследует современные инновационные подходы к рекламе в цифровой среде, акцентируя внимание на значении платформ DSP и DMP, а также на использовании искусственного интеллекта и машинного обучения для повышения эффективности рекламных к...

Похожие статьи

Преимущества использования дополненной и виртуальной реальности в образовательном процессе

В статье автор рассмотрел использование дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности в образовательном процессе, выделяя их преимущества, такие как повышение интерактивности и вовлеченности студентов, улучшение усвоения знаний и развитие навыков, и...

Перспективы применения генеративного искусственного интеллекта в бизнесе и промышленности: от автоматизации к креативности

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в бизнесе и промышленности, акцентируя внимание на его применении для автоматизации задач, создания контента и разработки новых продуктов. Обсуждаю...

Использование рекламных текстов в обучении иностранному языку

В статье рассматривается одна из современных тенденций методики преподавания иностранных языков, а именно использование рекламных текстов (РТ) в различных учебных ситуациях. В настоящем исследовании определена роль рекламы и рекламы для общества в на...

Использование интерактивных и мультимедийных технологий на уроках английского языка в начальных классах

Данная статья посвящена теме использования ИКТ технологий на уроках английского языка в начальных классах. В работе освещаются основные задачи интерактивного обучения, а также рассматривается использование интерактивных приемов в различных УМК. Делае...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Разработка технологий эффективного создания веб-сайта

В статье рассматриваются современные подходы и инструменты, используемые для разработки веб-сайтов в условиях цифровой эпохи. Основные темы, затронутые в тексте, включают: процесс веб-разработки и его этапы, а также технологии и методологии, которые ...

Применение машинного обучения для прогнозирования академической успеваемости студентов в образовательных учреждениях

Современные образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью анализа больших объемов данных, связанных с академической деятельностью студентов. Прогнозирование академической успеваемости с использованием алгоритмов машинного обучения (МЛ) по...

Технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) в рекламе и связях с общественностью

В статье автор исследует применение технологий дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) в маркетинге и рекламе, подчеркивая их потенциал для создания уникальных взаимодействий с брендами. Статья рассматривает различные форматы рекламы с использ...

Инновационные подходы к рекламе в цифровой среде

В статье автор исследует современные инновационные подходы к рекламе в цифровой среде, акцентируя внимание на значении платформ DSP и DMP, а также на использовании искусственного интеллекта и машинного обучения для повышения эффективности рекламных к...

Задать вопрос