В статье приведено определение цифровизации, а также описаны свойства, характерные цифровым трансформациям. В качестве оценки современного состояния уровня цифровых трансформаций государственного и муниципального управления, были проанализированы работы нескольких авторов, по результатам которых выявлены основные проблемы и векторы развития. В качестве перспективных технологий и путей совершенствования системы государственной гражданской службы были выделены: стратегирование и аутсорс, а также приведены примеры влияния данных методов совершенствования государственной гражданской службы на решение задач стратегической важности.
Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, оцифровка, цифровое правительство, государственное финансирование, стратегирование, аутсорс.
The article provides a definition of digitalization and describes the properties characteristic of digital transformations. In order to assess the current state of the level of digital transformations of state and municipal administration, the works of several authors were analyzed, according to the results of which the main problems and development vectors were identified. The following were identified as promising technologies and ways to improve the state civil service system: strategizing and outsourcing.
Keywords : digitalization, public administration, digitization, digital government, public financing, strategizing, outsourcing.
Современная система государственного управления представляет собой сложную систему, отдельные компоненты которой в совокупности оказывают влияние на эффективность механизма управления в целом. В этой связи, достаточно популярны исследования, связанные с поиском путей совершенствования системы государственной гражданской службы. Именно данной теме посвящена тема статьи.
Актуальность темы исследования подтверждается существующими реалиями, согласно которым, государственный аппарат управления, осуществляющий свою деятельность посредством государственной гражданской службы, в соответствии с тенденциями цифровизации, интеграции и глобализации, должен отвечать потребностям современного общества.
Учитывая сказанное выше, очевидно, что фактором, вносящим наиболее видимые коррективы в систему государственной гражданской службы в России, является цифровизация.
Современная действительность характеризуется достаточно высокими темпами научно-технического и инновационного прогресса, высокой степенью изменчивости процессов в обществе и государстве, а также повышением уровня неопределенности. В контексте развития и совершенствования сфер жизнедеятельности общества и функционирования государства, особенно пристальное внимание уделяется процессу глобальной цифровизации, поглотившей практически все аспекты.
Цифровизация — это процесс, который предполагает использование цифровых технологий и оцифрованных данных для трансформации бизнес- процессов, бизнес-моделей, бизнес-операций. [1, с. 150] За относительно короткий срок цифровизация проникла в повседневную жизнь каждого человека. Сложно представить современные услуги и процедуры, которые бы невозможно было произвести онлайн.
В Российской Федерации процесс цифровых трансформаций государственного и муниципального управления находится в достаточно подвешенном состоянии. С одной стороны, учитывая историко-идеологическую специфику развития нашего государства, цифровые преобразования в сфере государственного и муниципального управления несколько отстают от передовых международных практик. С другой стороны действия, уже предпринимаемые или планируемые, наталкивают на мысль о том, что в современных условиях при должных усилиях со стороны органов государственной власти, должны привести к существенным продвижениям в решении проблемы.
Среди основных проблем, Москвитина Н. В. отмечает: «Только в 34 субъектах Российской Федерации планируется региональная оцифровка, и нет даже общепринятых методов и приемов. Эксперты рекомендуют создать единый центр на федеральном уровне, который будет оказывать организационную, методическую и правовую поддержку регионам, решившим внедрить цифровую систему в больших масштабах» [2, с. 120].
Решение проблемы, выявленной Москвитиной, возможно посредством создания цифрового правительства, которое является конечной целью внедрения цифровых трансформаций в систему отечественного государственного и муниципального управления.
Развивая эту тему, авторы Волков И. С. и Реут Д. В. отмечают: «Формированию цифрового правительства препятствует низкая цифровизация услуг и отсутствие решений на основе данных, особенно в контексте «умных городов» и «цифровых регионов». Отсутствие взаимодействия между разными уровнями власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях приводит к несбалансированности в использовании цифровых технологий. Большинство муниципалитетов не имеет достаточных средств для финансирования проектов по цифровизации и полагается на региональные и федеральные взносы» [3, с. 100]
Как можно судить из информации, представленной выше, обширность российских территорий и удаленность отдельных населенных пунктов от центра как физическая, так и технологическая, являются причинами низкой цифровизации государственных и муниципальных услуг. Кроме того, проблема финансирования также является наиболее актуальной для сферы цифровизации, поскольку подобные мероприятия отличаются дороговизной, особенно при планировании качественной перестройки существующих процессов из традиционной формы в инновационную.
Следовательно, как можно судить из информации, представленной выше, современное состояние цифровой трансформации государственного и муниципального управления, можно оценить как удовлетворительное, однако о достижении высоких показателей, пока говорить рано.
Учитывая роль инноваций в современном мире, считаем целесообразным перечислить современные технологии государственного управления, которые, как кажется, являются наиболее перспективными и эффективными.
Научно-инновационное развитие свое влияние демонстрирует как на микро, так и на макроуровне. В ее основе лежат принципы менеджмента, заложенные еще в 20 веке. Наука управления, к сожалению, в нашей стране развивалась значительно медленнее чем в странах-лидерах. Данный факт обусловлен историческими обстоятельства и идеологическими особенностями функционирования Советского Союза. После его распада, надо отметить, ситуация в этом аспекте существенно улучшилась.
В первую очередь, хочется отметить такую технологию, как стратегирование.
Стратегии бывают как федеральные, так и муниципальные. Оценка их эффективности осуществляется посредством подведения итогов и анализу исполненных пунктов, представленных в стратегии.
Под стратегированием, как правило, понимается системный подход к использованию имеющихся в обществе рычагов и стимулов для реализации поставленных целей посредством достижения консенсуса государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества в направлении обеспечения его устойчивого развития. По сути, под стратегированием понимается «инкрементный (incremental — непрерывный) процесс, эволюционно отражающий изменения институтов (формальных и неформальных) и эффективность работы всей институциональной системы в процессе достижения поставленных целей [4, с. 765].
Методология стратегирования предполагает изучение интересов основных факторов, которыми являются население региона, бизнес и предприятия различных форм собственности, региональные власти, общество в целом, а также различные общественные организации [5, с.125].
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность по стратегическому планированию регионов Российской Федерации, является Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; от 28.06.2014 N 172-ФЗ [6].
В рамках статей данного нормативно-правового акта, подробно расписаны полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования. Кроме того, содержание закона подкрепляют принципы, задачи, полномочия участников, документы, ответственность за нарушение законодательных норм и др. Следовательно, любой муниципалитет, составляющий стратегию, обязан ориентироваться на положения данного нормативно-правового акта.
Достаточно часто в современном государственном управлении используется такая технология как аутсорс.
Аутсорсинг в системе государственного управления представляет собой передачу части функций персонала органов власти частным компаниям (внешним организациям) на контрактной основе. К передаче чаще всего предлагаются обеспечивающие функции, для реализации которых не требуется наличие властных полномочий. Среди них: разработка программного обеспечения и обеспечение его функционирования, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение, маркетинг (например, разработка концепций маркетинга территорий), подбор персонала и пр. [7].
Преимуществами внедрения аутсорсинга в систему государственного управления являются:
— оптимизация численности государственных служащих;
— сокращение бюджетных расходов;
— повышение качества предоставления государственных услуг;
— применение инновационных подходов в управлении;
— снижение рисков, связанных с отсутствием у госслужащих необходимых компетенций (например, в сфере интернет-технологий);
— повышение эффективности административно-управленческих процессов.
Технологии стратегирования и аутсорсинга были выбрана по причине того, что они являются традиционными, и в то же время, в полной мере отвечают вызовам современности.
Я считаю, что пути совершенствования системы государственный гражданской службы, описанные на примере стратегирования и аутсорсинга в наибольшей степени отвечают критерию непрерывного обновления методов государственного управления и оптимизации процессов и процедур, предоставляемых населению. С помощью данных методик, можно решить целый ряд стратегически важных проблем, с которыми на каждодневной основе сталкиваются рядовые россияне.
Преимущественной составляющей аутсорса является экономия времени как граждан, так и государства. Подобная методика позволит учесть все потребности граждан, а также нивелировать бюрократический фактор, который, по праву, признается как основной компонент, тормозящий совершенствование системы государственной гражданской службы.
Что же касается стратегирования, то тут на лицо вопрос решения наиболее важных задач государства. В качестве примера можно привести социальное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста.
Функцию управления социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов, государство осуществляет посредством специальных программ, среди которых можно выделить:
- Федеральный Проект «Старшее Поколение». Проект довольно обширный и включает в себя мероприятия по организации лечения, досуга, необходимого ухода и переобучения лиц пенсионного возраста.
- Государственная программа «Доступная среда». Само название говорит о назначении данной программы. Запущенная еще в 2011, программа планирует к 2030 году добиться доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп показателя в 73 %. Следовательно, как минимум каждый второй объект в стране будет доступен к посещению инвалидам. Кроме того, сюда же относятся реабилитационные мероприятия и досуговые.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что современные технологии государственного управления во главу угла ставят потребности общества и государства. Существующие механизмы позволяют в относительной свободе, выбирать наиболее рациональные методики, что делает «машину государственного управления» максимально эффективной. Перечисленные в рамках статьи методы стратегирования и аутсорсинга — это лишь неполный список технологий, которые сегодня активно применяются как на федеральном уровне, так и на уровне муниципалитетов.
Литература:
- Т. Ю. Кудрявцева, К. С. Кожина Основные понятия цифровизации // Вестник Академии знаний. 2021. № 3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-tsifrovizatsii (дата обращения: 09.11.2024).
- Москвитина Н. В. Цифровая трансформация государственного управления // Социология. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 09.11.2024).
- Волков И. С., Реут Д. В. Цифровизация в муниципальном и государственном управлении // International Journal of Open Information Technologies. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-munitsipalnom-i-gosudarstvennom-upravlenii (дата обращения: 09.11.2024).
- Сорокин, Д. Е. Шарафутдинов, В. Н. Онищенко, Е. В. О проблемах стратегирования развития туризма в регионах России (на примере Краснодарского Края и города- курорта Сочи). Экономика региона Т.13, вып. 3 (2017). С. 764–776. URL: http://www.library.fa.ru/files/Sorokin9.pdf
- Квинт, В. Л. Астапов, К. Л. Стратегия Кузбасса на 50-летнюю перспективу в книгах Библиотеки «Стратегия Кузбасса». Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 123–135. URL: https://jstrategizing.ru/upload/journals/jstrategizing/2021–2/2782–2435–2021–1–2–123–135.pdf
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
- Амелина Т. С. Современные технологии в системе государственного управления // Экономика и социум. 2023. № 7 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 09.11.2024).