В статье описывается актуальность и эффективность проектной деятельности как инновационной формы организации образовательной деятельности детей. Раскрывается её значимость для развития детей. Рассматривается значение методического сопровождения проектной деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: воспитатели дошкольной образовательной организации, проектная деятельность, образовательный процесс, методическое сопровождение.
Становление новой системы образования требует значительных изменений в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций, совершенствования педагогических технологий.
В соответствии с современными тенденциями и требованиями, заложенными в Законе РФ «Об образовании», перед образовательным учреждением выступают следующие задачи:
— принять тот факт, что ребёнок является активным участником образовательного процесса;
— учитывать интерес детей и привлекать их к занятиям, не принуждая;
— создать условия для самоопределения и самореализации личности детей;
— позволить ребёнку быть свободным в выборе видов деятельности и в высказывании своего мнения;
— обеспечить индивидуализацию для каждого ребёнка.
Для решения поставленных задач воспитатели дошкольной образовательной организации стремятся к поиску инновационных средств. На сегодняшний день одним из таких средств является проектная деятельность. Она всегда нацелена на самостоятельную деятельность, а следовательно на саморазвитие и самореализацию.
В соответствии с требованиями ФГОС, совместная деятельность воспитателя и детей является одним из способов реализации образовательного содержания. В п. 3.2.5 ФГОС представлена информация о том, что использование метода проекта делает образовательную систему дошкольной образовательной организации открытой и доступной для активного участия родителей.
В. А. Деркунская рассматривает проектную деятельность как «создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать» [2, с. 4].
Организация проектной деятельности детей затрагивает интеграцию всех образовательных областей, т. к. включает взаимодействие и сотрудничество детей с воспитателем и друг с другом, а также познание, труд и творчество. Проектная деятельность позволяет развивать у детей критическое мышление, познавательную активность, стимулировать их к поиску новых решений.
Проектная деятельность может быть творческого, игрового и познавательно-исследовательского характера. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными.
По мнению А. Н. Веракса и Н. Е. Веракса, «педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать варианты решения задачи» [1, с. 22].
При организации проектной деятельности могут быть использованы такие средства, как: современные технологии обучения, игра, командообразование, диалог и т. д.
Успех внедрения проектной деятельности в образовательный процесс зависит от применяемых методов и грамотного методического сопровождения.
«Методическое сопровождение предполагает особую деятельность, которая обусловливает процесс развития субъекта сопровождения посредством специально созданных условий для этого» [3, с. 48].
Методическое сопровождение проектной деятельности воспитателей в дошкольной образовательной организации — это процесс подготовки воспитателей и включения их в проектную деятельность, повышения компетентности и мастерства, достижения высоких результатов образовательного процесса. Его значимость состоит в многообразии выполняемых им функций. Среди них: консультационная, диагностическая, информационная, обучающая и т. д.
Среди форм методического сопровождения проектной деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации могут быть использованы следующие: организация методической поддержки (консультирование, тьюторство, семинары, педагогические советы); создание организационных и методических условий для участия воспитателей в различных мероприятиях: (курсы, круглые столы, конференции); оказание методической поддержки для воспитателей, которые ведут свою проектную деятельность; информационная поддержка участия воспитателей в педагогических мероприятиях по представлению своего опыта, в том числе и проектов (конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы).
Таким образом, проектная деятельность является оптимальной, современной и перспективной формой организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в современных условиях дошкольного образования. Методическое сопровождение проектной деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации включает планирование, учёт объективных возможностей воспитателей, уровня их профессиональной компетентности, готовности внедрять и разрабатывать проекты.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 64 с.
- Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2013.- 144с.
- Ошуркова, О. А. Методическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации в современных условиях / О. А. Ошуркова, В. С. Третьякова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (Инсайт). 2021. № 1 (4). С. 41–52. DOI: 10.17853/2686–8970–2021–1- 41–52.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изменениями и дополнениями): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. URL: http://base.garant.ru/70512244/. Текст: электронный.