Методическое сопровождение проектной деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.11.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Казанцева, А. Е. Методическое сопровождение проектной деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации / А. Е. Казанцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119653/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье описывается актуальность и эффективность проектной деятельности как инновационной формы организации образовательной деятельности детей. Раскрывается её значимость для развития детей. Рассматривается значение методического сопровождения проектной деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: воспитатели дошкольной образовательной организации, проектная деятельность, образовательный процесс, методическое сопровождение.

Становление новой системы образования требует значительных изменений в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций, совершенствования педагогических технологий.

В соответствии с современными тенденциями и требованиями, заложенными в Законе РФ «Об образовании», перед образовательным учреждением выступают следующие задачи:

— принять тот факт, что ребёнок является активным участником образовательного процесса;

— учитывать интерес детей и привлекать их к занятиям, не принуждая;

— создать условия для самоопределения и самореализации личности детей;

— позволить ребёнку быть свободным в выборе видов деятельности и в высказывании своего мнения;

— обеспечить индивидуализацию для каждого ребёнка.

Для решения поставленных задач воспитатели дошкольной образовательной организации стремятся к поиску инновационных средств. На сегодняшний день одним из таких средств является проектная деятельность. Она всегда нацелена на самостоятельную деятельность, а следовательно на саморазвитие и самореализацию.

В соответствии с требованиями ФГОС, совместная деятельность воспитателя и детей является одним из способов реализации образовательного содержания. В п. 3.2.5 ФГОС представлена информация о том, что использование метода проекта делает образовательную систему дошкольной образовательной организации открытой и доступной для активного участия родителей.

В. А. Деркунская рассматривает проектную деятельность как «создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать» [2, с. 4].

Организация проектной деятельности детей затрагивает интеграцию всех образовательных областей, т. к. включает взаимодействие и сотрудничество детей с воспитателем и друг с другом, а также познание, труд и творчество. Проектная деятельность позволяет развивать у детей критическое мышление, познавательную активность, стимулировать их к поиску новых решений.

Проектная деятельность может быть творческого, игрового и познавательно-исследовательского характера. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными.

По мнению А. Н. Веракса и Н. Е. Веракса, «педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать варианты решения задачи» [1, с. 22].

При организации проектной деятельности могут быть использованы такие средства, как: современные технологии обучения, игра, командообразование, диалог и т. д.

Успех внедрения проектной деятельности в образовательный процесс зависит от применяемых методов и грамотного методического сопровождения.

«Методическое сопровождение предполагает особую деятельность, которая обусловливает процесс развития субъекта сопровождения посредством специально созданных условий для этого» [3, с. 48].

Методическое сопровождение проектной деятельности воспитателей в дошкольной образовательной организации — это процесс подготовки воспитателей и включения их в проектную деятельность, повышения компетентности и мастерства, достижения высоких результатов образовательного процесса. Его значимость состоит в многообразии выполняемых им функций. Среди них: консультационная, диагностическая, информационная, обучающая и т. д.

Среди форм методического сопровождения проектной деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации могут быть использованы следующие: организация методической поддержки (консультирование, тьюторство, семинары, педагогические советы); создание организационных и методических условий для участия воспитателей в различных мероприятиях: (курсы, круглые столы, конференции); оказание методической поддержки для воспитателей, которые ведут свою проектную деятельность; информационная поддержка участия воспитателей в педагогических мероприятиях по представлению своего опыта, в том числе и проектов (конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы).

Таким образом, проектная деятельность является оптимальной, современной и перспективной формой организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в современных условиях дошкольного образования. Методическое сопровождение проектной деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации включает планирование, учёт объективных возможностей воспитателей, уровня их профессиональной компетентности, готовности внедрять и разрабатывать проекты.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 64 с.
  2. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2013.- 144с.
  3. Ошуркова, О. А. Методическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации в современных условиях / О. А. Ошуркова, В. С. Третьякова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (Инсайт). 2021. № 1 (4). С. 41–52. DOI: 10.17853/2686–8970–2021–1- 41–52.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изменениями и дополнениями): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. URL: http://base.garant.ru/70512244/. Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, дошкольная образовательная организация, методическое сопровождение, образовательный процесс, проектная деятельность воспитателей.


Ключевые слова

образовательный процесс, проектная деятельность, методическое сопровождение, воспитатели дошкольной образовательной организации

Похожие статьи

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Похожие статьи

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Задать вопрос