Статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки груза.
Ключевые слова: договор перевозки груза, участники правоотношения по договору перевозки груза: перевозчик и грузоотправитель — стороны договора; грузополучатель — особенный субъект
В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса РФ [1]. Договор перевозки груза представляет собой соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), в отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Под субъектами любого гражданско-правового договора подразумеваются лица юридические и (или) физические, участвующие в договоре и пришедшие к соглашению, направленному на возникновение, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей.
Что касается договора перевозки груза, то его субъектный состав необычен и именно он позволяет понять правовую природу и специфические особенности данного соглашения.
Особенностью указанного договора является то, что субъектами правоотношения по перевозке груза являются перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель. Перевозчик и грузоотправитель непосредственно являются субъектами договорных отношений, т. е. сторонами договора перевозки груза, а грузополучатель, являясь субъектом правоотношений по перевозке груза, не участвует в заключении договора и его правовое положение вызывает дискуссии.
В соответствии с гражданским законодательством, устанавливающим правовые нормы, касающиеся перевозки груза, перевозчик является исполнителем обязанности по перемещению грузов, а отправитель, до передачи груза, является фактически его владельцем.
В отношении грузополучателя в главе 40 Гражданского кодекса РФ имеют место следующие предписания.
В п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ грузополучатель называется управомоченным на получение груза лицом, т. е. наделенным определенным правом именно на получение груза. В данном случае законодателем не указано какие действия обязуется совершить грузополучатель. Он имеет право получить груз, который ему обязан выдать перевозчик, но нет возможности рассматривать это как его право на сам груз.
В п. п. 2 и 3 ст. 791 Гражданского кодекса РФ грузополучатель упоминается как возможный субъект операций по выгрузке груза. В данном случае следует отметить, что вопрос о выгрузке возникает не просто после завершения перевозки, а после того как грузополучатель совершит действия, которые свидетельствуют о его намерении принять прибывший груз.
В соответствии со п. 1 ст. 796 Гражданского кодекса РФ грузополучателем выступает тот, в чье фактическое владение перевозчик должен сдать прибывший груз, не нарушая исполнения обязательства по договору перевозки груза. Таким образом, после того как перевозчик передал груз, грузополучателем следует назвать того, кто фактически получил груз, т. е. осуществил право требовать его выдачи по завершении перевозки
В документах транспортного законодательства, в частности, в Воздушном кодексе РФ, в Кодексе торгового мореплавания, в Кодексе внутреннего водного транспорта, в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в Уставе железнодорожного транспорта даны определения субъектов договора перевозки. Термины «перевозчик», «грузоотправитель», «грузополучатель» используются практически на всех видах транспорта, и также в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения по перевозке.
В соответствии со ст. 2 Устава автомобильного и городского наземного транспорта [2] перевозчик — это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу; грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной; грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.
В соответствии со ст. 2 Устава железнодорожного транспорта [3] перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее — порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю); грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе; грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона.
В ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ [4] перевозчик определен как лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор; фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза; отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в подпункте 2 пункта 2 ст. 115 данного Кодекса, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени. Что касается грузополучателя, то в ст. 158 указанного Кодекса предусмотрено лицо, имеющее право на получение груза. Это лицо, указанное в именном коносаменте, ордерном коносамента, коносамента на предъявителя или в случае, если перевозка груза осуществляется на основании морской накладной либо на основании иного подобного ей документа, то это лицо, указанное в таком документе, или лицо, указанное отправителем.
Воздушным кодексов РФ в ст. 100 [5] указано, что перевозчик — это эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Из контекста ст. 103 Указанного Кодекса следует, что грузоотправителем является лицо, которое вверяет перевозчику груз или почту для доставки в пункт назначения и обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.
В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ [6] перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения: согласно ст. 115 — отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в подп. 2 п. 2 указанной статьи, а также лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.
Грузополучатель в Воздушном кодексе РФ и в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ упоминается в указанных документах как получатель груза в свете его обязанности принять груз.
Анализируя субъектный состав правоотношений договора по перевозке груза, доктор юридических наук Дерюга Н. Н. отмечает, что «перевозчик должен иметь лицензию на осуществление процесса перевозки груза, выдаваемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [7]. Ученый подчеркивает, что не являются перевозчиками те субъекты, которые осуществляют перевозку груза для собственных нужд. Также ученый высказывает мнение, что грузоотправителем может быть любое лицо, которое от своего имени или от имени титульного владельца выступает стороной договора перевозки груза; при этом, если это лицо гражданин, то он должен обладать достаточным уровнем правосубъектности. Что касается грузополучателя, то являясь участников грузоперевозочного процесса, он имеет права и обязанности, установленные действующим транспортным законодательством.
Доктор юридических наук Богданова Е. Е. сторонами договора перевозки груза называет перевозчика и грузоотправителя и отмечает, что «в качестве перевозчика может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом для перевозки опасных грузов внутренним водным, морским и железнодорожным транспортом перевозчик обязан иметь соответствующую лицензию. Грузоотправитель — юридическое или физическое лицо, от имени которого груз сдается для перевозки. Договор грузовой перевозки заключается между перевозчиком и отправителем, это определяет его как двусторонний». Также отмечено, что вместе с тем в исполнении обязательств по перевозке груза могут принимать и другие лица, не участвующие в заключении договора перевозки, а получатель груза обычно не совпадает с грузоотправителем [8].
В соответствии с данными определениями можно сделать вывод, что перевозчиком может выступать лишь юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующие полномочия на осуществление грузовых перевозок. Грузоотправителем и грузополучателем могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права. Это могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, и также физические лица, если груз предназначен для личных, семейных, бытовых нужд. Грузоотправителями, в основном являются собственниками отправляемых грузов или лицами, наделенными собственником надлежащими полномочиями по отправке груза.
Если грузополучателем является физическое лицо, то на данные правоотношения будет распространятся действие Закона РФ «О защите прав потребителей» [9].
Следует отметить, что только перевозчик и грузоотправитель являются сторонами договора перевозки груза, так как выражают свое волеизъявление на заключение указанного договора и согласовывают все его условия (пункт назначения, наименование и количество груза, его особые свойства, срок доставки и т. п.).
Грузополучатель, не выражает свое волеизъявление на заключение договора перевозки груза. Указание грузоотправителем в транспортной накладной определенного получателя груза нельзя считать волеизъявлением последнего на заключение договора перевозки груза. Но грузополучатель, является лицом, управомоченным на получение груза, участвуя в правоотношениях по договору перевозки груза. Таким образом, грузополучатель обладает особым правовым статусом, с одной стороны он не заключает договор перевозки груза, с другой — обладает определенными правами и обязанностями.
Грузополучатель и грузоотправитель может являться одним лицом. В этом случае имеет место заключение двустороннего договора в пользу сторон. Важно отметить, что ситуации, при которых грузоотправитель отправляет груз для себя лично, т. е. на свое имя, и сам же его получает, являясь грузополучателем, встречаются на практике, но общим правилом это назвать нельзя, потому что гораздо чаще встречаются ситуации, когда в отношениях по перевозке груза участвует третье лицо, которое управомочено на получение груза. Наличие такого лица в субъектном составе правоотношений по договору перевозки груза обуславливает особенность указанного договора.
В легальном определении договора перевозки, данным гражданским законодательством, не указаны обязательства грузополучателя, а предусмотрено только, что он является управомоченным на получение груза лицом, т. е. договор перевозки груза заключается в его пользу.
Большинством исследователей грузополучателю в рассматриваемом договоре отводится роль третьего лица, в пользу которого заключен данный договор.
Например, доктор юридических наук Камышанский В. П. автор учебника Гражданское право [10], доктор юридических наук Духно Н. А. и доктор юридических наук Землин А. И. авторы учебника Транспортное право [10], считают, что договор перевозки груза является договором в пользу третьего лица — грузополучателя, а его стороны: грузоотправитель и перевозчик [11].
В итоге можно сказать, что при любом перевозочном процессе присутствуют следующие участники: лицо, которое желает отправить груз, лицо, которое обязуется его перевезти и лицо, которое должно получить груз. Договор перевозки груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем, которые представляют собой стороны договора, а грузополучатель не принимает участия в заключении договора перевозки груза и, следовательно, не может считаться стороной этого договора.
Учитывая то, что грузополучатель является управомоченным на получение груза лицом, договор перевозки груза заключается в его пользу. Таким образом, можно предположить, что договор перевозки заключается в пользу третьего лица — грузоперевозчика.
В связи с вышесказанным целесообразно совершенствование законодательства в свете уточнения правового статуса грузополучателя.
Литература:
- Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в редакции от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 4103
- Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в редакции от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 12.11.2007, № 46, ст. 5555
- Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в редакции от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 170
- Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (в редакции от 22.06.2024) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2207
- Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-Ф (в редакции от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (в редакции от 19.08.2024) // Собрание законодательства РФ, 12.03. 2001, № 11, ст. 1001
- Дерюга Н. Н. Элементы договора перевозки грузов // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права, 2020, № 3(104), С. 101
- Богданова Е. Е. Гражданское право: учебник том II — М.: Проспект, 2024. С. 371
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от -7.02.1992 № 2300-I (в редакции от 08.08.2024) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 09.04.1992 № 15, ст. 766
- Камышанский В. П. Гражданское право: учебник — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. С. 294
- Духно Н. А., Землин АИ. Транспортное право: учебник — М.: Юридический институт МИИТа, 2017. С. 142