Исследование социально-психологической адаптации младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Пинюгина, О. Ю. Исследование социально-психологической адаптации младших школьников / О. Ю. Пинюгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119683/ (дата обращения: 19.12.2024).



Каждый ребенок привыкает к школьным условиям по-своему. Время адаптации может занять от нескольких недель до полугода. Более успешная адаптация зависит от ряда условий: поддержка родных, посещал ли ребенок детский сад и школу дошкольников.

Результаты диагностики показывают, что большинство детей с трудом привыкают к школьным условиям.

Методы исследования:

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

Результаты диагностики адаптации к обучению 1 А класса

Всего обучающихся 27 человек.

Эмоциональное состояние учащихся 1А класса

Рис. 1. Эмоциональное состояние учащихся 1А класса

По результатам исследования 20 обучающихся отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

У 1 обучающегося наблюдается хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка.

У 1 обучающегося наблюдается перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

5 обучающихся показали преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

Отношение к школе учащихся 1А класса

Рис. 2. Отношение к школе учащихся 1А класса

По результатам исследования у 7 обучающихся наблюдается негативные эмоции к отношению дома, негативное отношение к себе показали 3 обучающихся, нежелание идти в школу наблюдается у 3 обучающихся, негативные отношения с одноклассниками у 7 обучающихся, негативное отношение к домашнему заданию наблюдается у 14 обучающихся, негативные отношения с учителем у 2 обучающихся. Отрицательное отношения к учебным предметам: урок письма — 4 обучающихся, урок математики — 7 обучающихся, урок чтения — 2 обучающихся.

Выводы: высокий уровень адаптации из 27 обучающихся наблюдается у 5 учеников. Частичный уровень адаптации продемонстрировали 15 обучающихся. У 7 обучающихся выражен недостаточный уровень адаптации (дезадаптация).

Результаты диагностики адаптации к обучению 1 Б класса

Всего обучающихся: 25 человек.

Эмоциональное состояние учащихся 1Б класса

Рис. 3. Эмоциональное состояние учащихся 1Б класса

По результатам исследования 17 обучающихся отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

У 7 обучающихся наблюдается хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка.

У 1 обучающегося наблюдается перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

4 обучающихся показали преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

Отношение к школе учащихся 1Б класса

Рис. 4. Отношение к школе учащихся 1Б класса

По результатам исследования у 3 обучающихся наблюдается негативные эмоции к отношению дома, негативное отношение к себе показали 6 обучающихся, нежелание идти в школу наблюдается у 3 обучающихся, негативные отношения с одноклассниками у 7 обучающихся, негативное отношение к домашнему заданию наблюдается у 8 обучающихся, негативные отношения с учителем у 5 обучающихся. Отрицательное отношения к учебным предметам: урок письма — 7 обучающихся, урок математики — 5 обучающихся, урок чтения — 7 обучающихся.

Выводы: Высокий уровень адаптации из 25 обучающихся наблюдается у 4 учеников. Частичный уровень адаптации продемонстрировали 10 обучающихся. У 9 обучающихся выражен недостаточный уровень адаптации (дезадаптация).

Выводы: из 52 обучающихся в первом классе высокий уровень адаптации наблюдается у 9 обучающихся из 52 учеников, частичный уровень у 25 обучающихся, у 16 обучающихся выражен недостаточный уровень адаптации.

По результатам исследования, можно сделать вывод, что большинство детей с трудом адаптируются к школьным условиям.

Литература:

  1. Агафонова И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И. Н. Агафонова // Начальная школа.-1999.-№ 1.
  2. Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог.-2005.- № 18
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, негативное отношение, высокий уровень адаптации, недостаточный уровень адаптации, ребенок, быстрое истощение, домашнее задание, здоровая активность, отрицательное отношение, плохое настроение.


Похожие статьи

Задать вопрос