Каждый ребенок привыкает к школьным условиям по-своему. Время адаптации может занять от нескольких недель до полугода. Более успешная адаптация зависит от ряда условий: поддержка родных, посещал ли ребенок детский сад и школу дошкольников.
Результаты диагностики показывают, что большинство детей с трудом привыкают к школьным условиям.
Методы исследования:
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».
Результаты диагностики адаптации к обучению 1 А класса
Всего обучающихся 27 человек.
Рис. 1. Эмоциональное состояние учащихся 1А класса
По результатам исследования 20 обучающихся отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
У 1 обучающегося наблюдается хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка.
У 1 обучающегося наблюдается перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
5 обучающихся показали преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
Рис. 2. Отношение к школе учащихся 1А класса
По результатам исследования у 7 обучающихся наблюдается негативные эмоции к отношению дома, негативное отношение к себе показали 3 обучающихся, нежелание идти в школу наблюдается у 3 обучающихся, негативные отношения с одноклассниками у 7 обучающихся, негативное отношение к домашнему заданию наблюдается у 14 обучающихся, негативные отношения с учителем у 2 обучающихся. Отрицательное отношения к учебным предметам: урок письма — 4 обучающихся, урок математики — 7 обучающихся, урок чтения — 2 обучающихся.
Выводы: высокий уровень адаптации из 27 обучающихся наблюдается у 5 учеников. Частичный уровень адаптации продемонстрировали 15 обучающихся. У 7 обучающихся выражен недостаточный уровень адаптации (дезадаптация).
Результаты диагностики адаптации к обучению 1 Б класса
Всего обучающихся: 25 человек.
Рис. 3. Эмоциональное состояние учащихся 1Б класса
По результатам исследования 17 обучающихся отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
У 7 обучающихся наблюдается хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка.
У 1 обучающегося наблюдается перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
4 обучающихся показали преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
Рис. 4. Отношение к школе учащихся 1Б класса
По результатам исследования у 3 обучающихся наблюдается негативные эмоции к отношению дома, негативное отношение к себе показали 6 обучающихся, нежелание идти в школу наблюдается у 3 обучающихся, негативные отношения с одноклассниками у 7 обучающихся, негативное отношение к домашнему заданию наблюдается у 8 обучающихся, негативные отношения с учителем у 5 обучающихся. Отрицательное отношения к учебным предметам: урок письма — 7 обучающихся, урок математики — 5 обучающихся, урок чтения — 7 обучающихся.
Выводы: Высокий уровень адаптации из 25 обучающихся наблюдается у 4 учеников. Частичный уровень адаптации продемонстрировали 10 обучающихся. У 9 обучающихся выражен недостаточный уровень адаптации (дезадаптация).
Выводы: из 52 обучающихся в первом классе высокий уровень адаптации наблюдается у 9 обучающихся из 52 учеников, частичный уровень у 25 обучающихся, у 16 обучающихся выражен недостаточный уровень адаптации.
По результатам исследования, можно сделать вывод, что большинство детей с трудом адаптируются к школьным условиям.
Литература:
- Агафонова И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И. Н. Агафонова // Начальная школа.-1999.-№ 1.
- Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог.-2005.- № 18