Особенности применения мер административной ответственности в отношении юридических лиц в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 26.11.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Агапкина, А. Е. Особенности применения мер административной ответственности в отношении юридических лиц в Российской Федерации / А. Е. Агапкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119695/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена характеристике применения в отношении юридических лиц мер административной ответственности. Описывается порядок производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых юридическими лицами в РФ.

Ключевые слова: административная ответственность, юридическое лицо, кодекс, административное правонарушение.

The article is devoted to the characteristics of the application of administrative liability measures against legal entities. The procedure of proceedings in cases of administrative offenses committed by legal entities in the Russian Federation is described.

Keywords: administrative responsibility, legal entity, code, administrative offense.

Административная ответственность представляет собой специфическую форму юридической ответственности, которая возникает в результате совершения административного правонарушения.

Процессуальные действия, связанные с делами об административных правонарушениях, представляют собой систему норм административного процесса, а также деятельность уполномоченных органов и их представителей, направленную на осуществление мер административного воздействия [

Ключевыми задачами в производстве по делам об административных правонарушениях являются тщательное, полное, беспристрастное и своевременное установление фактов по каждому делу, его разрешение в соответствии с действующим законодательством, гарантирование исполнения принятого решения, а также анализ причин и условий, способствующих нарушению административных норм.

Участниками процессов по делам об административных правонарушениях являются следующие лица:

– Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении

– Потерпевший

– Законные представители физического лица

– Законные представители юридического лица

– Защитник и представитель

– Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ

– Свидетель

– Понятой

– Специалист

– Эксперт

– Переводчик

– Прокурор

В ст. 3.2 КоАП РФ указаны следующие меры административного воздействия:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация.

В КоАП РФ Раздел II. Особенная часть указаны причины, по которым можно привлекать к ответственности за административные правонарушения. К ним относятся:

– нарушения прав граждан;

– вред здоровью, санитарно-эпидемиологической безопасности и морали общества;

– нарушения в сфере охраны собственности;

– вопросы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и заботы о животных;

– проблемы в промышленности, строительстве и энергетике;

– сфера сельского хозяйства, ветеринарии и улучшения земель;

– нарушения в транспортной сфере;

– вопросы дорожного движения;

– область связи и информационных технологий;

– проблемы в предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций;

– сфера финансов, налогов и сборов, страхования, а также обращения с драгоценными металлами и камнями;

– вопросы таможенного регулирования (несоблюдение таможенных норм);

– плохо влияет на институты власти;

– защита государственной границы РФ и контроль за пребыванием иностранцев и лиц без гражданства в стране;

– нарушения порядка управления;

– преступления против общественного порядка и безопасности;

– сфера воинского учета.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

– непосредственное выявление уполномоченными лицами достаточных оснований, свидетельствующих о факте административного правонарушения;

– обращения и жалобы, поступающие от физических и юридических субъектов, а также сообщения в средствах массовой информации;

– зафиксированные случаи административных правонарушений в области экологии и природопользования, нарушения правил дорожного движения или нарушения, связанные с благоустройством территорий, включая несоблюдение установленного порядка обложения платы за проезд по платным автомобильным маршрутам регионального, межмуниципального и местного значения, по частным дорогам общего пользования, а также на платных участках дорог общего пользования, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, которые были совершены с использованием транспорта или владельцем земельных участков или другого имущества, с использованием автоматических технических средств, оснащенных функциями фотосъемки, видеозаписи или специализированными средствами для записи и съемки.

– и другие аналогичные случаи.

Процедура возбуждения дела об административном правонарушении может инициироваться только уполномоченным должностным лицом, которому предоставлено право составления протоколов по таким нарушениям, при условии наличия хотя бы одного из оснований и достаточных улик, указывающих на факт совершения административного правонарушения.

Кроме того, инициирование процедуры возможно лишь после осуществления контрольного (надзорного) мероприятия в сотрудничестве с объектом контроля, а также проверки, проведения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора) и регулярных рейдов, с последующей документацией результатов этих действий.

Дело считается возбужденным с момента:

  1. составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  2. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  3. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  4. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
  5. вынесения постановления по делу об административном правонарушении;
  6. вынесения определения об истребовании сведений.

При отсутствии основания для открытия дела об административном правонарушении, несмотря на наличие соответствующих материалов, обращений или заявлений, уполномоченное лицо издает мотивированное постановление об отказе в инициировании дела.

При наличии административного правонарушения оформляется протокол обследования места его совершения. Проведение осмотра места происшествия выполняется уполномоченными на составление протоколов о таких правонарушениях лицами, а также в присутствии двух понятых или с помощью видеозаписи.

В протоколе, который касается административного правонарушения, фиксируются дата и место его составления, а также должность, фамилия и инициалы лица, составившего данный документ. Также указываются данные о лице, в отношении которого инициировано дело об административном правонарушении, а именно фамилия, имя, отчество и адрес проживания свидетелей и потерпевших, если таковые имеются. Протокол включает информацию о месте и времени совершения административного правонарушения, а также описание самого события. Дополнительно могут содержаться иные сведения, необходимые для последующего рассмотрения дела.

Лицо, на которое заведено дело об административном правонарушении, или его уполномоченный представитель должны иметь возможность ознакомиться с материалами, представленными в протоколе. Эти лица имеют право представить свои объяснения и замечания относительно содержания протокола, которые будут включены в дело и предоставлены в виде распечатки под роспись. Копия протокола об административном правонарушении также передается им для ознакомления.

Прокурором принимается решение о возбуждении административного дела. Протокол, удостоверяющий административное правонарушение, или постановление прокурора должны быть направлены судье или в орган, который вправе рассматривать данное дело, в течение трех дней с момента его составления или вынесения.

Случай об административном правонарушении рассматривается в течение пятнадцати дней с момента, когда орган или должностное лицо, обладающее полномочиями для рассмотрения дела, получит протокол об административном правонарушении и сопутствующие материалы дела, или данные, собранные с помощью действующих в автоматическом режиме специализированных технических средств с возможностями фотосъемки, видеосъемки или других средств для фотосъемки и видеозаписи.

Административное правонарушение должно быть рассмотрено в течение двух месяцев с момента, когда судья, имеющий право на это, получил протокол о нарушении и сопутствующие документы дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

  1. объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  2. устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  3. проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  4. выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  5. разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  6. рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  7. выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

– поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

– отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

– необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

  1. выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
  2. выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

  1. наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;
  2. объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;
  3. прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Литература:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.11.2024, с изм. от 12.11.2024)
  2. Агапов, А. Б. Юрисдикционные полномочия публичных органов и организаций / А. Б. Агапов // Административное право и процесс. 2019. M 9. С. 24–29.
  3. Асланов М. Х. Особенности административных наказаний, применяемых к юридическим лицам / М. Х. Асланов // Научные известия. 2020. № 7. С. 98–102.
  4. Бухаева, А.А., Жамбаев, Е.С., Кереев, А.А., Сагадиев, А. Н. Особенности административной ответственности юридических лиц / А. А. Бухаева, Е. С. Жамбаев, А. А. Кереев, А. Н. Сагадиев // НИР/S&R. 2020. № 4. С. 208–216.
  5. Шергин, А. П. Назначение административных наказаний: парадоксы правового регулирования / А. П. Шергин // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. № 3. С. 72–76.
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, рассмотрение дела, дело, административная ответственность, лицо, физическое лицо, юридическое лицо, возбуждение дела, прекращение производства, РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос