Социальная эксклюзия сирот как детерминант криминогенного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 27.11.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Попова, Ю. А. Социальная эксклюзия сирот как детерминант криминогенного поведения / Ю. А. Попова, Н. Е. Омельяненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 430-433. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119700/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье подробно рассмотрена социальная эксклюзия сирот, которая в значительной степени относится к факторам, являющимися провокаторами их криминогенного поведения. К основным причинам социальной эксклюзии сирот обычно относят низкую удовлетворенность базовых потребностей сирот. Как детерминанты криминогенного поведения анализируются причины и особенности социальной эксклюзии сирот в различных сферах и рассмотрены пути решения существующих проблем по указанной теме статьи.

Ключевые слова: сироты, социальная эксклюзия, криминогенное поведение, преступность, проблемы.

The article examines in detail the social exclusion of orphans, which largely relates to the factors that provoke their criminogenic behavior. The main reasons for the social exclusion of orphans usually include low satisfaction of the basic needs of orphans. The causes and features of social exclusion of orphans in various areas are analyzed as determinants of criminogenic behavior, and ways to solve existing problems on the specified topic of the article are considered.

Keywords: orphans, social exclusion, criminogenic behavior, crime, problems.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современной России имеется значительный разрыв в обеспеченности разных групп населения социальными, экономическими, властными, культурными, квалификационными и другими видами ресурсов. В большей степени тревожно то, что у сирот эти ресурсы практически полностью отсутствуют. А это говорит о том, что часть населения России оказалась на периферии социального пространства, почти потеряв связи с другой частью общества. Именно в указанном случае следует говорить о его социальном исключении или социальной эксклюзии. Э. Гидденс под социальной эксклюзией понимал «механизм, который отделяет группы людей от основного социального потока».

Следует отметить, что социальная эксклюзия сирот, в большей степени связанная с неравенством, бедностью, социальным отторжением, изоляцией является наиболее значимым криминогенным фактором.

К ключевым причинам к социальной эксклюзии сирот, приводящей к криминогенному поведению, является:

1) Недостаточная доступность социальных механизмов, необходимых для удовлетворения базовых потребностей сирот;

2) Дисфункция социальных институтов, проявляющаяся в ограниченном выборе профессий, отсутствии эффективной постинтернатной адаптации, предвзятое отношение к сиротам;

3) Отсутствие или же ограничение доступа к ресурсам, которые нужны для всестороннего развития ребенка и его социализации;

4) Асоциальное поведение, отсутствие нормальных взаимоотношений с родителями и родственниками, сложность в решении возникающих проблем и преодолении трудностей;

5) Опасные связи и увлечения, которые как приводят к трудным жизненным ситуациям, так и создают социальную эксклюзию.

Отметим, что проблема отклонений в поведении сирот и, в частности, проблема трудновоспитуемости этой категории длительное время интенсивно исследовалась учеными, но несмотря на значительные достижения в изучении отдельных аспектов, в целом работу над проблемой нельзя считать завершенной [1].

Еще в 1928 г. П. Ефруса довольно подробно описывал трудновоспитуемых детей. Он считал, что одним из главных признаков трудновоспитуемости есть асоциальность, неумение подчиняться тем требованиям, которые коллектив ставит перед ребенком или подростком.

Также отметим, что в чаще всего в интернаты попадают дети из неблагополучных семей, а жизнь в низших слоях общества отличается своим равнодушием, цинизмом, беспечностью, неуверенностью в завтрашнем дне. Как в любых маргинальных субкультурах, здесь действует иерархический принцип: «Кто сильнее — тот и прав». Как правило, все это ребенок видит и принимает как образец поведения. Это отпечатывается на его характере и в дальнейшем вливается в культуру общения между воспитанниками интернатов, формируя общую субкультуру интерната, у которой общая основа, но различна по содержанию в разных интернатах, а жизнь ребенка зависит от положения в иерархии интерната [2].

Также одним из ключевых факторов формирования асоциального поведения у сирот, оказывающим значительное влияние на их социализацию, является изолированность от детей, которые растут и воспитываются в нормальных, полноценных семьях. Несмотря на то что, контакты конечно же есть, но они, как правило, носят локальный характер (например, одноклассники). Интернетовские дети ведут себя достаточно обособлено и стараются заводить друзей из своего круга, несмотря на то, что очень тянутся к семье.

Таким образом, изоляция жизни в интернате часто приводит к тому, что сиротам не просто трудно понять мир людей из семей, но и даже просто получить непосредственную информацию о нем. В дальнейшем это приводит или к активному стремлению к интеграции в мир семьи, например, раннее вступление в брак и рождение детей, или к отказу от этой попытки и погружению в мир криминала.

Еще одной из существующих проблем является дефицит квалифицированных кадров, которые обеспечивают надлежащее воспитание детей из интернатов. Это связано с низкими зарплатами и тяжелыми условиями труда. Специалисты из данной сферы часто делают это на чистом энтузиазме, а иногда и без него. Большую часть воспитателей составляют люди, которые работают в интернате давно и, как правило, они уже предпенсионного или пенсионного возраста. А из-за большой разницы в возрасте у сирот и воспитателей часто возникает недопонимание.

Молодых специалистов в данной сфере очень мало и надолго они, как правило, не задерживаются, отдавая предпочтение более спокойным и доходным местам, хотя жизненный опыт молодых специалистов очень пригодился бы сиротам, так как они относились бы примерно к «одной возрастной категории». Следует отметить и то, что в интернате отсутствует глубинное вмешательство в психику ребенка. Воспитатели просто физически не могут дать каждому ребенку полноценную любовь и теплоту, которые мог бы получить в семье.

Таким образом, в большей степени, сироты предоставлены сами себе, они растут в ситуации полной бесконтрольности, у них недостаточно ответственность, бережливость (так как привыкли, что им все дадут) и т. п. В связи с дефицитом теплоты в воспитании сироты часто сталкиваются с проблемами в проявлении любви, да и в самой субкультуре интерната это проявление считается постыдной слабостью.

Также у сирот из интернатов очень низкое представление о морали, плохо сформировано понятие «что хорошо, а что плохо». Часто они даже не осознают, что совершают поступок, который является противозаконным. Например, красивую сумочку, опрометчиво оставленную кем-то в открытом шкафчике в бассейне, можно взять и сделать уже «своей», «личной» вещью, или взять поносить у подруги кофточку на время и навсегда.

Из-за низкой морали, социального положения и бедности сироты, чаще, конечно, мальчики, в большинстве своем становятся поставщиками кадров для криминальных структур или организуют подростковые банды. Им важно осознавать переход на новый этап иерархии. Сироты могут воровать, грабить, заниматься разбоем, торговлей наркотиками и т. п. Бывает тяга к острым ощущениям заставляет сироту убегать из интерната, бродяжничать, употреблять наркотики и спиртные напитки, а девочки, убежав из интерната, часто занимаются проституцией.

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что возникновение девиантного поведения у сирот обусловлено различными причинами:

— нереализованность потребностей личности и стремление к самореализации;

— провалы в правовом и нравственном воспитании;

— отсутствие контроля и личного пространства;

— эмоционально-волевые особенности;

— индивидуальные особенности характера;

— изолированность от семейного воспитания;

— влияние ближайшего окружения;

— особенности воспитания в бывшей родительской семье и генетическая предрасположенность.

По данным Генпрокуратуры РФ, 40 % выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 % совершают преступления [3], а 53 % процента детей, воспитывавшихся в детдомах, обладают криминальным опытом.

По данным статистики, на 23 % за 2023 год выросло число детей-сирот, отбывающих наказание в воспитательных колониях. И эти показатели имеют тенденцию роста на протяжении последних двух лет.

Также наблюдается рост безработных среди сирот, а количество выпускников детских домов в возрасте 18–23 лет, которые остались без жилья, увеличилось на 13 % [4], что также способствует росту числа преступлений среди указанной категории. Так, в результате один из ребят, попросту оказавшихся на улице без всякой надежды получить квартиру, признался, что намеренно совершал правонарушения, чтобы найти приют в исправительной колонии.

Ведущие эксперты, представители министерств и ведомств, Совета Федерации, Госдумы и Генеральной прокуратуры считают, что причин, рождающих проблему преступности среди сирот, целый клубок, одна из которых — недоработки в законодательстве и недостаточность нормативно-правового регулирования. Проще говоря, слабость механизмов для реализации этих законов.

Следует выделить и ключевые проблемы социальной эксклюзии сирот:

  1. Недостаток ресурсов для нормальной социализации. На начальном этапе ребенок испытывает недостаток ресурсов в неблагополучной семье. На этапе первичной социализации, попадая в интернат, дети оказываются в противоречивой ситуации: растет их экономический ресурс, но в то же время уменьшается социальный, поскольку они исключаются из семьи и привычного сообщества. На этапе вторичной социализации эксклюзия выпускников интернатов усиливается, поскольку в этот период сказывается недостаток образования, навыков, социального и культурного капитала.
  2. Проблемы на рынке труда. К ним относятся безработица, ограниченность свободы профессионального выбора и выбора сферы занятости, низкий уровень информированности о трудовых правах, низкая оплата труда, ее задержки, отсутствие многих социальных гарантий в социально-трудовой сфере, неформальные виды занятости.

Для решения проблем, связанных с социальной эксклюзией сирот существует ряд рекомендаций:

  1. Целенаправленно формировать личностный ресурс у воспитанников интернатов, чтобы они могли преодолеть эксклюзивные барьеры и социальные затруднения. Для этого нужно развивать навыки социальной компетентности и сопротивление негативным воздействиям среды.
  2. Обеспечивать доступность легитимных социальных механизмов для удовлетворения базовых потребностей сирот. Например, предоставлять стабильную и адекватно оплачиваемую работу, разрабатывать систему мер для реализации трудовых прав сирот.
  3. Вовлекать в добровольческую деятельность. Добровольческое служение в интересах детей и с их участием рассматривается как дополнительное средство социализации и одно из ее важнейших условий. 3
  4. Повышение социальной компетенции. Необходимо формировать навыки овладения социальными жизненно важными навыками и умениями, а также повышать сопротивление негативным воздействиям среды
  5. Отслеживать социальный статус сирот, изучать проблемы их дальнейшего жизнеустройства и социально-трудовой адаптации.
  6. Формировать социально позитивный имидж воспитанников детских домов и интернатов, менять отношение общества к ним.
  7. Разрабатывать и реализовывать общую концепцию деятельности в интернате. Она должна включать не только меры воспитательного характера, но и быть нацелена на преобразование повседневности учреждения, становление новых, более гуманных жизненных практик.

Для государства профилактика и преодоление социальной исключенности сирот являются приоритетным направлением социальной политики.

Литература:

  1. Габдракипова Р. И. Причины возникновения преступности среди несовершеннолетних детей сирот // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 12 (69). С. 77–81.
  2. Коноплева И. Н., Ларин А. Н. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения у воспитанников детских домов // Психология и право. 2013. Том 3. № 4.
  3. Брынцева Г. 40 процентов бывших детдомовцев становятся алкоголиками и наркоманами // Российская газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2011/12/16/detdom.html?ysclid=m2ef5r2it2750531327.
  4. В России растет преступность среди детей-сирот // Известия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/news/718571.
Основные термины (генерируются автоматически): сирота, интернат, криминогенное поведение, базовая потребность сирот, проблема, ребенок, асоциальное поведение, воспитанник интернатов, негативное воздействие среды, недостаток ресурсов.


Ключевые слова

преступность, проблемы, сироты, социальная эксклюзия, криминогенное поведение

Похожие статьи

Задать вопрос