В статье рассмотрено понятие стрессоустойчивости как жизнестойкости в современной психологии, представлены организационно-методические аспекты исследования жизнестойкости медицинского персонала реанимационного отделения, а также проанализированы результаты исследования жизнестойкости медицинского персонала реанимационного отделения.
Ключевые слова: жизнестойкость, стресс, сопротивление, стрессоустойчивость.
The article considers the concept of stress resistance as resilience in modern psychology, presents organisational and methodological aspects of the study of resilience of medical personnel of intensive care unit, and analyses the results of the study of resilience of medical personnel of intensive care unit.
Keywords: resilience, stress, resistance, stress resistance.
Существование и деятельность человека в современном обществе регулярно, а иногда и хронически подвержены чрезмерному напряжению и стрессам по разным причинам.
Чтобы понять понятие «стрессоустойчивость» с научной точки зрения, необходимо определить научную универсальность понятия «стресс». В классическом понимании российской психологической школы, стресс — это особый режим функционирования организма в неблагоприятных внешних условиях, при котором нарушается работа многих систем, в частности нервной. происходит реорганизация вегетативных отделов нервной системы [5]. Следует отметить, что стрессоустойчивость позволяет человеку находиться в состоянии психофизического равновесия.
Рассмотрим ряд определений стрессоустойчивости разных авторов. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ряд определений стрессоустойчивости разных авторов
Автор |
Формулировка определения |
Баранов А. А. [1] |
многоаспектное свойство человека, позволяющее сохранить оптимальный внутренний психофизиологический гомеостаз в условиях эмоционального напряжения |
Боковиков А. М. [2] |
интегративная способность организма человека сопротивляться неблагоприятному воздействию извне и адаптироваться к нему |
Варданян Б. Х. [3] |
способность человеческого организма адаптироваться к меняющимся условиям, вызывающим те или иные эмоции |
Платонов К. К. [4] |
устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании |
Федосова И. В. [6] |
способность сохранять высокие показатели психического функционирования длительное время при возрастающих стрессовых нагрузках |
Следует отметить, что, исходя из приведенных определений можно заключить, что стрессоустойчивость в основном рассматривается с точки зрения функциональной перестройки организма в сложных условиях для сохранения способности к деятельности.
Во время приспособления к изменяющимся условиям среды, на второй фазе преодоления стресса «сопротивление», стрессоустойчивость помогает организму успешнее противостоять вредоносным факторам, сохранить суверенитет перед ними и адаптироваться к новым условиям среды, оказывая профилактику дистресса и предотвращая психофизиологическое истощение.
Жизнестойкость личности как явление стрессоустойчивости включает в себя три компонента (вовлеченность, контроль и принятие риска) и позволяет оценивать вредоносные события окружающей действительности как менее опасные для психики, способствуя личностной саморегуляции. Копинг-стратегии, в свою очередь, способствуют выбору оптимального способа реагирования на стресс, поддерживая баланс между требованиями среды и собственными ресурсами. В целом копинг-стратегии можно разделить на две большие группы: активные поведенческие стратегии и пассивные аффективные стратегии. Можно предположить, что доминирование проблемно-ориентированного допинга над эмоционально-реактивным у человека благоприятно влияет на уровень его жизнестойкости, позволяя проявлять активную инициации в преодолении стресса [8].
Таким образом, стрессоустойчивость и жизнестойкость как центральный компонент предыдущего необходимо развивать, формировать у работников сферы «человек-человек», в частности медицинских работников, испытывающих воздействие повышенной ответственности и экстремального стресса.
Перейдем к организационно-методическим аспектам исследования жизнестойкости медицинского персонала реанимационного отделения.
В рамках исследования был организован эмпирический этап, целью которого стало выяснение уровня жизнестойкости медицинского персонала реанимационного отделения на основе существующего на данном этапе научной разработки вопроса диагностического инструментария.
Целью эмпирического исследования является изучение жизнестойкости медицинского персонала реанимационного отделения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— определить выборку и определить методический аппарат эмпирического исследования;
— организовать и провести эмпирическое исследование жизнестойкости медицинского персонала реанимационного и терапевтического отделения;
— описать получившиеся результаты исследования жизнестойкости медицинского персонала реанимационного и терапевтического отделения.
В исследовании приняли участие 23 врача реанимационного отделения (экспериментальная группа). Среди них 9 мужчин и 14 женщин. Возрастной диапазон участников — 28–40 лет, средний возраст 29,4 лет.
А также 30 врачей терапевтического отделения, где 12 мужчин и 18 женщин (контрольная группа). Специализации контрольной группы: ревматологи — 9 человек, физиотерапевты — 5 человек, неврологи — 7 человек, пульмонологи — 5 человек, психологи — 2 человека, кардиологи — 2 человека). Возрастной диапазон участников — 31–47 лет, средний возраст 36,5 лет.
В качестве диагностического инструмента, позволяющего оценить уровень жизнестойкости испытуемых, выступили следующие методики:
- Методика «Профессиональный стресс» Фонтана — выявление уровня актуального профессионального стресса, воздействующего на медицинский персонал.
- Методика «Жизнестойкость» Леонтьева — оценка ее компонентов и общего индекса жизнестойкости.
- Тест смысложизненных ориентаций Леонтьева — исследование содержания жизнестойкости как комплекса психологических свойств.
- Ассоциативный тест — исследование глубинных представлений и образов жизнестойкости.
Далее, представим данные анализа результатов исследования жизнестойкости медицинского персонала реанимационного отделения.
- Анализ результатов методики «Шкала профессионального стресса» Д. Фонтана. Данная методика отражает напряженность эмоционально-волевого компонента жизнестойкости (структура компонентов жизнестойкости по теории А. В. Хуторского [7], Ю. Г. Татуры, И. А. Зимней), уровень способности эмоциональной саморегуляции и устойчивости к триггерам врачебной деятельности. Данные методики приведены в таблице 2
Таблица 2
Показатели шкалы «Шкала профессионального стресса» Д. Фонтана среди экспериментальной и контрольной группы
Уровень проф. стресса |
Сравниваемые выборки |
|
Эксперимент группа n=23 |
Контрольная группа n=30 |
|
Низкий уровень |
0 |
0 |
Умеренный уровень |
5 |
17 |
Высокий уровень |
12 |
10 |
Крайне высокий уровень |
6 |
3 |
Согласно выявленным показателям, в обеих группах отсутствуют респонденты, которые отмечают у себя отсутствие каких-либо симптомов избыточного возбуждения нервной системы (низкий уровень профессионального стресса выявлен у 0 испытуемых).
В экспериментальной группе наблюдается преимущественно выраженная степень профессионального стресса (у 12 высокий уровень и у 6 крайне высокий уровень), что говорит о риске развития отрицательных психофизиологических эффектов у врачей реанимационного отделения и высокой напряженности эмоционально-волевого компонента жизнестойкости.
В контрольной группе врачей терапевтического отделения демонстрируется в основном умеренный уровень стресса, который, согласно автору методики, продуцируется из-за увеличения рабочих требований, что стимулирует более активное задействование личностного ресурса в трудовом пространстве.
- Анализ результатов методики «Жизнестойкость» Леонтьева Д. А. Данная методика направлена на изучение и описание мотивационного компонента жизнестойкости: какие побудительные характеристики способствуют повышению врачебной квалификации, профессиональному совершенствованию, улучшению компетенций. Данные методики приведены в Таблице 3.
Таблица 3
Показатели по методике «Жизнестойкость» Д. А. Леонтьева
Компоненты жизнестойкости |
Сравниваемые выборки |
|||||
Экспериментальная группа n = 23 |
Контрольная группа n = 30 |
|||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Вовлеченность |
9 |
9 |
5 |
9 |
14 |
7 |
Контроль |
7 |
11 |
5 |
5 |
15 |
5 |
Принятие риска |
0 |
10 |
13 |
5 |
16 |
9 |
Жизнестойкость |
6 |
10 |
7 |
5 |
19 |
6 |
Таким образом, преобладающей тенденцией в мотивационном преодолении стресса у врачей обеих групп является «Принятие риска» (13 врачей-реаниматологов и 9 врачей-терапевтов отмечают у себя высокую степень сформированности данного компонента) — убеждение респондентов в том, что вероятность совершения ошибки — это естественное течение жизненного бытия, что помогает приобрести надлежащий и обязательный эмпирический опыт для оттачивания навыков эффективного достижения поставленных целей.
- Анализ результатов теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Данный тест выбран нами для исследования, во-первых, ценностно-смыслового компонента жизнестойкости, как комплекса глубинных психологических свойств, позволяющих повышению психофизической устойчивости к стрессогенным надпороговым нагрузкам. Во-вторых, появляется возможность изучения и описания когнитивного компонента жизнестойкости как консолидации знаний об источниках собственной стрессоустойчивости.
Согласно результатам методики, у экспериментальной группы наиболее существенными смысложизненными ориентациями — основополагающими векторами существования человека — являются Цели в жизни (выражена тенденция у 21 респондента из 23). Данные анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева
Субшкалы |
Сравниваемые выборки |
|
Эксперимент. группа n=23 |
Контрольная группа n=30 |
|
Цели в жизни |
21 |
22 |
Процесс жизни |
12 |
10 |
Результативность жизни |
13 |
14 |
Локус контроля — Я |
8 |
10 |
Локус контроля — жизнь |
15 |
20 |
Общий показатель ОЖ |
11 |
12 |
Таким образом, врачи реанимационного отделения ценностно-смысловым компонентом жизнестойкости видят, прежде всего, будущие достижения, реализованные через поставленные и осмысленные задачи во временной перспективе. Наименьшую значимость представляет такой когнитивный компонент жизнестойкости, как представление о себе как хозяине собственной жизни, так как вероятно, профессиональная деятельность врача-реаниматолога подразумевает неконтролируемость и непредсказуемость рабочих ситуаций, где клиницист не способен объективно и однозначно когнитивно оценить условия.
- Результаты исследования по ассоциативному эксперименту. Благодаря данному проективному тесту исследуется ценностно-смысловой компонент жизнестойкости как внутренний глубинный паттерн восприятия рабочих факторов в пространстве больницы. В рамках нашего исследования мы использовали три стимула для проведения данного теста: пациент, отделение реанимации, операция. Данные слова и словосочетания описывают:
— агентов медицинской коммуникации (пациент);
— место коммуникации (отделение реанимации);
— предмет коммуникации (операция).
Результаты ассоциативного эксперимента у врачей реанимационного отделения представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты ассоциативного эксперимента у врачей реанимационного отделения
Типы оценки |
Группы |
||
Экспериментальная группа |
|||
Пациент |
Отделение реанимации |
Операция |
|
Положительно-жизнестойкая |
34,1 % |
36,6 % |
12,6 % |
Формально-нейтральная |
41,6 % |
41,3 % |
65,9 % |
Стрессогенно-отрицательная |
24,3 % |
22,1 % |
21,5 % |
Таким образом, согласно результатам ассоциативного эксперимента, для врачей реанимационного отделения категории оценки «формально-нейтральная» и «положительно-жизнестойкая» на стимул «пациент» занимают первичные позиции ценностно-смысловом компоненте жизнестойкости.
Большинство ответов относятся к формально-нейтральным (41,6 % встречаемости), где содержатся такие глубинно-смысловые дефиниции касательно больного, как «работа», «ежедневно», «белый халат», «наблюдение», «диагноз», «опрос», «среди ночи», «анестезия», «дети».
На второе место по вкладу в общее разнообразие стимульных реакций, в категорию «положительно-жизнестойкая» оценка (34,1 %), вошли образы и ассоциации, характеризующие чувственный отклик и оптимизм клиницистов («помощь другому», «забота», «благодарность за спасение», «мой подопечный», «вернуть с того света», «быть дисциплинированным», «внимание»).
Наименее выражена (24,3 %) категория «стрессогенно-отрицательная» с наполнением таких ассоциаций, как «труп», «капать на мозги», «идиот».
Обобщая вышеизложенное, анализ ассоциативного теста показал, что для врачей реанимационного отделения стимулы, связанные с профессиональной деятельностью, являются преимущественно формально-нейтральными единицами. На втором месте по частоте встречаемости находятся ассоциации, отвечающие положительно-жизнестойкой оценке. Таким образом, вероятно, ассоциативные поля подобного индифферентного и жизнеутверждающего характера касательно работы врача-реаниматолога способствуют сохранению адаптивных показателей психического функционирования в течение длительного времени при стрессовых и экстремальных нагрузках клинициста.
Для выявления статистически значимых различий у врачей из реанимационного отделения и терапевтического отделения в компонентах жизнестойкости (мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий, ценностно-смысловой) нами был использован U-критерий Манна-Уитни (при р<0,05). Так, согласно сравнительному анализу по критерию Манна-Уитни, выявлены статистически значимые различия между двумя группами исследования в уровне профессионального стресса (U = 198,00 при Uкр = 235,00, r = 0,05).
Таблица 6
Сравнение показателей двух групп врачей по U-критерию
№ |
Шкала |
Сравниваемые выборки |
Значения суммы критерия Манна-Уитни, U |
Значения верхних критических точек, Z |
Уровень достоверности |
1 |
Профессиональный стресс (Д. Фонтана) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
198,00 |
–2,624 |
0,05 |
2 |
Жизнестойкость (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
238,50 |
2,661 |
0,057 |
3 |
Вовлеченность (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
320,00 |
-2,624 |
0,906 |
4 |
Контроль (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
312,00 |
-1,805 |
0,181 |
5 |
Принятие риска (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
230,50 |
2,777 |
0,046 |
Цели в жизни (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
372,000 |
-0,18 |
0,089 |
|
Процесс жизни (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
257,500 |
2,32 |
0,064 |
|
Результативность жизни (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
316,500 |
-0,66 |
0,813 |
|
Локус контроля — Я (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
413,000 |
-0,24 |
0,071 |
|
Локус контроля — жизнь (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
432,000 |
1,96 |
0,153 |
|
Общий показатель ОЖ (Д. А. Леонтьев) |
Врачи РО/ Врачи ТО |
333,500 |
1,49 |
0,125 |
Таким образом, у врачей реанимационного и терапевтического отделений имеется статистически значимое различие в показателях эмоционально-волевого компонента, а именно в более выраженном уровне профессионального стресса у первых, что проявляется в нарушениях аффективного регулирования и способности переживать ситуации.
На основании проведенного исследования, можно предположить, что жизнестойкость врачей реанимационного отделения имеет ряд особенностей. Жизнестойкость врачей реанимационного отделения характеризуется напряженностью эмоционально волевого компонента жизнестойкости — высоким уровнем профессионального стресса. Профессиональный стресс как избыточное психофизиологическое напряжение, обусловленное рабочим контекстом, нарушает задействование внутриличностных ресурсов и дестабилизирует поиск адаптивных копингов в ситуации трудового функционирования. Преобладающим показателем мотивационного компонента жизнестойкости выявлено принятие риска жизненных ситуаций, наименее выражена вовлеченность в реальную действительность.
Считается, что чрезмерная ответственность реаниматологов за жизни других людей, высокая частота возникновения опасных ситуаций с пациентами и постоянная необходимость быть бдительными и быстро принимать важные медицинские решения вызывают у специалистов чрезмерный стресс. Отметим, что повышенная жизнестойкость врачей является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха деятельности. Исследование природы жизнестойкости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей профессиональной деятельности имеет важное значение для целого ряда специальностей, деятельность которых протекает в экстремальных условиях.
Литература:
- Баранов А. А., Жученко О. А. Стрессоустойчивость и самооценка академических достижений //Психологический журнал. — 2015. — Т. 36. — №. 4. — С. 16–22.
- Боковиков А. М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал, 2000. − Т. 21. − № 1. − С. 93–101.
- Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. — М., 1983.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. − М., 1984.
- Совмиз З. Р. Взаимосвязь индивидуальных и командных копинг-стратегий с личностными и социально-психологическими характеристиками субъектов групповой деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2015. — № 3 (183). — С.142–146.
- Федосова И. В. Организация социокультурной среды вуза в контексте формирования основ здорового образа жизни студентов //Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи. — 2015. — С. 414–446.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. пособие; 2-е изд., переработ. / А. В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
- Maddi S. R. The personality construct of hardiness, III: Relationships with repression, innovativeness, authoritarianism, and performance // Journal of Personalized Medicine, 2019. Vol. 12. P. 99–107.