В настоящей статье анализируются особенности разработки системы коммуникаций современной организации, выделяются ключевые аспекты разработки этой системы. Отдельно характеризуются этапы разработки системы коммуникаций в организации.
Ключевые слова: маркетинговый комплекс, система коммуникаций, управление коммуникациями.
Эффективное управление коммуникациями современной организации требует продуманного и продуманного подхода, учитывающего систему коммуникаций в организации. В общем и целом, маркетинговый комплекс коммуникаций является «уникальным набором стратегий и инструментов, предназначенных для создания продуктов, определения их стоимости, их распределения и рекламы, чтобы передать их от производителя к конечному покупателю» [4, с. 54].
Ключевые аспекты маркетингового коммуникационного комплекса — это:
— повышение продаж, включающее в себя краткосрочные стимулирующие меры, направленные на увеличение объемов продаж и сбыта товаров;
— индивидуальные продажи и прямой маркетинг, предполагающие непосредственный контакт и персонализированное общение с клиентами;
— рекламная деятельность, цель которой — привлечь внимание покупателей к продукции, услугам или организации, производившей их, а также стимулировать к определенным действиям;
— работа с общественностью и PR-активности, которые представляют собой целенаправленные усилия по формированию общественного мнения с целью улучшения эффективности работы организации на рынке. Разработка системы коммуникаций в организации включает в себя ряд ключевых этапов, предложенных Л. А. Недыхаловым:
— согласование стратегии маркетинга с глобальными целями организации (вертикальная интеграция). В этом процессе критически важно получить поддержку от руководства на высоком уровне, которое не только одобрит интеграционные усилия, но и поможет определить наиболее эффективные методы коммуникаций. Это возможно благодаря четко выраженным целям маркетинга и стратегиям для закрепления на рынке;
— согласование стратегии маркетинга с деятельностью различных отделов организации (горизонтальная интеграция);
— включение стратегии маркетинга в общую маркетинговую стратегию, учитывая аспекты продукта, цены и дистрибуции;
— интеграция позиционирования продукта, которая включает в себя «применение передовых информационных технологий, выявление и использование конкурентных преимуществ, проведение презентаций и социальных мероприятий для усиления корпоративного имиджа, а также участие в специализированных выставках отрасли» [3, с. 10].
Разработка системы коммуникаций в организации состоит из 8 основных этапов, каждый из которых является неотъемлемой частью рассматриваемого процесса. Упущение одного из этапов может негативно сказаться на качестве и целостности информационной кампании и, как в следствие на результате продвижения. Рассмотрим их подробно:
Этап 1. Определение цели системы коммуникаций в организации. К таким целям относятся: стимулирование спроса, рост объемов сбыта, повышение коммуникационного воздействия организации, а также оказываемых ими услуг, выход на новые рынки. Также компания может использоваться комплекс целей [5, с. 23].
Этап 2. Выявление целевой аудитории и ее возможной ответной реакции. Чтобы определить целевую аудиторию и ее параметры, необходимо провести маркетинговые исследования услуг, покупателей, рынка. На этапе исследований выявляются желаемые ответные реакции целевой аудитории, что позволяет компаниям достичь маркетинговых целей (целей продвижения).
Этап 3. Определение бюджета системы коммуникаций в организации. Определить общий бюджет на проведение системы коммуникаций в организации поможет план мероприятий, разработанный с учетом всех планируемых затрат. Вложения в комплекс маркетинговых коммуникаций особенно важны для вновь открывающегося предприятий. Маркетинговые коммуникации подразделяются на обязательные и желательные. Планируя расходы на комплекс маркетинга, «руководитель должен оценить, какие из желательных коммуникаций необходимы организации и насколько их проведение будет результативным» [2, с. 19].
Этап 4. Принятие решений о средствах продвижения. Средства продвижения определяются как инструмент управления процессом движения товара или услуги от организации к потребителю. Целью продвижения выступает формирование той или иной ответной реакции потребителя. Примером такой реакции может служить совершение покупки товара или услуги, получение удовлетворения от покупки, передача информации о своём опыте знакомым (сарафанное радио) как о совершённой покупке, так и об организации в целом.
Этап 5. Создание информационных сообщений. Главной задачей данного этапа состоит в выделении преимуществ, мотивов или причин, опираясь на которые потребители будут определять ценность предлагаемого продукта или услуги. Чтобы создать эффективное информационное послание, важно выстроить его следующим образом: сначала нужно выбрать содержание сообщения (определить, что именно хотим передать), затем продумать его структуру (логическую последовательность), определить отправителя (от кого будет послано сообщение) и, наконец, акцентировать внимание на его визуальном оформлении.
Этап 6. Выбор каналов передачи сообщения. Правильно подобранные каналы для передачи сообщения по мнению О. Н. Жильцовой и И. Н. Синяевой «оптимизируют бюджет организации, заложенный в продвижение, увеличивают конкурентоспособность рекламного сообщения и повышают рентабельность маркетинговых коммуникаций» [1, с. 59].
Этап 7. Реализация. Запуск рекламной кампании, тестирование всех рекламных сообщений.
Этап 8. Анализ результатов информационной кампании. Для компаний очень важно получать данные о реакциях покупателя на оказываемые услуги, сам салон в целом и ее коммуникационную деятельность, поэтому необходимо выстраивать каналы обратной связи. Они позволят учитывать и использовать эту информацию для регулярного улучшения работы в сфере продвижения товаров (услуг).
Следовательно, разработанные этапы системы коммуникаций должны выступать в роли полностью отстроенной стратегии маркетинговых мероприятий, применение которой будет направлено на достижение стратегических целей и задач роста организации.
Литература:
- Жильцова, О. Н. Развитие современного комплекса коммуникаций маркетинга: тенденции, теория и практика / О. Н. Жильцова, И. Н. Синяева. — Москва: Перо, 2000. — 231 c. — Текст: непосредственный.
- Короп, М. М. Управление маркетинговыми коммуникациями в организации / М. М. Короп. — Белгород: Издательский дом «БелГУ»: НИУ «БелГУ», 2024. — 79 c. — Текст: непосредственный.
- Недыхалов, Л. А. Основы современных маркетинговых коммуникаций: учебное пособие / Л. А. Недыхалов. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2022. — 182 c. — Текст: непосредственный.
- Прядко, С. Н. Цифровой маркетинг: учебное пособие / С. Н. Прядко, С. А. Кучерявенко, Н. И. Быканова. — Белгород: Издательский дом «БелГУ»: НИУ «БелГУ», 2023. — 94 c. — Текст: непосредственный.
- Трифилова, А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия / А. А. Трифилова. — Москва: Финансы и статистика, 2005. — 301 c. — Текст: непосредственный.