В статье исследуются особенности продвижения в социальных сетях (SMM), анализируются цели и задачи SMM, характеризуются основные SMM-инструменты.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, социальные сети, целевая аудитория, SMM.
Маркетинг в социальных сетях (SMM) включает в себя ряд стратегий, направленных на привлечение потенциальных клиентов через социальные сети и приложения для обмена сообщениями. Он включает в себя создание контента, которым пользователи будут естественно делиться в своих социальных кругах, используя личные рекомендации для укрепления доверия аудитории. Таким образом, SMM способствует повышению доверия, поскольку люди ценят информацию, полученную от тех, кого они знают.
SMM выступает в качестве формы социального доказательства присутствия и надежности компании. Более активное взаимодействие с аккаунтами компании в социальных сетях приводит к повышению доверия со стороны потенциальных клиентов, а поддержание динамичных, обновляемых страниц улучшает видимость в результатах поиска. Предприятиям выгодно иметь активные аккаунты, которые хорошо ранжируются в поисковых запросах, связанных с брендом, создавая сильное присутствие в Интернете.
SMM стал одним из самых эффективных инструментов привлечения клиентов по ряду веских причин. В 2024 году более 5,44 миллиарда человек во всем мире — 67 % населения планеты — пользуются интернетом, и каждый человек ведет в среднем семь аккаунтов в социальных сетях. Около 90 % пользователей Интернета пользуются социальными сетями хотя бы раз в месяц, при этом каждую секунду к ним присоединяются 13 новых пользователей. В среднем пользователи проводят на этих платформах около 2,5 часов в день. В рекламу в социальных сетях также вкладываются значительные финансовые средства: в 2021 году в мире потрачено 153,77 млрд долларов, а к 2026 году эта цифра вырастет до 252,57 млрд долларов. Кроме того, 96 % малых предприятий интегрируют социальные медиа в свои маркетинговые стратегии, а те, кто эффективно привлекает клиентов с помощью этих платформ, отмечают 40 %-ный рост долгосрочных расходов клиентов. [1, с. 216].
Выделяют следующие цели и задачи SMM (Таблица 1):
Таблица 1
Цели и задачи SMM [2, с. 43–44]
Цели |
Задачи |
Основными целями маркетинговой стратегии в социальных сетях являются повышение узнаваемости и осведомленности о бренде, привлечение трафика на сайт компании и привлечение новых клиентов. Она также призвана способствовать более глубокому взаимодействию с аудиторией, созданию активных онлайн-сообществ или групп и росту доходов. Кроме того, эффективный подход обеспечит качественное обслуживание клиентов, увеличит присутствие бренда в обсуждениях в СМИ и даст представление о текущих разговорах о бренде. |
Задачи эффективной маркетинговой стратегии включают в себя определение целевой аудитории и анализ ее интересов. Она также предполагает оценку рыночной ниши для определения наиболее подходящих платформ для продвижения бренда и соответствующих инструментов. Стратегия направлена на увеличение числа посетителей и клиентов с помощью различных маркетинговых мероприятий, таких как реклама, акции и конкурсы. Также особое внимание уделяется улучшению имиджа компании с помощью кампаний по связям с общественностью и активному отслеживанию как положительных, так и отрицательных отзывов. Отслеживание прогресса этих рекламных мероприятий с помощью статистического анализа также является ключевым компонентом процесса. |
SMM-маркетинг — это мощный инструмент для продвижения брендов и взаимодействия с клиентами. Он сочетает в себе креативный подход, таргетированную рекламу, анализ данных и постоянное общение с аудиторией. Для успешного SMM-маркетинга важно учитывать особенности платформ, интересы целевой аудитории и регулярно анализировать результаты, чтобы улучшать стратегию.
Рекламодатели решают с помощью социальных сетей следующие задачи:
— повышение присутствия бренда в сети;
— расширение охвата целевой аудитории;
— привлечение конверсионного трафика на сайт;
— адресное обращение к отдельным целевым группам потребителей.
Можно выделить 17 основных инструментов, используемых в SMM (таблица 2):
Таблица 2
Основные SMM -инструменты [4]
№ |
Инструмент |
Определение |
|
1 |
Контент-маркетинг |
В него входит разработка стратегии, создание плана, рубрик, написание и выпуск материала. Идеи постов можно находить у конкурентов или воспользоваться матрицей контента. |
|
2 |
Работа с лидерами мнений, блогерами |
Это может быть разовая реклама или рекламная компания с разными форматами. |
|
3 |
Персональный брендинг |
Продвижение и продажа продуктов компании через личные страницы руководителя или сотрудников. |
|
4 |
Создание и использование промо персонажей |
Примеры: мистер Мишлен, розовый заяц из рекламы Дюрасел. |
|
5 |
Общение с подписчиками |
Включает в себя ответы на вопросы, работу с отзывами, вовлечение через интерактивный материал. |
|
6 |
Реклама в пабликах, каналах |
Такую услугу предоставляет большинство крупных авторов. |
|
7 |
Комментирование пабликов с похожей тематикой |
Интересные комментарии привлекут людей, они захотят посмотреть аккаунт из-за любопытства. |
|
8 |
Оптимизация сайта под соцсети (SMO) |
Это улучшение сайта для посетителей, переходящих на него из социальных сетей. |
|
9 |
Прямые эфиры |
Это может быть презентация нового продукта, экскурсия по производству, лекция от эксперта с ответами на популярные вопросы. |
|
10 |
Видеоролики |
Вконтакте, Дзен активно продвигают этот формат. На всех площадках кроме Youtube больше пользователей, который любят вертикальные видео |
|
11 |
Хештеги |
Не везде работают одинаково хорошо, но какой-то трафик с них все равно идет. |
|
12 |
Создание новых обсуждений о продукте |
Это может быть обсуждение для отзывов, с ответами на вопросы. Обсуждения повышают вовлеченность и лояльность пользователей. |
|
13 |
Офферы |
В новостной ленте компания размещает купоны с акциями, скидками на продукты. |
|
14 |
Работа с новыми комментариями |
Чаще всего интерес к продукту аудитория демонстрирует через комментарии. Ответы на комментарии показывают заботливое отношение к своим подписчикам. |
|
15 |
Открытая реклама — предложение товара или услуг |
В соцсетях часто используется таргет. В нее добавляется предложение, картинка (по желанию) и призыв к действию в конце: купить, перейти на сайт, оставить почту и прочие. |
|
16 |
Рекламный кабинет |
Используют для настройки таргетинга. В нем можно указать подробные характеристики пользователей, которым будет показана реклама. |
|
17 |
Вирусный маркетинг |
Основная цель — создать настолько цепляющий пост, чтобы подписчики захотели им делиться со своими знакомыми. Вирусный контент или текст может быть провокационным, развлекательным или полезным |
|
Эффективный SMM требует постоянного мониторинга и адаптации к изменениям в поведении потребителей и алгоритмах социальных платформ. Если удастся обеспечить достаточную эффективность инвестиций, социальные медиа могут стать ценным активом, деятельно помогающим в реализации маркетингового плана. Ценность социальных медиа в том, что они могут дополнить, но не заменить традиционные маркетинговые инструменты типа директ-мейла, маркетинга с помощью электронных писем и т. д. и т. п. [1, с. 43].
Таким образом, социальные сети стали неотъемлемой частью современного общества, привлекая внимание людей по всему миру. Ежедневно миллионы пользователей посещают популярные платформы, используя их для общения с друзьями, обсуждения интересных тем. Одновременно компании активно воспринимают социальные сети как эффективный инструмент для продвижения, увеличения лояльности аудитории, а также для рекламы в целом. В настоящее время практически каждый имеет аккаунт в социальных сетях. Мессенджеры, такие как Твиттер, а также комментарии на платформах также популярны, предоставляя разнообразные форматы социального взаимодействия. SMM предоставляет ряд выгод и преимуществ для бизнеса и личного бренда и стал неотъемлемой частью маркетинговой стратегии, предоставляя эффективные инструменты для взаимодействия с аудиторией и продвижения бренда в цифровой эпохе.
Литература:
- Жильцова, О. Н. Интернет-маркетинг: учебник для вузов / О. Н. Жильцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2023. — 335 c. — Текст: непосредственный.
- Милинчук, Е. С. SMM-маркетинг: учебное пособие для вузов / Е. С. Милинчук. — Москва: Юрайт, 2024. — 216 c. — Текст: непосредственный.
- Синяева, И. М. Основы рекламы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, Д. А. Жильцов. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2024. — 453 c. — Текст: непосредственный.
- Тепляков, В. А. SMM-маркетинг. Особенности продвижения / В. А. Тепляков. — Текст: непосредственный // Вестник науки и образования. — 2018. — Вып. 1. — №. 2 (38). — С. 49–51.